Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Коррекционная педагогика: теория и практика

Коррекционная педагогика: теория и практика №4 2010 (330,00 руб.)

0   0
Страниц43
ID219035
АннотацияЖурнал адресован специалистам, работающим в области специальной педагогики: логопедам, сурдо-, тифло-, олигофренпедагогам, учителям-дефектологам, психологам, воспитателям и методистам детских садов, родителям, воспитывающим особенного ребенка. Освещаются задачи и перспективы развития системы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
Коррекционная педагогика: теория и практика .— 2010 .— №4 .— 43 с. — URL: https://rucont.ru/efd/219035 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА № 4(40), 2010 К оррекционная педагогика Теория и практика 4 (40), 2010 Главный редактор журнала – Левченко Ирина Юрьевна – доктор психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. <...> Редакционный совет П р ед сед ате ль р ед ак ц ионно г о С ов е т а Левченко И.Ю. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. <...> М.А. Шолохова С е к р е т а рь р ед ак ц ионно г о С ов е т а Волковская Т.Н. – доцент кафедры специальной психологии и клинических основ дефктологии МГГУ им. <...> М.А. Шолохова Ч ле ны р ед ак ц ионно г о С ов е т а Аксенова А.К. – профессор кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. <...> М.А. Шолохова Бгажнокова И.М. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования Волосовец Т.В. – доцент, зав. кафедрой специального образования РУДН Кашубина Р.Л. – ректор УИИТ Костенкова Ю.А. – зам. декана факультета дефектологии МПГУ Кутепова Е.Н. – начальник отдела специальных (коррекционных) образовательных и оздоровительных учреждений Управления специального образования Министерства образования и науки РФ Левченко И.Ю. – зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. <...> М.А. Шолохова Разина Л.В. – старший преподаватель МГСУ Якубовская Э.В. – доцент кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. <...> 10 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА № 4(40), 2010 со д ер ж ание : 5 К юбилею натальи михайловны назаровой Актуальные проблемы коррекционной педагогике 8 Назарова Н.М. <...> Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения ПЕрелистывая страницы истории Петрова В.Г., Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. <...> Граборова в отечественную олигофренопедагогику ПСИХОЛОГО <...>
Коррекционная_педагогика_теория_и_практика_№4_2010.pdf
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА № 4(40), 2010 К 2 оррекционная педагогика Теория и пракТика 4 (40), 2010 Главный редактор журнала – Левченко Ирина Юрьевна – доктор психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова Редактор-составитель Ковалева Г.А. Редакционный совет Председатель редакционного Совета Левченко И.Ю. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова Секретарь редакционного Совета Волковская Т.Н. – доцент кафедры специальной психологии и клинических основ дефктологии МГГУ им. М.А. Шолохова Члены редакционного Совета Аксенова А.К. – профессор кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова Бгажнокова И.М. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования Волосовец Т.В. – доцент, зав. кафедрой специального образования РУДН Кашубина Р.Л. – ректор УИИТ Костенкова Ю.А. – зам. декана факультета дефектологии МПГУ Кутепова Е.Н. – начальник отдела специальных (коррекционных) образовательных и оздоровительных учреждений Управления специального образования Министерства образования и науки РФ Левченко И.Ю. – зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова Лифанова Т.М. – профессор, зав. кафедрой олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова Малхасьян Е.А. – доцент, зав. кафедрой сурдопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова Разина Л.В. – старший преподаватель МГСУ Якубовская Э.В. – доцент кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова Верстка Блохина А.В. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОБРАЗОВАНИЕ» Тел.: (495) 720 9683, e-mail: redkorrped@rambler.ru www.obrazovanie-plus.ru Адрес для писем: 109559, Москва, ул. Краснодарская, д. 59, МГГУ им. М.А. Шолохова Подписка по каталогу агентства «РОСПЕЧАТЬ», подписной индекс – 82365 Издается с 2007 г. Учредитель Давыдова Г. В. Подписано в печать __.__.10 г. Формат 60 х 90 ⅛ Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 1700 экз. Отпечатано в типографии ООО «Джей Ти Принт» 115088, г. Москва, ул. Новоостаповская, д. 10 н а у ч н о – м е Т о д и ч е с к и й ж у р н а л
Стр.1
