Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Теория и история литературы (раздел «История русской литературы XIX века) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБаркун
АвторыБаркун В.В.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц32
ID237144
АннотацияСтруктура лекционного курса представляет собой три блока: первая треть 19 века (1800–1840-е годы), вторая треть 19 века (1840–1860-е годы) и третья треть 19 века (1860–1900-е годы. В учебно-методическом комплексе учитывается связь со смежными гуманитарными дисциплинами: философией, историей, культурологией, религиоведением. Поэтому в ходе лекционного курса большое внимание уделяется проблемам культурологическим, общеэстетическим, филологическим
Кем рекомендованоРекомендована к изданию советом культурологического факультета
Кому рекомендованоУМК предназначен для студентов специальностей «Народное художественное творчество, «Режиссура ТПП», «Актерское искусство», «Музейное дело и охрана памятников», «Социально-культурная деятельность», «Менеджмент организации».
ББК83
Баркун, В.В. Теория и история литературы (раздел «История русской литературы XIX века) : учебно-методический комплекс / Баркун В.В.; В.В. Баркун .— Кемерово : КемГУКИ, 2007 .— 32 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237144 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Кафедра литературы ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (раздел «История русской литературы ��� Учебно-методический комплекс по специальности 071301 «Народное художественное творчество�, «Режиссура ТПП�, 070209 «Актерское искусство�, 070503 «Музейное дело и охрана памятников�, 071301 «Социально-культурная деятельность�, 080507 «Менеджмент организации� ��� века�� Кемерово 2007 1 Утверждена на заседании кафедры литературы 11.12.2006 г., протокол № 6. <...> Теория и история литературы (раздел «История русской литературы ��� века���� учебно-методический комплекс по специальности 071301 «Народное художественное творчество�, «Режиссура ТПП�, 070209 «Актерское искусство�, 070503 «Музейное дело и охрана памятников�, 071301 «Социально-культурная деятельность�, 080507 «Менеджмент организации� / сост. <...> 2 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс «Теория и история литературы� (раздел «История русской литературы ��� ��� века�� �� предназначена для студентов специальностей 071301 «Народное художественное творчество�, «Режиссура ТПП�, 070209 «Актерское искусство�, 070503 «Музейное дело и охрана памятников�, 071301 «Социально-культурная деятельность�, 080507 «Менеджмент организации� дневной формы обучения. <...> Раздел «История русской литературы ��� ��� века� ��� века� а� является частью об�еным курсом, следую�им за курсом «История древнерусской литературы и русской литературы ����� ����� века�. <...> Эта преемственность важна как в изучении историко-литературного процесса в целом, так и в постижении творчества отдельных писателей. <...> Кроме того, для целостной, духовно развитой личности весьма актуальным является адекватное восприятие искусства как такового, способность воспринимать литературный процесс как систему, имею�ую собственные закономерности и логику. <...> Главная цель курса – создать у студентов базу историко-литературного <...>
Теория_и_история_литературы_(раздел_«История_русской_литературы_XIX_века)_.pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Кафедра литературы ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (раздел «История русской литературы ��� Учебно-методический комплекс по специальности 071301 «Народное художественное творчество�, «Режиссура ТПП�, 070209 «Актерское искусство�, 070503 «Музейное дело и охрана памятников�, 071301 «Социально-культурная деятельность�, 080507 «Менеджмент организации� ��� века�� Кемерово 2007 1
Стр.1
Утверждена на заседании кафедры литературы 11.12.2006 г., протокол № 6. Рекомендована к изданию советом культурологического факультета 13.03.2007 г., протокол № 7. Теория и история литературы (раздел «История русской литературы ��� века���� учебно-методический комплекс по специальности 071301 «Народное художественное творчество�, «Режиссура ТПП�, 070209 «Актерское искусство�, 070503 «Музейное дело и охрана памятников�, 071301 «Социально-культурная деятельность�, 080507 «Менеджмент организации� / сост. В. В. Баркун. – Кемерово�� КемГУКИ, 2007. – 32 с. Составитель�� преподаватель Баркун В. В. 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс «Теория и история литературы� (раздел «История русской литературы ��� ��� века�� �� предназначена для студентов специальностей 071301 «Народное художественное творчество�, «Режиссура ТПП�, 070209 «Актерское искусство�, 070503 «Музейное дело и охрана памятников�, 071301 «Социально-культурная деятельность�, 080507 «Менеджмент организации� дневной формы обучения. Раздел «История русской литературы ��� ��� века� ��� века� а� является частью об�еным курсом, следую�им за курсом «История древнерусской литературы и русской литературы ����� ����� века�. По�тому актуальность включения дана� является историко-литературданурного курса в учебный план специальностей обусловлена тем, что он является логическим продолжением предыду�его курса, а также историко-литературной базой для последую�их предметов, входя�их в дисциплину «Теория и история литературы�. Эта преемственность важна как в изучении историко-литературного процесса в целом, так и в постижении творчества отдельных писателей. Кроме того, для целостной, духовно развитой личности весьма актуальным является адекватное восприятие искусства как такового, способность воспринимать литературный