ISBN 5-9268-0639-9
Монография посвящена проблеме развития лидерских качеств
организационных лидеров на примере младших командиров курсантских групп. <...> В книге анализируются зарубежные и отечественные научные разработки теории лидерства, рассматриваются современные
возможности психологического тренинга и представлена научно обо
снованная авторская модель тренинга лидерства. <...> ISBN 5-9268-0639-9
Монография посвящена проблеме развития лидерских качеств
организационных лидеров на примере младших командиров курсантских групп. <...> В книге анализируются зарубежные и отечественные научные разработки теории лидерства, рассматриваются современные
возможности психологического тренинга и представлена научно обо
снованная авторская модель тренинга лидерства. <...> . . . .
61
68
69
71
72
74
Тренинг лидерства
Психокоррекционные, психотерапевтические
и психореабилитационные возможности тренинга. <...> Модель и принципы тренинга развития
лидерских качеств. <...> Модель и принципы тренинга развития
лидерских качеств. <...> Стиль ведения и позиции ведущего на
различных этапах тренинга . <...> Стиль ведения и позиции ведущего на
различных этапах тренинга . <...> Сержанты
являются важным управленческим звеном курсантских групп и
относятся к категории младшего начальствующего состава, поэтому в органах внутренних дел, как и в вооруженных силах, за ними
укоренилось название «младшие командиры» (далее — МК). <...> Младшие командиры учебных групп назначаются в первые недели обучения и обычно мало отличаются от остальных курсантов:
они имеют равные возраст, образование, социальный статус, опыт
и подготовку в плане работы с людьми и управления коллективом. <...> Этой основой является их личный авторитет и лидерский статус в группе. <...> Сержанты
являются важным управленческим звеном курсантских групп и
относятся к категории младшего начальствующего состава, поэтому в органах внутренних дел, как и в вооруженных силах, за ними
укоренилось название «младшие командиры» (далее <...>
Тренинг_лидерства.pdf
ББК 88.4
Е27
Р е ц е н з е н ты:
Хасан Борис Иосифович, заведующий кафедрой психологии развития
института естественных и гуманитарных наук Сибирского федерального
университета, доктор психологических наук, профессор;
Панюкова Юлия Геннадьевна, профессор кафедры философии Сибирского
юридического института МВД России, доктор психологических
наук, профессор.
Е27
Евтихов О. В.
Тренинг лидерства: Монография. — СПб.: Речь, 2007. —
256 с.
ISBN 5-9268-0639-9
Монография посвящена проблеме развития лидерских качеств
организационных лидеров на примере младших командиров курсантских
групп. В книге анализируются зарубежные и отечественные научные
разработки теории лидерства, рассматриваются современные
возможности психологического тренинга и представлена научно обоснованная
авторская модель тренинга лидерства.
Адресуется психологам, педагогам и руководителям.
ББК 88.4
ISBN 5-9268-0639-9
© О. В. Евтихов, 2007
© Издательство «Речь», 2007
© П. В. Борозенец, оформление, 2007
Стр.2
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Часть 1
исследОвание лидерства в зарубежнОй
и ОтеЧественнОй психОлОгии
Глава 1. ОБщИЕ ПРЕДСТАВлЕнИя О лИДЕРСТВЕ . . . . . . . . . . . . 13
Глава 2. РАзВИТИЕ ТЕОРИИ лИДЕРСТВА В зАРуБЕжнОй
ПСИхОлОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 3. ИССлЕДОВАнИя лИДЕРСТВА В ОТЕчЕСТВЕннОй
ПСИхОлОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Часть 2
специфика ОрганизациОннОгО лидерства
Глава 4. СущнОСТь ОРГАнИзАцИОннОГО лИДЕРСТВА . . . . . 43
Глава 5. ПСИхОлОГИчЕСКИй АнАлИз лИДЕРСКИх КАчЕСТВ
ОРГАнИзАцИОннОГО лИДЕРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Индивидуально-личностные качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Организационно-управленческие качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Социально-психологические качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Перцептивно-лидерские качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Часть 3
МОдель тренинга развития лидерских каЧеств
Глава 6. ПСИхОлОГИчЕСКОЕ ОБОСнОВАнИЕ КОнцЕПцИИ
РАзВИТИя лИДЕРСКИх КАчЕСТВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 7. СОВРЕМЕнныЕ ВОзМОжнОСТИ
ПСИхОлОГИчЕСКОГО ТРЕнИнГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Психодиагностические возможности тренинга . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Обучающие возможности тренинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Развивающие возможности тренинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Организационные (корпоративные) возможности тренинга . . . . 74
Стр.3
4
Тренинг лидерства
Психокоррекционные, психотерапевтические
и психореабилитационные возможности тренинга . . . . . . . . . . 75
Глава 8. МОДЕль И ПРИнцИПы ТРЕнИнГА РАзВИТИя
лИДЕРСКИх КАчЕСТВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Методолого-концептуальные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
цель тренинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Ведущая парадигма тренинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Структура тренинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Методические средства, используемые в тренинге . . . . . . . . . . . . . 82
Основные содержательные блоки тренинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Принципы, лежащие в основе тренинга лидерских качеств . . . . . 85
Часть 4
Описание ОснОвных МОдулей тренинга развития
лидерских каЧеств
Глава 9. лИчнОСТный МОДуль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Материалы для информирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Первое и второе рождение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
я-концепция лидера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Мир, в котором мы живем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Психологическая Карта мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Ограничения Модели мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Столкновение различных Моделей мира . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Прошлое, настоящее и будущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Большая цель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
управление собственной судьбой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Примеры упражнений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
упражнение «Кто я?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
упражнение «Каким меня видят?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
упражнение «я за тебя отвечаю» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
упражнение «Описание-интерпретация» . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