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА № 4(40), 2010 СОД Е РЖАНИЕ : 5 К ЮБИЛЕЮ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ НАЗАРОВОЙ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 8 Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения ПЕРЕЛИСТЫВАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 17 Петрова В.Г., Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Вклад А.Н. Граборова в отечественную олигофренопедагогику ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУ ШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 21 Данилова А.М. Особенности краеведческих знаний учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида 30 Аршинова Н.А. Особенности речевого развития воспитанников домов ребёнка ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 36 Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Пути создания и применения мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида 42 Кузьминова С.А. Использование современных технологий в системе обучения устной речи неслышащих старшеклассников 4 71 74 77 53 47 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ С НЕЙ НАУКИ Волковская Т.Н. Психологическое консультирование в логопсихологии ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ Тетюркина Н.М., Маркина Е.А. Система работы по курсу «Здоровый образ жизни» на коррекционных и внеклассных мероприятиях в младших классах коррекционной школы VIII вида CПЕЦИАЛЬНАЯ ДО ШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 67 Гусейнова А.А. Основные направления коррекционнопедагогической работы по подготовке к школе детей с церебральным параличом ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Коноваленко С.В. Упражнения для развития артикуляционной моторики Каширина С.И. Применение метода «Томатис» при аутизме Куревлева Н.В. Об организации дошкольной подготовки детей с нарушением слуха СЛОВО МОЛОДЫМ 81 Фокина О.А. Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии К юбилею Натальи Михайловны Назаровой Н азарова Наталия Михайловна в 1972 году с отличием окончила МГПИ им. В.И.Ленина, дефектологический факультет, по специальности «Дефектология» с присвоением квалификации «учитель начальных классов школы глухих и слабослышащих, учитель русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих». Стаж научно-педагогической работы Н.М.Назаровой – около 30 лет, из них в вузах работает более двадцати. Свою трудовую деятельность она начала с работы учителем в школе-интернате для детей с нарушениями слуха № 101 г. Москвы. После успешного окончания аспирантуры под руководством известного сурдопедагога, профессора К.А.Волковой, решением диссертационного совета НИИ дефектологии АПН СССР от 16 марта 1978 года ей присуждена ученая степень кандидата педагогических наук. После защиты кандидатской диссертации более 15 лет Наталия Михайловна работает на кафедре сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И.Ленина (далее – МПГУ) сначала в качестве ассистента, затем старшего преподавателя и, наконец, доцента. С 1989 по 1991 год успешная учеба в докторантуре по кафедре педагогики высшей школы педагогического факультета МПГУ сочеталась со стажировкой в университетах Германии (Гейдельберг, Кельн, Мюнхен). Ученая степень – доктор педагогических наук по специальности 13.00.01 – теория и история педагогики и по специальности 13.00.03 – специальная педагогика, присуждена Наталии Михайловне решением ВАК при Совете Министров СССР от 15 октября 1993 г. С 1992 по 1998 год она работает главным специалистом, затем - начальником отдела Минобразования РФ. Именно в эти годы в нашей стране активно развивается подготовка кадров для системы специального образования. В разных вузах страны открываются факультеты, готовящие специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. В эти же годы при непосредственном участии Н.М.Назаровой разрабатывается первое поколение государственных образовательных стандартов высшего дефектологического образования, в разработке стандартов последующих редакций она принимает самое активное участие. Одновременно Наталия Михайловна продолжает преподавательскую деятельность в Московском педагогическом государственно университете, а затем, с 1995 г. – Московском городском педагогическом университете Департамента образования города Москвы. С 1998 по 2004 год она является деканом факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ и зав. кафедрой специальной педагогики этого университета. Под ее руководством были созданы кафедры специальной психологии, олигофренопедагогики, клинических основ специальной педагогики и специальной психологии, специальной педагогики. С 1999 года она заведует кафедрой специальной педагогики и научнометодического обеспечения подготовки кадров для системы специального образования ГОУ ВПО МГПУ. Наталия Михайловна читает лекционные курсы по дисциплинам «Сурдопедагогика», «История сурдопедагогики», «Специальная педагогика», «История науки (специальной педагогики)», «Сравнительная специальная педагогика» – для студентов и аспирантов. Под ее научным руководством подготовлены 14 кандидатов педагогических и психологических наук. В последние десятилетия важным направлением творческой активности юбиляра стала организационно-издательская деятельность. Она – инициатор создания и ру5
Стр.2