процесс как систему, имею�ую собственные закономерности и логику. Главная цель курса – создать у студентов базу историко-литературного характера; осознать литературу в ее динамике, традиционности, преемственности, неизменности и новизне; способствовать постижению генезиса литературы в целом и отдельного произведения; сформировать умение выявлять в конкретных литературных произведениях художественно-�стетические принципы, характерные для той или иной �похи. Поставленная цель предполагает ряд задач, которые необходимо решить в процессе изучения данного курса�� - систематическое усвоение основополагаю�их понятий теории и истории литературы; - формирование у студентов соответствую�его понятийно-категориального аппарата; - усвоение историко-литературного контекста; - выработка навыка анализа и интерпретации художественного произведения; - повышение читательской компетенции студентов, выработка навыка осмысленного чтения. 3 его базового курса «Теория и история литературы�, который предусмотрен государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в области культуры и искусства. «История русской литературы ���
Стр.3
Структура лекционного курса представляет собой три блока. Это деление обусловлено об�епринятым в науке о литературе делением ��� на три периода�� первая треть ��� ��� века (18�0–1860-е годы� ды� и третья треть ��� ��� века ��� века (1800–18�0-е годы�, вторая треть ��� века (1860–1900-е годы�. В целом учебный курс организован таким образом, чтобы рассмотрение каждой темы основывалось на активном применении знаний и навыков, полученных студентами во время изучения предыду�их историко-литературных курсов. В учебно-методическом комплексе учитывается связь со смежными гуманитарными дисциплинами�� философией, историей, культурологией, религиоведением. По�тому в ходе лекционного курса большое внимание уделяется проблемам культурологическим, об�е�стетическим, филологическим. Ключевая особенность литературного процесса заключается в многообразных взаимосвязях литературы и публицистики, политики, других форм об�ественной деятельности. Литературная жизнь периода��� ���века становится значимым фактором об�ественной жизни, тем самым появляется целый ряд новых явлений и понятий�� беллетристика, критика, литературный журнал. Курс «История русской литературы ��� ��� века� а� изучается в течение одного семестра и включает 28 лекционных занятий и 6 семинарских занятий. В рамках данного учебного курса предусмотрены тестовые и контрольные задания. Учебно-методический комплекс включает об�ие методические рекомендации по изучению курса, тематический план и содержание курса, планы практических занятий, списки рекомендуемой учебной и научной литературы, список контрольных вопросов и заданий, а также вопросы к �кзамену, предусмотренному в конце семестра. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА Указанные выше цели и задачи курса «История русской литературы ��� века� могут быть успешно достигнуты с учетом некоторых важных особенностей методологического характера. Данный курс является историко-литературным курсом, что требует особого подхода к нему в рамках учебной деятельности. С одной стороны, необходимо учитывать знания, полученные студентами из других дисциплин в курсе «Теория и история литературы�, а с другой стороны, особый смысл приобретает соответствие рассматриваемого учебного материала установке студентов на дальнейшее успешное обучение. Изучение данного курса студентами необходимо для расширения об�екультурного, профессионального кругозора, для формирования целостно развитой личности. Данный курс дает необходимое понимание, основанное на глубокой научной базе, о преемственности русской литературы, 4
Стр.4
о закономерностях ее развития. Студент должен воспринимать литературу не как «школьный предмет�, а как сложную подвижную систему, имею�ую собственные законы, которые не отстраняют от себя человека (уча�егося, студента�, а, напротив, активно включают его в себя. Только при таком восприятии художественной культуры, в том числе и литературы, возможно продуктивное изучение подобных дисциплин. В процессе изучения курса, студенты должны хорошо усвоить и представлять характер и закономерности развития русской литературы ��� века,��� основные особенности литературных �пох, специфику стиля отдельных писателей. В �той связи в изучаемом периоде выделяются наиболее значимые произведения русской литературы, наиболее ярко представляю�ие соответствую�ую �поху. При изучении курса студенты должны ознакомиться с рядом теоретических понятий, необходимых для характеристики литературного процесса ��� века, а также усвоить некоторые литературоведческие категории, используемые для анализа художественного произведения (список ключевых понятий отражен в соответствую�ем перечне в конце учебной программы�. Следует отметить, что указанная цель и задачи, а также требования, предъявляемые студентам в процессе изучения курса «История русской литературы ��� ��� века�, могут быть реализованы только при постоянном сооттнесении основных реалий и фактов развития литературы рассматриваемого периода с апелляцией к соответствую�им художественным текстам, их анализом и интерпретацией. Анализ литературных произведений является важнейшей составляю�ей курса истории русской литературы ��� вклю��� века. Только посредством включения студента в процесс анализа или интерпретации налаживается живой контакт между произведением и его читателем. По�тому связь теоретических, историко-литературных знаний с конкретным художественным материалом должна о�у�аться студентами как обязательная и насу�ная. Курс строится таким образом, что постоянное обра�ение к тому или иному художественному тексту является неотъемлемой частью работы преподавателя и студента как на лекциях, так и на семинарских занятиях. При �том усвоенные студентами термины и понятия, характеризую�ие литературный процесс и сам внутренний мир литературного произведения, должны свободно применяться в процессе работы над конкретными произведениями. Данная методологическая установка актуальна для всех видов деятельности и учебных форм указанного курса. Именно по�тому формулировки некоторых �кзаменационных вопросов, вопросов контрольных и практических заданий отличаются об�етеоретической направленностью (например, особенности конфликта, специфика образной системы, проблема целостности и т. п.