СТАРОДУБЦЕВ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА И ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ У СПОРТСМЕНОВ Методические рекомендации для студентов факультета физической культуры и спорта Оренбург - 2001 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение. <...> В последние годы в теории и практике физического воспитания и спорта прочно утвердилось представление о необходимости рационального воспитания основных физических качеств спортсмена: выносливости, быстроты, силы, ловкости и гибкости в соответствии с характерными особенностями их взаимосвязи в каждом виде спорта, исходя из возраста и квалификации занимающихся (Н.В. Зимкин, 1956; В.М. Зациорский, 1966; В.П. Филин, 1974; В.Л. Уткин, 1989; Л.П. Матвеев, 1991; и др.) <...> Поэтому, в теории и практике физической культуры и спорта, особое значение приобретают вопросы оптимизации воспитания основных физических качеств, взаимосвязи физической и технической подготовки спортсменов и разработка методов педагогического контроля за оптимальностью их развития. <...> В связи с этим, в данной работе представлены: исторический обзор развития представлений о физических качествах человека, характере их взаимосвязи у спортсменов в различных видах спорта, методики отбора эффективных тестов по основным физическим качествам и разработка оценочных нормативов по ним, особенности взаимосвязи физической и технической 4 подготовки и методики педагогического контроля за оптимальностью их развития у спортсменов и учащейся молодежи. <...> На практических примерах из лыжного спорта показаны особенности использования рекомендуемых методик для педагогического контроля за оптимальностью воспитания отдельных сторон физической подготовленности лыжников-гонщиков. <...> Как отмечает В.М. Зациорский (1966): «Понятие - «физическое качество» объединяет, в частности, те стороны моторики человека, которые: Проявляются в одинаковых параметрах движения и измеряются тождественным способом - имеют один и тот же измеритель; Имеют аналогичные физиологические <...>
ФИЗИЧЕСКИЕ_КАЧЕСТВА_ЧЕЛОВЕКА_И_ХАРАКТЕР.pdf
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Физические качества человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Характер взаимосвязи основных физических качеств у спортсменов
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Взаимосвязь физических качеств и двигательных навыков . .
Оптимизация процесса физической подготовки спортсменов и
учащейся молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
стр.
3
5
13
25
28
39
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Одним из путей повышения мастерства российских спортсменов является
дальнейшее совершенствование методики тренировки. В последние годы
в теории и практике физического воспитания и спорта прочно утвердилось
представление о необходимости рационального воспитания основных
физических качеств спортсмена: выносливости, быстроты, силы, ловкости и
гибкости в соответствии с характерными особенностями их взаимосвязи в
каждом виде спорта, исходя из возраста и квалификации занимающихся
(Н.В. Зимкин, 1956; В.М. Зациорский, 1966; В.П. Филин, 1974; В.Л. Уткин,
1989; Л.П. Матвеев, 1991; и др.)
Наряду с этим большое значение придается проблемам рационального
построения тренировочных занятий и качественного управления процессом
спортивного совершенствования путем оптимизации структуры тренировки,
под которой понимается: относительно устойчивый порядок объединения отдельных
компонентов спортивной тренировки, их закономерное соотношение
друг с другом и общая последовательность в развитии (Л.П. Матвеев,
1970).
Поэтому, в теории и практике физической культуры и спорта, особое
значение приобретают вопросы оптимизации воспитания основных физических
качеств, взаимосвязи физической и технической подготовки спортсменов
и разработка методов педагогического контроля за оптимальностью их
развития.
В связи с этим, в данной работе представлены: исторический обзор
развития представлений о физических качествах человека, характере их взаимосвязи
у спортсменов в различных видах спорта, методики отбора эффективных
тестов по основным физическим качествам и разработка оценочных
нормативов по ним, особенности взаимосвязи физической и технической
Стр.3
4
подготовки и методики педагогического контроля за оптимальностью их развития
у спортсменов и учащейся молодежи.
На практических примерах из лыжного спорта показаны особенности
использования рекомендуемых методик для педагогического контроля за оптимальностью
воспитания отдельных сторон физической подготовленности
лыжников-гонщиков.
Стр.4