Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Кафедра литературы
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
(раздел «История русской литературы ���
Учебно-методический комплекс
по специальности 071301
«Народное художественное творчество�,
«Режиссура ТПП�, 070209 «Актерское искусство�,
070503 «Музейное дело и охрана памятников�,
071301 «Социально-культурная деятельность�,
080507 «Менеджмент организации�
��� века��
Кемерово 2007
1
Стр.1
Утверждена на заседании кафедры литературы 11.12.2006 г., протокол № 6.
Рекомендована к изданию советом культурологического факультета
13.03.2007 г., протокол № 7.
Теория и история литературы (раздел «История русской литературы
��� века���� учебно-методический комплекс по специальности 071301
«Народное художественное творчество�, «Режиссура ТПП�, 070209 «Актерское
искусство�, 070503 «Музейное дело и охрана памятников�, 071301 «Социально-культурная
деятельность�, 080507 «Менеджмент организации� /
сост. В. В. Баркун. – Кемерово�� КемГУКИ, 2007. – 32 с.
Составитель��
преподаватель
Баркун В. В.
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс «Теория и история литературы� (раздел
«История русской литературы ���
��� века��
�� предназначена для студентов
специальностей 071301 «Народное художественное творчество�, «Режиссура
ТПП�, 070209 «Актерское искусство�, 070503 «Музейное дело и охрана
памятников�, 071301 «Социально-культурная деятельность�, 080507 «Менеджмент
организации� дневной формы обучения.
Раздел «История русской литературы ���
��� века�
��� века�
а� является частью об�еным
курсом, следую�им за курсом «История древнерусской литературы
и русской литературы �����
����� века�. По�тому актуальность включения дана�
является историко-литературданурного
курса в учебный план специальностей обусловлена тем, что он является
логическим продолжением предыду�его курса, а также историко-литературной
базой для последую�их предметов, входя�их в дисциплину
«Теория и история литературы�. Эта преемственность важна как в изучении
историко-литературного процесса в целом, так и в постижении творчества
отдельных писателей.
Кроме того, для целостной, духовно развитой личности весьма актуальным
является адекватное восприятие искусства как такового, способность
воспринимать литературный процесс как систему, имею�ую собственные
закономерности и логику.
Главная цель курса – создать у студентов базу историко-литературного
характера; осознать литературу в ее динамике, традиционности, преемственности,
неизменности и новизне; способствовать постижению генезиса литературы
в целом и отдельного произведения; сформировать умение выявлять
в конкретных литературных произведениях художественно-�стетические
принципы, характерные для той или иной �похи.
Поставленная цель предполагает ряд задач, которые необходимо
решить в процессе изучения данного курса��
- систематическое усвоение основополагаю�их понятий теории и истории
литературы;
- формирование у студентов соответствую�его понятийно-категориального
аппарата;
- усвоение историко-литературного контекста;
- выработка навыка анализа и интерпретации художественного произведения;
-
повышение читательской компетенции студентов, выработка навыка
осмысленного чтения.
3
его
базового курса «Теория и история литературы�, который предусмотрен
государственными образовательными стандартами высшего профессионального
образования в области культуры и искусства.
«История русской литературы ���
Стр.3
Структура лекционного курса представляет собой три блока. Это деление
обусловлено об�епринятым в науке о литературе делением ���
на три периода�� первая треть ���
��� века (18�0–1860-е годы�
ды� и третья треть ���
��� века
��� века (1800–18�0-е годы�, вторая треть
��� века (1860–1900-е годы�.
В целом учебный курс организован таким образом, чтобы рассмотрение каждой
темы основывалось на активном применении знаний и навыков, полученных
студентами во время изучения предыду�их историко-литературных
курсов.
В учебно-методическом комплексе учитывается связь со смежными гуманитарными
дисциплинами�� философией, историей, культурологией, религиоведением.
По�тому в ходе лекционного курса большое внимание уделяется
проблемам культурологическим, об�е�стетическим, филологическим.
