МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В ВУЗЕ
Учебно-методическое пособие для вузов
Составители:
А.Э. Беланов,
О.И. Гусева,
Н.Г. Хорошилова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2010
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе в связи с неблагополучной демографической
ситуацией в стране, ростом различных заболеваний, ухудшением здоровья
населения, в особенности студенческой молодежи, актуальной становится
проблема поиска эффективных средств и методов для повышения физической
подготовленности занимающихся, их физического развития, приобщения
к систематическим занятиям физическими упражнениями и повышения
интереса к ним.
Решение актуальнейшей для государства проблемы улучшения здоровья
молодежи носит комплексный характер, требующий привлечения специалистов
разных научных направлений, и, в первую очередь, образования,
здравоохранения и физической культуры. Физическая культура в высших
учебных заведениях в последние годы претерпевает значительные изменения.
Так, обновление физкультурно-оздоровительной и учебно-воспитательной
работы в вузах связано с решением ряда актуальных для этой сферы
проблем, и одной из них является использование инновационных педагогических
и оздоровительных технологий.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время большая
часть инноваций в области физической культуры возникает в фитнесиндустрии,
которая наиболее оперативно реагирует на изменяющиеся социокультурные
запросы общества в сфере физкультурно-оздоровительных
услуг и создаёт оптимальные условия для развития новых, современных направлений
оздоровительных занятий.
Появление и развитие в России фитнеса обусловлено стремлением
значительной части общества к здоровому образу жизни, ростом интереса к
оздоровительным занятиям представителей самых разных социальных
групп. Это явление имеет большое значение не только для оздоровительной
физической культуры, но и, в частности, для российской экономики, политики,
культуры, а также физкультурного образования, спорта, физической
рекреации и физической реабилитации.
Всё возрастающие знания населения о различных оздоровительных
методиках, а также влияние пропаганды здорового oбраза жизни способствуют
увеличению популярности оздоровительных тренировок как средства
улучшения внешнего вида и сохранения здоровья.
Занятия фитнесом, как одни из самых современных, инновационных и
эмоциональных видов двигательной активности, занимают особое место в
оздоровительной физической культуре. Являясь её неотъемлемой частью,
фитнес вобрал в себя принципы и методы лечебной физической культуры,
рекреационной и реабилитационной двигательной деятельности, оздоровительных
видов гимнастики: гигиенической, основной, прикладной, ритмической,
атлетической, дыхательной, восточных оздоровительных видов.
3
Стр.3
образования» от 02.03.2000 № 686. Этим стандартом в учебных планах по
всем направлениям и специальностям предусмотрено выделение 408 часов
на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения с проведением
итоговой аттестации (оценки) после каждого курса. По всем направлениям
магистерской подготовки предусматривается возможность занятий
физической культурой под руководством преподавателя в объеме 2–4 часов
в неделю. Для студентов вечерне-заочной форм обучения с учетом их желания
возможны учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» в
разнообразных ее формах в объеме не менее 10 аудиторных часов [7].
Структура занятия по ритмической гимнастике
Занятие ритмической гимнастикой имеет определенную структуру:
вводную, основную, заключительную части.
Продолжительность типового занятия составляет 40–50 минут. Комплекс
состоит из серий упражнений (от одной до семи). Это упражнения:
стоя, бегом, в партере (сидя), танцевальная серия.
Вводно-подготовительная часть составляет 10 % от общего времени.
В этой части постепенно разогревается организм, подготавливается к основной
деятельности. Даются упражнения для мышц шеи, рук, верхнего
плечевого пояса, для голеностопных суставов. Средства: различная ходьба,
бег, несложные прыжки, простые движения руками, головой. Частота сердечных
сокращений (ЧСС) достаточно высока: 130–140 ударов в минуту.
Основная часть составляет 70–75 % от общего времени. Решаются
следующие задачи: разносторонняя общая физическая подготовка, развитие
и совершенствование двигательных качеств. Средства: общеразвивающие
упражнения на силу, гибкость, растягивание, расслабление, танцевальные
движения, прыжки. ЧСС самая разнообразная: от 120 до 160 уд/мин. в зависимости
от характера упражнений и физической подготовленности занимающихся.
Заключительная
часть составляет 10–15 % от общего времени. Выполняются
такие упражнения, которые способствуют быстрому восстановлению
организма. Средства: ходьба, спокойные движения руками, упражнения
на расслабление, танцевальные движения, дыхательные упражнения,
аутогенная тренировка, ЧСС более спокойная – 110–120 уд/мин. Соотношение
частей занятия меняется от целей и задач урока, от физической подготовленности
группы.
Методическим объединением спортивной гимнастики Воронежского
госуниверситета введено в практику проведение ритмической гимнастики с
предметами: обручем, мячом, скакалкой. Такое проведение занятий дает
разностороннюю нагрузку на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую
систему, дыхательную систему и повышает эмоциональность выполнения
упражнений.
6
Стр.6
Составляя комплекс к каждому занятию, необходимо руководствоваться
принципом «от простого к сложному». Упражнения должны быть
просты по координации. Необходимо соблюдать дозировку каждого упражнения
в зависимости от физической подготовленности. Занимающиеся
должны получить достаточную двигательную активность, но нельзя допускать
переутомления их организма. Это тем более важно, т. к. урок ритмической
гимнастики проходит в течение 40–50 минут без остановки, непрерывно,
т. е. плотность урока очень велика.
