Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы в клубах инвалидов [Текст] / авт.-сост. <...> Более 33 тыс. человек
занимаются в 550 физкультурно-оздоровительных клубах инвалидов. <...> Эффективность работы физкультурно-оздоровительных клубов определяется решением основных задач, стоящих перед ними: воспитание
у лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов активной жизненной позиции, потребности в повседневных занятиях физической культурой
и спортом; организация коррекционно-оздоровительной и физкультурноспортивной работы, проведение спортивных соревнований по доступным
видам спорта. <...> В брошюре приводится пример организации работы муниципальных
учреждений «Физкультурно-оздоровительные клубы инвалидов» в Московской области. <...> Они берут свое начало с Постановления Губернатора Московской области от 22 июня 2004 г. № 117-ПГ «Об организации физкультурнооздоровительной и спортивной работы со спортсменами-инвалидами
в Московской области». <...> Порядок приема занимающихся в физкультурно-спортивный клуб инвалидов в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, определяется учредителем учреждения и закрепляется в его уставе. <...> 15
Спортивная подготовка строится как круглогодичный и многолетний
взаимосвязанный процесс. <...> 3
1
2
3
4
IWAS (Международная спортивная ассоциация
колясочников и ампутантов)
A2, A3, A4, III, V, V, A1 IA, IB,
A5, A6, A7,
IC, II
A8, A9
IBSA
(международная ассоциация спорта слепых)
B3
B2
CISS
(Международный спортивный комитет глухих)
слабослышащие
полная
потеря
слуха
INAS-FID
(Международная спортивная ассоциация лиц
с нарушением интеллекта)
+
SOI
(Международная специальная олимпиада
для умственно отсталых лиц)
B1
+
Примечание:
* Поскольку Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов
(IWAS) до настоящего времени не опубликовала новой единой системы распределения спортсменов на функционально-медицинские классы, в данной таблице предлагается старая система, которая использовалась <...>
Организация_физкультурно-оздоровительной_и_спортивной_работы_в_клубах_инвалидов..pdf
УДК 796/799
ББК 75.4(2)
C47
С47
Сладкова Н. А.
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы в клубах инвалидов [Текст] / авт.-сост. Н. А. Сладкова. –
М.: Советский спорт, 2012. – 216 c.
ISBN 978-5-9718-0591-5
Книга предназначена для оказания практической помощи руководителям
клубов инвалидов в их деятельности по комплектованию
групп занимающихся, планированию тренировочного процесса,
определению нагрузки тренеров по адаптивной физической культуре
и спорту.
УДК 796/799
ББК 75.4(2)
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати
и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы
«Культура России (2012–2018 годы)».
ISBN 978-5-9718-0591-5
© Сладкова Н. А., 2012
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ...................................................................................... 5
I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ В КЛУБАХ ИНВАЛИДОВ ......................... 7
1. Организационные основы ............................................................ 7
2. Спортивная подготовка ............................................................... 9
2.1. Федеральный стандарт спортивной подготовки ................... 9
2.2. Участники тренировочного процесса .................................... 12
2.3. Требования к структуре и содержанию
программ спортивной подготовки ......................................... 14
2.4. Реализация программ спортивной подготовки
в зависимости от этапа подготовки ....................................... 16
2.5. Многолетняя спортивная подготовка .................................... 23
3. Условия зачисления в группы, перевод занимающихся
на последующий этап многолетней подготовки ... ........................ 25
4. Распределение занимающихся на группы в соответствии
с их функциональными классами ................................................. 26
5. Организация тренировочного процесса ...................................... 35
6. Педагогический контроль ............................................................ 38
7. Медицинское обслуживание, врачебный контроль, допуск
к участию в тренировках и соревнованиях .................................... 40
8. Теоретическая подготовка ........................................................... 62
9. Воспитательная работа и психологическая подготовка ................ 64
10. Восстановительные средства и мероприятия .............................. 68
11. Допинг-контроль ......................................................................... 69
12. Оплата труда работников физической культуры и спорта ............ 74
II. ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА ....................................................... 77
К истории функциональной классификации
спортсменов-инвалидов .................................................................. 77
1. Бочча ........................................................................................... 84
2. Баскетбол на колясках ................................................................. 85
3. Биатлон ....................................................................................... 86
4. Велоспорт паралимпийский ........................................................ 86
5. Горнолыжный спорт ..................................................................... 91
6. Гребля академическая ................................................................. 96
7. Керлинг на колясках ..................................................................... 97
8. Конный спорт ............................................................................... 99
9. Легкая атлетика ........................................................................... 102
3
Стр.3
10. Лыжные гонки .............................................................................. 111
11. Настольный теннис ...................................................................... 115
12. Пауэрлифтинг .............................................................................. 119
13. Паралимпийский триатлон .......................................................... 120
14. Плавание ..................................................................................... 132
15. Пулевая стрельба ........................................................................ 138
16. Следж-хоккей .............................................................................. 140
17. Стрельба из лука ......................................................................... 141
18. Танцы на колясках ....................................................................... 143
19. Футбол 7х7 .................................................................................. 144
Приложение № 1
Методические рекомендации по формированию системы
оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов,
осуществляющих подготовку спортивного резерва и подготовку
спортсменов высокого класса в образовательных учреждениях
в области спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями
здоровья. (Инструктивное письмо Министерства спорта, туризма
и молодежной политики Российской Федерации руководителям
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в области физической культуры и спорта от 27 октября 2011 года
№ ПК-02-10/6271, согласованное письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 1 сентября 2011 года № МД-213/19) ............................................. 146
Приложение № 2
Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы со спортсменами-инвалидами в Московской области.