Ключевая особенность литературного процесса заключается в многообразных
взаимосвязях литературы и публицистики, политики, других форм об�ественной
деятельности. Литературная жизнь периода���
���века становится
значимым фактором об�ественной жизни, тем самым появляется целый ряд
новых явлений и понятий�� беллетристика, критика, литературный журнал.
Курс «История русской литературы ���
��� века�
а� изучается в течение
одного семестра и включает 28 лекционных занятий и 6 семинарских занятий.
В рамках данного учебного курса предусмотрены тестовые и контрольные
задания.
Учебно-методический комплекс включает об�ие методические рекомендации
по изучению курса, тематический план и содержание курса, планы
практических занятий, списки рекомендуемой учебной и научной литературы,
список контрольных вопросов и заданий, а также вопросы к �кзамену,
предусмотренному в конце семестра.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Указанные выше цели и задачи курса «История русской литературы
��� века� могут быть успешно достигнуты с учетом некоторых важных
особенностей методологического характера. Данный курс является историко-литературным
курсом, что требует особого подхода к нему в рамках
учебной деятельности. С одной стороны, необходимо учитывать знания,
полученные студентами из других дисциплин в курсе «Теория и история
литературы�, а с другой стороны, особый смысл приобретает соответствие
рассматриваемого учебного материала установке студентов на дальнейшее
успешное обучение.
Изучение данного курса студентами необходимо для расширения об�екультурного,
профессионального кругозора, для формирования целостно
развитой личности. Данный курс дает необходимое понимание, основанное
на глубокой научной базе, о преемственности русской литературы,
4
Стр.4
о закономерностях ее развития. Студент должен воспринимать литературу
не как «школьный предмет�, а как сложную подвижную систему, имею�ую
собственные законы, которые не отстраняют от себя человека (уча�егося,
студента�, а, напротив, активно включают его в себя. Только при таком восприятии
художественной культуры, в том числе и литературы, возможно
продуктивное изучение подобных дисциплин.
В процессе изучения курса, студенты должны хорошо усвоить и представлять
характер и закономерности развития русской литературы ��� века,���
основные особенности литературных �пох, специфику стиля отдельных писателей.
В �той связи в изучаемом периоде выделяются наиболее значимые
произведения русской литературы, наиболее ярко представляю�ие соответствую�ую
�поху. При изучении курса студенты должны ознакомиться с
рядом теоретических понятий, необходимых для характеристики литературного
процесса ��� века, а также усвоить некоторые литературоведческие
категории, используемые для анализа художественного произведения (список
ключевых понятий отражен в соответствую�ем перечне в конце учебной
программы�.
Следует отметить, что указанная цель и задачи, а также требования,
предъявляемые студентам в процессе изучения курса «История русской литературы
���
��� века�, могут быть реализованы только при постоянном сооттнесении
основных реалий и фактов развития литературы рассматриваемого
периода с апелляцией к соответствую�им художественным текстам, их анализом
и интерпретацией.
Анализ литературных произведений является важнейшей составляю�ей
курса истории русской литературы ���
вклю���
века. Только посредством включения
студента в процесс анализа или интерпретации налаживается живой
контакт между произведением и его читателем. По�тому связь теоретических,
историко-литературных знаний с конкретным художественным материалом
должна о�у�аться студентами как обязательная и насу�ная. Курс
строится таким образом, что постоянное обра�ение к тому или иному художественному
тексту является неотъемлемой частью работы преподавателя и
студента как на лекциях, так и на семинарских занятиях. При �том усвоенные
студентами термины и понятия, характеризую�ие литературный процесс
и сам внутренний мир литературного произведения, должны свободно
применяться в процессе работы над конкретными произведениями. Данная
методологическая установка актуальна для всех видов деятельности и учебных
форм указанного курса. Именно по�тому формулировки некоторых �кзаменационных
вопросов, вопросов контрольных и практических заданий
отличаются об�етеоретической направленностью (например, особенности
конфликта, специфика образной системы, проблема целостности и т. п.�. Эти
вопросы призваны активизировать мыслительную способность студентов
в процессе интенсивного освоения и понимания художественных произве5
Стр.5
дений, а также отражают сам «ход� анализа литературного произведения.
