Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 5 (56) 2014
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2014
К. К. Бегалинова
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
Å. Â. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва)
À. Ä. Ãåðàñ¸â
А. А. Грякалов
À. Æ. Жафяров
А. А. Корольков
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
Á. Î. Майер
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
доктор философских наук
доктор философских наук, профессор (Чехия)
È. À. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе НГПУ
Î. Í. Смолин
Â. Ñ. Ñò¸ïèí
Â. Â. Целищев
Я. С. Турбовской
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À. Í. Чумаков
Н.М. Чуринов
доктор философских наук, зам. председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ................................................................................................................................. 3
Раздел I
ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Данчай-оол А. А. (Санкт-Петербург, Кызыл). Влияние цивилизационных
процессов на образование .................................................................................................... 5
Павловский В. В. (Красноярск). Год 2014-й: новая историческая ситуация
и образование в России ....................................................................................................... 15
Мороз Е. Ф. (Железногорск). Система образования
как фактор обеспечения глобальной безопасности ............................................ 24
Коженова Л. В. (Санкт-Петербург). Ресентимент
в структуре образования ................................................................................................... 36
Цигулева О. В. (Новосибирск). Мобильность как условие развития
негосударственной высшей школы ............................................................................. 50
Скачкова Н. В. (Томск). Социокультурный аспект профессиональной
подготовки в постиндустриальном мире ................................................................. 60
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО
Стр.1
Раздел II
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Глиос Г. Н., Дик В. П. (Барнаул). Стратегии формирования
основных форм и уровней ответственного правового сознания
в образовательном процессе ............................................................................................ 73
Пугачёв А. В. (Новосибирск) Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» и правосознание в образовании .......................... . 86
Раздел III
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шаляпин О. В., Кравченко К. А. (Новосибирск). Формирование
живописного портретного мастерства
в системе художественно-педагогического образования ................................. 95
Щеглова Е. В. (Казахстан, г. Усть-Каменогорск). Формирование
педагогических условий для полноценного развития музыкальноэстетических
способностей как неотъемлемая часть личностноориентированного
подхода в дополнительном образовании ..................... 105
Кравченко К. А. (Новосибирск). Пути совершенствования
современного художественно-педагогического образования .................... 117
Кирилова А. В. (Новосибирск). Организационные формы деятельности
творческой интеллигенции: культурологический аспект ............................ 128
Раздел IV
ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ
К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Лопсонова З. Б. (Улан-Удэ). Ребенок как субъект образования
в поликультурном обществе ......................................................................................... 138
Халимова Н. М., Карабанова Л. Б. (Абакан). Педагогический смысл
ориентирования студентов колледжа
на профессионально-творческие достижения ..................................................... 148
Смирнова А. А. (Санкт-Петербург). Основные положения системновариативной
модели обучения математике в девятилетней школе ....... 160
Тагильцева Ю. С. (Новосибирск). Проблема влияния идей гуманизма
на формирование технического образования ...................................................... 170
Раздел V
ИНФОРМАЦИЯ
Стенограмма вебинара «Экспертное определение актуальности
в образовании»...................................................................................................................... 178
Правила оформления статей для авторов ...................................................................... 198
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редактор
Å. À. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Í. À. Бутин
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
10.09.2014
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 18.9 л.
Уч.-изд. 20.4 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ №
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Отпечатано
в ФГБОУ ВПО «НГПУ»
630126
Новосибирск,
Вилюйская, 28
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 5(56) 2014
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2014
All rights reserved
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rectorof Novosibirsk
State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences, SciencePro-Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences, Professor, Pro-Rectorof
Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair of the State
Duma Committee on Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Directorof the Institute of Philosophy
and Law of the SiberianBranch of the Russian Academy of
Sciences
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
CONTENT
From the edition ..................................................................................................................................... 3
Part I. EDUCATION IN THE MODERN WORLD
Danchay-ool A. A. (Saint-Petersburg, Kyzyl). Impact of civilizational
processeson education .............................................................................................................. 6
Pavlovsky V. V. (Krasnoyarsk). 2014: new historical situation and education
in Russia ....................................................................................................................................... 16
Morоz E. F. (Zheleznogorsk). The system of education as a factor
of ensuring of the global security ....................................................................................... 25
Kozhenova L. V. (Saint-Petersburg). Ressentiment in the education structure .... 38
Tsiguleva O. V. (Novosibirsk). Mobility as a condition of development
of private higher education ................................................................................................... 51
Skachkova N. V. (Tomsk). Sociocultural aspect of vocational training
in the post-industrial world .................................................................................................. 61
K
.
K
.
E
.
e g y
B z sy ar r B e. G
.
g a o
a l v
l in n
i
V
A
.
D
.
A
.
o a
v
a
A
G
r
A
.
y
a
Z
k
h
a
.
l
o
Z
A
v
h
.
a
A
fy
.
a
r
K
o
o
B
.
v
r
o
l
’
O
.
k
o
v
V
M a
. P
a
y
e
I l. c n o v
. R a
A S .
N
.