Постановление губернатора Московской области
от 22 июня 2004 г. № 117-ПГ ............................................................. 163
Приложение № 3
Положение об оплате труда работников государственных
учреждений физической культуры и спорта Московской области ....... 165
Приложение № 4
Письмо Мособлспорткомитета от 20 июля 2006 г. № СП-01-1088/3 ... 182
Приложение № 5
Справочник для спортсменов по допинг-контролю ............................. 183
Приложение № 6
Новое в трудовом законодательстве .................................................. 200
Приложение № 7
Типовое положение об образовательном учреждении
дополнительного образования детей
(Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. № 504) .................... 205
4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Спортсмены, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья,
занимаются в физкультурно-спортивных клубах инвалидов, реабилитационных
центрах инвалидов, детско-юношеских спортивных школах и других
физкультурных и спортивных учреждениях. Они участвуют в чемпионатах
и первенствах России, субъектов РФ, проводимых федерациями спорта
инвалидов при поддержке органов исполнительной власти в области физической
культуры и спорта.
Сильнейшие спортсмены, отобранные по результатам участия в чемпионатах
и первенствах России, представляют сборные команды России
в официальных международных соревнованиях (чемпионаты и первенства
мира и Европы), проводимых международными спортивными организациями
инвалидов, в том числе санкционированных Международным паралимпийским
комитетом. Те спортсмены, которые отвечают по уровню своей
подготовки квалификационным требованиям международных спортивных
организаций, принимают участие в Паралимпийских играх (летних или зимних)
или Сурдлимпийских играх (соревнованиях для глухих спортсменов).
Начиная с 80-х гг. прошлого века в России стали создаваться
физкультурно-спортивные клубы инвалидов. В настоящее время в нашей
стране действуют 6647 учреждений, объединений и организаций, в которых
различными формами физической культуры и спорта занимается более
267 тыс. инвалидов с нарушением зрения, слуха или опорно-двигательного
аппарата, в том числе 69,9 тыс. детей и подростков до 18 лет. Более 17 тыс.
детей и подростков занимаются в 523-х учреждениях дополнительного образования
(ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮСАШ, ДООЦ). Более 33 тыс. человек
занимаются в 550 физкультурно-оздоровительных клубах инвалидов.
Эффективность работы физкультурно-оздоровительных клубов определяется
решением основных задач, стоящих перед ними: воспитание
у лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов активной жизненной
позиции, потребности в повседневных занятиях физической культурой
и спортом; организация коррекционно-оздоровительной и физкультурноспортивной
работы, проведение спортивных соревнований по доступным
видам спорта.
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания
помощи в организации деятельности физкультурно-оздоровительных
и спортивных клубов инвалидов, детско-юношеских спортивно-адаптивных
школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и моло5
Стр.5
дежью, имеющими отклонения в состоянии здоровья или инвалидность,
а также в деятельности отделений и групп инвалидов, детей-инвалидов и детей
с отклонениями в состоянии здоровья в спортивных школах любых иных
наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурноспортивных
клубах инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждениях
и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми
с отклонениями в состоянии здоровья, независимо от их ведомственной
принадлежности и организационно-правовой формы.
Рекомендации составлены в соответствии с Методическими рекомендациями
по организации деятельности спортивных школ в Российской
Федерации (письмо Росспорта от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685); типовыми
программами по видам спорта для учреждений адаптивной физической
культуры; нормативными документами о введении новой системы оплаты
труда, а также постановлениями органов исполнительной власти субъектов
РФ об оплате труда работников государственных учреждений физической
культуры и спорта; руководящими документами Международного паралимпийского
комитета (IPC), Международной ассоциации спорта и досуга
лиц с церебральным параличом (CPISRA), Международной спортивной
организации колясочников и ампутантов (IWAS), Международной ассоциации
спорта для лиц с нарушением интеллекта (INAS FID), Международной
спортивной ассоциации слепых (IBSA), Международного комитета спорта
глухих (CISS), международных спортивных организаций инвалидов по видам
спорта, Паралимпийского комитета России (ПКР).
В брошюре приводится пример организации работы муниципальных
учреждений «Физкультурно-оздоровительные клубы инвалидов» в Московской
области. Они берут свое начало с Постановления Губернатора Московской
области от 22 июня 2004 г. № 117-ПГ «Об организации физкультурнооздоровительной
и спортивной работы со спортсменами-инвалидами
в Московской области». В настоящее время в Московской области действуют
35 таких клубов. Спортсмены – члены клубов принимают участие в чемпионатах
и первенствах Московской области и Российской Федерации по
различным видам спорта. Спортсменам присваиваются спортивные разряды
и звания в соответствии с ЕВСК, сильнейшие из них в составе сборных
команд России защищают честь страны на крупнейших международных соревнованиях,
в том числе Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх,
чемпионатах мира и Европы.
Многие физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы инвалидов
Московской области переросли рамки учреждений, занимающихся только
организацией активного отдыха инвалидов, массовых физкультурнооздоровительных
мероприятий. В таких клубах, как «Витязь» (Подольск),
«Лидер» (Воскресенск), «Благо» (Химки), «Коломна» (Коломна) и других готовятся
спортсмены самой высокой квалификации.
В связи с этим у клубов возникла острая потребность в нормативных документах
и методических рекомендациях, на основе которых можно планировать
и контролировать не только оздоровительные занятия, но и тренировочный
процесс по подготовке спортсменов высокого уровня.
6
Стр.6