В комплексе необходимо чередовать упражнения для различных
групп мышц. Упражнения выполняются до утомления, но между ними даются
упражнения на расслабление, растягивание, на восстановление дыхания.
В
ходе занятия преподаватель должен следить за внешней реакцией
занимающихся на нагрузку (цвет лица, потоотделение, внимание). В конце
желательно планировать аутогенную тренировку.
Комплекс упражнений для студентов специального медицинского
отделения
Методические ука з ания :
И. п. – исходное положение. О. с. – основная стойка.
Описание упражнений даны в основном в одну сторону. Дозировка
упражнений определяется преподавателем. Фонограмма составляется в соответствии
с частями занятия, предусматриваются необходимые паузы для
пульсометрии. Нумерация упражнений указывается в цифровой последовательности.
Предложенные упражнения не исчерпывают возможностей
комбинаций упражнений.
В одном занятии используется до 180–190 упражнений и их вариаций.
В прыжковых упражнениях хорошо воспринимаются танцевальные комбинации,
элементы народного, эстрадно-спортивного танца.
1. И. п. – о. с.: 1 – руки вперед, голову вниз; 2 – руки назад, голову назад;
3 – правую руку прямую поднять вправо, голову наклонить вправо; 4 – то
же влево. На каждый счет делать полуприсед.
2. И. п. – о. с.: 1 – поднимаясь на носки, поднять плечи; 2 – и. п.
3. И. п. – о. с.: поочередно поднимать правое и левое плечо.
4. И. п. – о. с.: 1–2 круговое движение правым плечом вперед, 3–4 – то же
левым плечом.
5. И. п. – о. с.: 1–4 круговые движения в плечевых суставах вперед. То же –
назад.
6. И. п. – стойка ноги врозь, руки согнуты к плечам (локти вниз). 1 – перенос
тяжести на правую ногу, руки в стороны, голову наклонить вправо, 2 –
и. п., 3–4 – то же, 5 – вверх-влево, 6 – и. п., 7 – руки вверх-вправо, 8 – и. п.
7
Стр.7
7. И. п. – стойка ноги врозь, руки вперед (ладони вниз); 1 – сгибая правую
руку, отвести локоть назад, 2 – и. п., 3 – то же левой рукой, 4 – и. п.
8. И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх-влево. 1–8 – круговое вращение
правой рукой назад, 9–16 – то же – левой.
9. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, 1 – наклон влево, правая рука
вверх, левая рука вниз; 2 – и. п.; 3 – полуприсед, руки в стороны; 4 – и. п.
10. И. п. – стойка ноги врозь, пальцы переплести перед грудью, локти в сторону,
1–2 – два пружинистых наклона вперед, руки вперед, ладони вперед,
3 – наклон вперед, руки вперед, 4 – и. п.
11. И. п. – стойка ноги врозь, наклон вперед, руки скрестно на коленях. 1 –
мах левой рукой в сторону максимально, поворот корпуса влево, 2 – и. п., то
же в другую сторону.
12. И. п. – стойка ноги врозь, 1 – наклон прогнувшись, левая рука вперед,
правая назад; 2 – и. п.; 3 – повторить счет 1, но правая рука вперед, левая
назад; 4 – и. п.; 5–8 – то же в левую сторону.
13. И. п. – упор присев, 1 – левую в сторону на носок приставляя левую, 2 –
и. п.; 3 – упор стоя согнувшись; 4 – и. п.; 5 – повторить счет 1; 6 – и. п.; 7 –
повторить счет 3; 8 – и. п.
14. И. п. – упор присев: 1 – левую в сторону на носок, 2 – прыжком смена
8 раз положения ног.
15. Бег, различные беговые и прыжковые упражненшя.
16. И. п. – сед на пятках: 1 – сед с правой стороны от пяток, 2 – сед с левой
стороны от пяток.
17. И. п. – упор стоя на коленях: 1 – развести ступни, сед между ступнями;
2 – и. п.
18. И. п. – сидя ноги врозь, руки на коленях: 1 – наклон к левой ноге, правую
ногу согнуть; 2 – и. п.
19. И. п. – упор сидя ноги врозь: 1 – упор прогнувшись на правой руке; левую
вверх; 2 – и. п.; 3–4 – два наклона вперед; 5 – упор прогнувшись на левой
руке; 6 – и. п.; 7–8 – два наклона вперед.
20. И. п. – упор лежа сзади. На каждый счет поворот корпуса вправо и влево.
21. И. п. – лежа на спине, руки за головой: 1 – согнуть ноги; 2 – выпрямить
вперед; 3–4 – четырьмя скрестными махами опустить ноги вниз.
22. И. п.– лежа на спине: 1 – сед, сгибая правую ногу, левым локтем коснуться
правого колена; 2 – и. п.; 3 – повторить счет 1, но сгибая левую ногу;
4 – и. п.
23. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки за
головой: 1 – поднять таз; 2 – и. п.
24. И. п. – упор лежа на бедрах: 1 – согнуть руки; 2 – и. п.
25. И. п. – лежа на животе, руки под подбородком: 1 – согнуть ноги; 2 – и. п.
Затем поочередное сгибание ног.
8
Стр.8