____ Исследования социологических центров города Орла
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЧЕВОГО
СОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО
РУССКОГО ЯЗЫКА <...> А.А. Мотин, аспирант ФГБОУ ВПО «Орловский
государственный университет»,
aleksandr.motin@gmail.com
С 16 сентября по 16 ноября 2009 года в рамках ФЦП «Русский язык»
проводился I тур IV Всероссийского фестиваля русской речи «Русское слово». <...> В ходе проведения фестиваля на базе Интернет-ресурсов Орловского
государственного технического университета был осуществлен мониторинг
русской речи по различным языковым аспектам, направленный на выявление
особенностей речевого сознания носителей современного русского язы-ка2. <...> В числе респондентов выступали учителя русского языка и литературы,
студенты, школьники-старшеклассники и другие категории граждан. <...> Каждая таблица соответствует одному из вопросов анкеты и отражает данные (в процентах) по
следующим параметрам: 1) средний статистический показатель; 2) регион
(федеральные округа); 3) социальная группа (учащаяся молодежь; учителя;
другие группы населения); 4) возрастная группа (до 16 лет; от 17 до 25 лет;
старше 25 лет)3. <...> 35
Исследования социологических центров города Орла _______________
Таблица 1 - Оказывает ли Интернет отрицательное влияние на
грамотность? <...> 36 БРСИ №7(11) Июль-сентябрь
___ Исследования социологических центров города Орла
Возрастной аспект. <...> Здесь выделяются данные по группе «До 16 лет»:
среди данной категории респондентов только 35% склонны видеть в Интернете угрозу грамотности. <...> Менее всего склонны видеть в переселенцах
опасность для русского языка представители ДФО (14%/86%). <...> Сравнительно
невелико также количество респондентов, отрицательно относящихся к переселенцам в СФО (26%/65%) и УФО (23%/67%). <...> Относительно более высокий процент респондентов, ответивших на данный вопрос положительно, наблюдается в СЗФО (44%/53%). <...> Количество респондентов, ответивших на данный вопрос положительно, является наименьшим в группе «Учителя»
(25%/71%). <...> Представители <...>
О_некоторых_особенностях_речевого_сознания_носителей_современного_русского_языка.pdf
____ Исследования социологических центров города Орла
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЧЕВОГО
СОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО
РУССКОГО ЯЗЫКА
Б.Г. Бобылев, доктор педагогических наук, профессор, зав.
кафедрой русского языка и педагогики ФГОУ ВПО
«Государственный университет
-учебно-научно-производственный комплекс»,
boris-bobylev@yandex.ru
А.А. Мотин, аспирант ФГБОУ ВПО «Орловский
государственный университет»,
aleksandr.motin@gmail.com
С 16 сентября по 16 ноября 2009 года в рамках ФЦП «Русский язык»
проводился I тур IV Всероссийского фестиваля русской речи «Русское слово».
В ходе проведения фестиваля на базе Интернет-ресурсов Орловского
государственного технического университета был осуществлен мониторинг
русской речи по различным языковым аспектам, направленный на выявление
особенностей речевого сознания носителей современного русского язы-ка2.
В числе респондентов выступали учителя русского языка и литературы,
студенты, школьники-старшеклассники и другие категории граждан. Анализ
данных опроса осуществлялся в зависимости от региональной, социальной и
возрастной принадлежности говорящих.
Социологический опрос проводился на основе специальной анкеты,
размещенной на сайте фестиваля «Русское слово» (www.rslovo.ru).
Результаты опроса отражены в серии таблиц. Каждая таблица соответствует
одному из вопросов анкеты и отражает данные (в процентах) по
следующим параметрам: 1) средний статистический показатель; 2) регион
(федеральные округа); 3) социальная группа (учащаяся молодежь; учителя;
другие группы населения); 4) возрастная группа (до 16 лет; от 17 до 25 лет;
старше 25 лет)3.
Всего было опрошено 2304 человек, в том числе по категориям: школьники
– 1331 человек; студенты – 148 человек; учителя-словесники – 573 человек;
другие категории населения – 252 человек.
2 «Разумеется, подлинные факты речевого сознания не могут быть отождествлены с субъ
ективными оценками говорящих о них; не подлежит, однако, сомнению, что в дополнение
к анализу объективных проявлений языка эти факты проливают свет на реальные факты
речевого сознания» (Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис совре
менного русского литературного языка. – М.: «Наука», 1968, с. 50).
3 Основание для выделения данных возрастных групп: «До 16 лет» - период формирования
ценностных установок личности человека; «С 17 до 25 лет» - период формирования базо
вых профессиональных компетенций человека; «После 25 лет» - период основной профес
сиональной деятельности.
35
Стр.1