P v n v
y
a a s
n
I
.
r
i
P
f
N
.
N
.
o e k o
e a a sb iy p
h
. R
A
O
.
N
.
S
t
r
n
i
l
m n h
V V. . S T. s S et ie sp hi c
o
l
i
n
l
V
.
Y
a
.
S
.
T
u
E
.
r
e
v
b
o
v
s
k
o
i
V g u i
H C u
U n
A .
.
A
N
.
N
.
M
.
C
h
s oh v a o
. e m n
a a k v
o h r
k
o
v
o
v
a
Стр.3
Part II. ISSUES OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS
IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHY OF EDUCATION
Glios G. N., Dik V. P. (Barnaul). Strategies of forming the basic forms
and levels of responsible legal consciousness in the education process ............ 74
Pugachev A. V. (Novosibirsk). Federal law «About education
in Russian Federation» and the sense of justice in education ................................. 87
Part III. PROBLEMS OF MODERN ART EDUCATION
Shalyapin O. V., Kravchenko K. A. (Novosibirsk). Formation of the portrait
painting skills in the system of art-pedagogical education ....................................... 96
Shcheglova E. V. (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk). Formation of pedagogical
conditions for full development of musical and aesthetical abilities
as essential part of personal-oriented approach of additional education ...... 106
Kravchenko K. A. (Novosibirsk). Ways of improvement
of modern art pedagogical education ............................................................................. 119
Kirilova A. V. (Novosibirsk). Organizational forms of activity
of the creative intellectuals: culturological aspect .................................................... 129
Part IV. PHILOSOPHICAL APPROACHES TO SOLVING
SOME PEDAGOGICAL PROBLEMS
Lopsonova Z. B. (Ulan-Ude). Child as a subject of education
in a multicultural society ..................................................................................................... 139
Halimova N. M., Karabanov L. B. (Abakan). Pedagogical sense of orientation
college students on creative achievements in professiionalny activity ............ 149
Smirnova А. А. (Saint-Petersburg). Fundamenal principles
of a systemic-variable model
of teaching mathematics in a nine-year school ........................................................... 161
Tagilceva Y. S. (Novosibirsk). Problem of the influence of humanism
on the formation of techical education .......................................................................... 171
Part V. INFORMATION
Transcript of the webinar "Expert determination of relevance in education" ....... 178
Formatting rules for authors ...................................................................................................... 200
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
¹ 5 (56) 2014
The journal is included
in the list
of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
10.09.2014
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 18.9.
Publisher’s
sheets: 20.4.
Circulation
1000 issues.
Order №
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Publishers
630126, Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Стр.4
СЛОВО РЕДАКТОРА
Дорогие друзья! Перед Вами пятый номер журнала «Философия образования»
2014 года, подходящего к концу. Уже сейчас хочется подвести
итоги и высказать некоторые соображения о нашем дальнейшем сотрудничестве.
Работа
в этом году протекала в очень сложных условиях, что связано
с объективными мировыми процессами, а также образовательной политикой
в России и регионе. Как известно, весь современный мир находится
в очень неустойчивом состоянии: продолжаются глубокие социальные,
экономические, политические, культурные сдвиги в обществе, которые
усиливаются становлением новой системы международных отношений,
возникновением новых вызовов. Будущее порою видится полным угроз,
непредсказуемым и нестабильным. «Экономические санкции – это война
без военных действий», – пишет политолог Эндрю Качинс (вашингтонский
Центр стратегических и международных исследований). Россией
вводятся ответные санкции, и не для того, чтобы отомстить Западу. Это
вынужденная мера, которая позволит России осуществить импортозамещение
и использовать ситуацию для собственного экономического развития.
Нам
представляется, что в таких условиях колоссально возрастает ответственность
гуманитариев в целом, всех философов и особенно философов
образования за формирование духовных ценностей, культуры
мышления и нового миропонимания как предпосылки помыслов и действий
человека. Но нельзя не отметить (о чем свидетельствуют и многие
материалы нашего журнала), что философия не всегда следует своему назначению.
Сегодня она вынуждена подчиняться формальным критериям
и рыночной конъюнктуре. И не секрет, что порой ученый-философ, педагог
работает с холодной душой, заботясь о собственной выгоде, забывая
о том, что именно человеку присущи такие качества, как любовь к ближнему,
Родине, Отечеству, стремление помочь попавшему в беду, глубокая
духовность, без чего нельзя воспитывать и образовывать молодое поколение.
«Необходимо обосновать новые подходы и принципы во многих
областях человеческого общежития, увидеть новые цели и методы в обучении
и воспитании. Формирование духовного начала как главного в человеке
способно повести к плодотворному прорыву в познании и творчестве.
Ведь объективность познания тем выше, чем более высокая и гармоничная
ценность выступает в качестве его критерия, метода, мировоззренческой
основы» (С. Ю. Колчигин).
Для решения этой задачи в настоящем номере вашему вниманию предлагаются
научные статьи по вопросам образования в современном мире,
формирования правового сознания, современного художественного обра3
Стр.5