упражнение «я — хозяин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
упражнение «Качества лидера» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
упражнение «Мой жизненный путь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
упражнение «Мое будущее» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
упражнение «Фотография дня». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
упражнение «Мои сильные стороны» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
упражнение «чувство успеха» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Глава 10. ПРОФЕССИОнАльнО-уПРАВлЕнчЕСКИй
МОДуль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Материалы для информирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Правила управленческого взаимодействия . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Примеры упражнений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Стр.4
Оглавление
5
упражнение «Взаимопонимание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
упражнение «Мина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
упражнение «Спасение медведя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
упражнение «Союзники» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
упражнение «Слепые и поводырь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
упражнение «Проблемный диалог» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Комплексное упражнение «Тренировка лидерства» . . . . . . . . 145
упражнение «Разрешение на уверенное управление» . . . . . . . 147
упражнение «Переправа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Глава 11. ОРГАнИзАцИОннО-лИДЕРСКИй МОДуль . . . . . . . . 152
Примеры упражнений-испытаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
упражнение «ущелье» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
упражнение «Топь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
упражнение «Растяжка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Глава 12. ПРИМЕРы ВСПОМОГАТЕльных уПРАжнЕнИй
ТРЕнИнГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
упражнение «Мое имя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
упражнение «Обмен местами» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
упражнение-шутка «Тест с подтекстом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
упражнение «Темп» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
упражнение «Опустить занавес» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
упражнение «Эхо» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
упражнение «Синхронный диалог» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
упражнение «Работа с агрессией» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
упражнение «Многоугольник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
упражнение «Секрет Джованни» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
упражнение «Игольное ушко» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Глава 13. ИСТОРИИ И МЕТАФОРы, ИСПОльзуЕМыЕ
В ТРЕнИнГЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
знание курицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Пустыня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Гибкость поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Медведь в тесной клетке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Гнев и гвозди . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Доказательства для кролика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Власть сержанта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Формирование бриллианта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Больше старания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Стратегия гения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Важность обратной связи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Стойкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
История марафонца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Командир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Стр.5
6
Тренинг лидерства
Первая стрела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Продавец петухов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Часть 5
ОсОбеннОсти Организации и прОведения тренинга
развития лидерских каЧеств
Глава 14. ТРЕБОВАнИя К ВЕДущЕМу ТРЕнИнГА . . . . . . . . . . . 187
Глава 15. СТИль ВЕДЕнИя И ПОзИцИИ ВЕДущЕГО нА
РАзлИчных ЭТАПАх ТРЕнИнГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Глава 16. ОРГАнИзАцИя ТРЕнИнГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Формирование группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Формы организации тренинговых занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Требования к помещению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Предпосылки эффективности тренинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Обеспечение устойчивости изменений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Обеспечение переноса тренингового опыта в профессиональную
среду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Глава 17. РЕКОМЕнДАцИИ ПО ПРОВЕДЕнИю ТРЕнИнГА . . . 198
Проведение тренинга в закрытых учебных учреждениях . . . . . . . 198
Процедура знакомства участников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Особенности работы с принудительно образованной группой . . 199
Формирование правил работы группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Работа с ожиданиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Использование видеосъемки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Информирование в тренинге. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Использование упражнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Проведение дискуссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Проведение мозгового штурма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Использование метода «разыгрывания ролей» . . . . . . . . . . . . . . . . 208
завершение занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
зАКлючЕнИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
БИБлИОГРАФИчЕСКИй СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
приложения
Приложение 1. СТИМульный МАТЕРИАл ТРЕнИнГА
лИДЕРСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Приложение 2. СИТуАцИОннАя ДИАГнОСТИКА
лИДЕРСКОГО ПОТЕнцИАлА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Приложение 3. РЕзульТАТы ИССлЕДОВАнИя лИДЕРСКИх
КАчЕСТВ КОМАнДИРОВ КуРСАнТСКИх ГРуПП . . . . . . . . 234
Приложение 4. МЕТОДИКА «САМООцЕнКА СТИля
РуКОВОДСТВА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Стр.6