ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Соликамский государственный педагогический институт» СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ И УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА ДО 1917 ГОДА Составители: Н. В. Логунова, Л. Л. Мазитова, Е. В. Протасова Соликамск СГПИ 2013 УДК 37 ББК 74.03(2) С 40 Исследование выполнено в рамках аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Развитие научного потенциала высшей школы», № 1.2.10. <...> Грамматические компетенции представителей духовного и светского сословий как показатель уровня речевой культуры 2.7. <...> Тип речевой культуры и аксиологические приоритеты носителей языка через набор их речевых компетенций Список условных сокращений источников и литературы Список библиографических ссылок Библиографический список Заключение Иллюстрации 3 4 7 7 24 45 65 85 89 97 106 106 111 114 121 135 150 156 175 189 190 194 200 206 ВВЕДЕНИЕ В настоящей монографии представлено междисциплинарное исследование эволюции системы образования на Урале и уровня образованности разных сословий до 1917 года. <...> Архитектоникой исследования были определены аксиологические приоритеты, которые воплощают в себе непреходящие ценности духовной жизни общества и составляют одну из стратегий в сфере образования. <...> В каждой из глав монографии аксиологические приоритеты в развитии системы образования и в уровне образованности населения региона конкретизированы на историко-педагогическом и языковом материале. <...> Источниками информации о развитии системы образования на Урале стали материалы из архивов и фондов Соликамского краеведческого музея и Чердынского краеведческого музея имени А. С. Пушкина, циркуляры по Оренбургскому учебному округу, постановления уездных земств, отчёты общественных организаций, попечительских советов, организаторов педагогических курсов и съездов, публикации в периодических и краеведческих <...>
Система_образования_на_Урале_и_уровень_образованности_населения_региона_до_1917_года_[Текст]__монография_.pdf
значимыми в изменяющемся мире, как нравственные характеристики человека,
формирующиеся под влиянием образования, как вещественно-предметные свойства
и явления окружающего мира, служащие ориентирами познания и поведения людей.
Источниками информации о развитии системы образования на Урале стали материалы
из архивов и фондов Соликамского краеведческого музея и Чердынского
краеведческого музея имени А. С. Пушкина, циркуляры по Оренбургскому учебному
округу, постановления уездных земств, отчёты общественных организаций, попечительских
советов, организаторов педагогических курсов и съездов, публикации в периодических
и краеведческих изданиях, труды исследователей по истории педагогики
и образования. Значительная часть фактического материала связана с развитием
образования в Пермской губернии, которая занимала ведущее экономическое положение
на Урале. Материалы для выявления уровня образованности носителей языка,
принадлежащих к разным сословиям, – это рукописные документы из фондов
краеведческих музеев гг. Соликамска, Усолья, Чердыни, позволяющие представить
как обобщенную картину культурно-речевого узуса, так и индивидуальные проявления
речевого поведения личности, обусловленные социокультурными и биопсихологическими
характеристиками.
Структура монографии определена в соответствии с поставленными задачами. В
первой главе реализуется историко-педагогический аспект исследования: представлен
генезис системы образования и реформационных процессов, происходящих в регионе,
от Петровской эпохи до смены режима в 1917 году. Особое внимание уделяется
не только реконструкции системы образования и описанию её развития, но и истории
старейших школ Урала, деятельности выдающихся учителей, педагогическому
диалогу с прошлым. В первой главе отражено также становление и развитие профессионального
педагогического образования на Урале в конце XVIII – начале XX века:
выделены вариативные формы подготовки учителей, описан конкретный социальнопедагогический
опыт уровневой дифференциации педагогического образования, раскрыты
основные подходы к созданию института социального партнёрства в обучении
профессионалов.
Во второй главе рассматривается уровень образованности носителей языка путем
сопоставления речевого продукта (текстов-автографов или текстов так называе5
Стр.5