�. Эти вопросы призваны активизировать мыслительную способность студентов в процессе интенсивного освоения и понимания художественных произве5
Стр.5
дений, а также отражают сам «ход� анализа литературного произведения. При �том грамотный анализ немыслим без актуализации многообразных аспектов�� художественного, культурологического, исторического, национального и др. тем самым художественное произведение обретает статус феномена в противовес узкопримитивной трактовке произведения только как «иллюстрации� определенных художественных направлений и школ литературы ��� века.��� Основными формами организации учебного процесса по изучению рус��� века являются лекции, семинарские занятия, выполской литературы ��� Курс «История русской литературы ��� ��� века� лнение контрольных работ, консультации по темам, которые предложены для самостоятельного изучения. а� предполагает также саамостоятельную работу студентов. В ходе самостоятельной работы над изучением курса студент должен вести конспект лекций, изучать нужные главы учебных пособий (см. список литературы�, обра�ая особенное внимание на те аспекты курса, которые подробно не осве�аются в лекциях. Также в обязанности студента входит подготовка к семинарским занятиям и чтение обязательного минимума художественных текстов (см. планы занятий и список художественных текстов�. В процессе чтения, анализа художественных произведений студентам предлагается вести (по желанию� «читательский дневник�, содержа�ий выписки цитат, отдельных фрагментов текста. Дневником разрешается пользоваться на �кзамене при подготовке устного ответа, но с условием отсутствия в дневнике конспектов лекций, �нциклопедических и научно-исследовательских статей. Курс заканчивается �кзаменом, который имеет форму устного ответа на �кзаменационные вопросы. Экзаменационная оценка также может выставляться по итогам контроля СРС (тестовые и контрольные задания, собеседования по отдельным темам и разделам курса�, с обязательным учетом работы на семинарских занятиях. Основным требованием допуска к �кзамену является количество прочитанных студентом художественных произведений из представленного списка обязательной литературы (см. с. 2�–25�. Студент, не прочитавший или прочитавший не полностью произведения из списка, к �кзамену не допускается. Также абсолютно неприемлемым представляется чтение произведений русской классической литературы в сокра�енном варианте. Подобные действия студентов будут расцениваться как грубейшее нарушение в рамках данной учебной дисциплины. Такие студенты допу�ены к �кзамену не будут. Обра�ение к хрестоматиям или кратким популярным изложениям допустимо только в случае, когда студент желает освежить в памяти сюжетные ходы уже прочитанного в полном варианте произведения. На �кзамене студент должен показать знание историко-литературных ��� века, а также умение анализировать художественное фактов периода ��� произведение. Методика анализа и интерпретации художественного текста будет предложена в ходе чтения лекционного курса. 6
Стр.6
Повесть По�зия (по�тический текст� Проза (прозаический текст� Пьеса Развязка Рассказчик Реализм Ремарка Род литературный Роман Романтизм Сентиментализм Символ Система персонажей Сказ (тип повествования� Событие (сюжетное� Сюжет Типизация Трагедия Условность художественная Утопия литературная Фабула Хронотоп Цикл Эпопея Эпос СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................................................................... 3 Об�ие методические рекомендации по изучению курса....................................... 4 Тематический план курса.................................................................................. 7 Содержание курса....................................................................................................... 8 Методические рекомендации по практическим занятиям............................. 16 Планы практических занятий.................................................................................... 17 Контрольные вопросы и задания............................................................................... 20 Вопросы для подготовки к �кзамену......................................................................... 22 Список художественных текстов для обязательного прочтения............................ 2� Список рекомендуемой литературы.......................................................................... 25 Перечень ключевых слов........................................................................................... 31 Подписано к печати 11.05.07. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс�. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,�. Тираж 50 �кз. Заказ № 211. __________________________________________________________ Издательство КемГУКИ�� 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-�5-83. 32
Стр.32