При �том грамотный анализ немыслим без актуализации многообразных
аспектов�� художественного, культурологического, исторического, национального
и др. тем самым художественное произведение обретает статус феномена
в противовес узкопримитивной трактовке произведения только как
«иллюстрации� определенных художественных направлений и школ литературы
��� века.���
Основными формами организации учебного процесса по изучению рус���
века являются лекции, семинарские занятия, выполской
литературы ���
Курс «История русской литературы ���
��� века�
лнение
контрольных работ, консультации по темам, которые предложены для
самостоятельного изучения.
а� предполагает также саамостоятельную
работу студентов. В ходе самостоятельной работы над изучением
курса студент должен вести конспект лекций, изучать нужные главы
учебных пособий (см. список литературы�, обра�ая особенное внимание на
те аспекты курса, которые подробно не осве�аются в лекциях. Также в обязанности
студента входит подготовка к семинарским занятиям и чтение обязательного
минимума художественных текстов (см. планы занятий и список
художественных текстов�. В процессе чтения, анализа художественных произведений
студентам предлагается вести (по желанию� «читательский дневник�,
содержа�ий выписки цитат, отдельных фрагментов текста. Дневником
разрешается пользоваться на �кзамене при подготовке устного ответа, но с
условием отсутствия в дневнике конспектов лекций, �нциклопедических и
научно-исследовательских статей.
Курс заканчивается �кзаменом, который имеет форму устного ответа на
�кзаменационные вопросы. Экзаменационная оценка также может выставляться
по итогам контроля СРС (тестовые и контрольные задания, собеседования
по отдельным темам и разделам курса�, с обязательным учетом работы
на семинарских занятиях. Основным требованием допуска к �кзамену
является количество прочитанных студентом художественных произведений
из представленного списка обязательной литературы (см. с. 2�–25�. Студент,
не прочитавший или прочитавший не полностью произведения из списка, к
�кзамену не допускается. Также абсолютно неприемлемым представляется
чтение произведений русской классической литературы в сокра�енном
варианте. Подобные действия студентов будут расцениваться как грубейшее
нарушение в рамках данной учебной дисциплины. Такие студенты допу�ены
к �кзамену не будут. Обра�ение к хрестоматиям или кратким популярным
изложениям допустимо только в случае, когда студент желает освежить в памяти
сюжетные ходы уже прочитанного в полном варианте произведения.
На �кзамене студент должен показать знание историко-литературных
��� века, а также умение анализировать художественное
фактов периода ���
произведение. Методика анализа и интерпретации художественного текста
будет предложена в ходе чтения лекционного курса.
6
Стр.6
Повесть
По�зия (по�тический текст�
Проза (прозаический текст�
Пьеса
Развязка
Рассказчик
Реализм
Ремарка
Род литературный
Роман
Романтизм
Сентиментализм
Символ
Система персонажей
Сказ (тип повествования�
Событие (сюжетное�
Сюжет
Типизация
Трагедия
Условность художественная
Утопия литературная
Фабула
Хронотоп
Цикл
Эпопея
Эпос
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................... 3
Об�ие методические рекомендации по изучению курса....................................... 4
Тематический план курса.................................................................................. 7
Содержание курса....................................................................................................... 8
Методические рекомендации по практическим занятиям............................. 16
Планы практических занятий.................................................................................... 17
Контрольные вопросы и задания............................................................................... 20
Вопросы для подготовки к �кзамену......................................................................... 22
Список художественных текстов для обязательного прочтения............................ 2�
Список рекомендуемой литературы.......................................................................... 25
Перечень ключевых слов........................................................................................... 31
Подписано к печати 11.05.07. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс�.
Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,�. Тираж 50 �кз. Заказ № 211.
__________________________________________________________
Издательство КемГУКИ�� 650029, г. Кемерово,
ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-�5-83.
32
Стр.32