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА № 4(40), 2010 ководитель издательских программ «Специальная педагогика и специальная психология» и «Специальная педагогика и специальная психология за рубежом» для педагогических вузов и колледжей в издательском центре «Академия», в рамках которой к настоящему времени опубликовано более 30 учебных пособий по данному направлению. Среди них – «Специальная психология» под редакцией В.И.Лубовского, «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко и др., «Сурдопедагогика» Л.В.Андреевой, «Сурдопсихология» Т.Г.Богдановой, «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь» М.В.Жигоревой, «Физкультура в специальном образовании» А.А.Дмитриева и многие другие. Н.М.Назарова является автором проекта и инициатором создания учебного пособия «Специальная педагогика» для студентов педагогических вузов, выдержавшего десять изданий. В пособии впервые изложена теория специальной педагогики, охарактеризовано содержание и организация специального образования, выявлены ключевые проблемы специальной педагогики. Для реализации этого проекта она привлекла в авторский коллектив ведущих ученых-дефектологов страны. Продолжением работы в данном направлении стала подготовка фундаментального трехтомного учебного пособия «Специальная педагогика»: первый том «История специальной педагогики», второй – «Общие основы специальной педагогики», третий – «Педагогические системы специального образования». Благодаря издательской программе «Специальная педагогика и специальная психология за рубежом» отечественные специалисты и студенты имеют возможность ознакомиться с историей и современным состоянием специального образования в ряде стран, в первую очередь – в Германии. Наталия Михайловна является автором переводов с немецкого языка и научным редактором более двадцати учебно-методических пособий, используемых в настоящее время в практической работе 6 педагогами и психологами нашей страны. Вот только некоторые из них - работы О.Шпека «Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание», П.Янна «Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука», «Ранняя диагностика и коррекция» в двух томах под редакцией Удо Б. Брака, «Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям» М.П.Краузе. Две эти издательские программы были реализованы на протяжении последнего десятилетия и являются свидетельством потрясающей организованности и работоспособности юбиляра. Н.М. Назарова подготовила более 100 публикаций, включающих учебные пособия, методические разработки, учебные программы, научные статьи и монографии, используемые в педагогической практике. Первая монография Н.М. Назаровой «Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки» вышла в 1992 году. Она явилась пионерской в своей области и не утратила своего значения на современном этапе становления системы подготовки кадров для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в условиях перехода к компетентностному подходу, который в определенной степени был подготовлен научными исследованиями Н.М. Назаровой, проведенными более пятнадцати лет назад. В этой работе предлагаются новые, гуманистически детерминированные, подходы к содержанию образования и профессиональной подготовки специальных педагогов, сурдопедагогов. В вышедшей в прошлом году монографии «Специальная педагогика: история научного знания и подготовка педагогических кадров» Н.М. Назарова показывает обусловленность развития специальной педагогики степенью разработанности методологии и методов исследования в отдельных научных областях, значимых для нее. В ней нашли отражение взгляды автора на преподавание курса специальной педагогики в педагогических вузах в современных условиях перехода на двухуровневую систему подготовки. К юбИлЕю НАТАльИ мИхАйлОвНы НАзАРОвОй Деятельность Н.М.Назаровой сложна и многогранна, поэтому следует перечислить еще несколько фактов биографии. На протяжении многих лет она является членом УМК по коррекционной педагогике и специальной психологии УМО при ГОУ ВПО МПГУ. С 2001 года по 2007 год - председатель диссертационного совета К - 850.007.01 при МГПУ; с 2007 года по настоящее время - председатель диссертационного совета Д - 850.00705 ГОУ ВПО МГПУ. С 1995 года является членом диссертационного совета в РГПУ им. А.И.Герцена (г. С.-Петербург). Руководит секцией учебных изданий Экспертного совета при ФГУ ФИРО Минобрнауки РФ. С 1998 года заведует лабораторией модернизации подготовки кадров для специального образования НИИСО ГОУ ВПО МГПУ. Кроме научной деятельности возглавляемая Наталией Михайловной лаборатория проводит ежегодный международный теоретикометодологический семинар «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии», привлекающий большое внимание отечественных и зарубежных специалистов в этих областях и дающий возможность обсудить многие актуальные проблемы данных областей научного знания. Н.М.Назарова представляет отечественную науку на международных симпозиумах и конференциях (Белоруссия, Германия, Китай, Испания, Мальта, Украина и другие страны), научных мероприятиях, проводимых в нашей стране. Награды, полученные Н.М.Назаровой, свидетельствуют о признании ее заслуг и высокой оценке ее многогранной деятельности: Отличник народного образования, Почетный работник высшей школы РФ, Почетные Грамоты Московского Департамента образования. Коллеги искренне поздравляют Наталию Михайловну с юбилеем и желают ей больших творческих успехов.! С Юбилеем!!! 7
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.