НОВОЕ «СТАРОЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ ( К 90-ЛЕТИЮ ПОЯВЛЕНИЯ В ПЕЧАТИ ТЕОРИИ СВОБОДНОГО ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ И СОЗНАНИЯ К.Н. <...> Но со временем, особенно в период разрушения морально-этических норм и ценностей, в период поиска и создания новых норм и правил поведения и взаимоотношений в дошкольных детских коллективах, семье, школе, а это как минимум дважды произошло в России за минувший век, это событие очень точно отразило состояние общества и вписалось в контекст современной эпохи. <...> Я имею ввиду появившуюся в российской дореволюционной печати в 1912 году “теорию свободного гармонического развития жизни и сознания” русского писателя, философа, педагога Константина Николаевича Вентцеля (1857 – 1945). <...> Популярная и актуальная в годы революционных преобразований в России теория, а ведь К.Н.Вентцель и автор нашумевших в свое время работ “Теория свободного воспитания и идеальный детский сад” (1915 г.), “Проблема космического воспитания”, “Освобождение от цепей невидимого рабства” (1922 г.), в период тоталитарного правления была практически забыта. <...> И это объяснимо: идея свободного творческого развития ребенка вне государственной системы его воспитания не вписывалась в идеологию социалистического режима. <...> Но с началом перестройки, когда вновь возникли споры о том, как воспитывать и обучать новое поколение, кто ответственен за личностное развитие ребенка: семья или школа; какие социокультурные институты должны вырабатывать стратегию и тактику воспитательного процесса, вновь - 2 - возник интерес к этому оригинальному, еще практически не востребованному учению Константина Николаевича Вентцеля. <...> Действительно, как точно звучат слова этого мыслителя : «В современной практике воспитания ребенок почти никогда не рассматривается, как самодовлеющая цель, а всегда как орудие и средство к какой-то внешней и посторонней цели, часто не имеющей ничего общего с истинным благом его, как живой формирующейся <...>