М.А. Шолохова
Ч лены ред ак ционно го С ов ет а
Аксенова А.К. – профессор кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. <...> М.А. Шолохова
Бгажнокова И.М. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной
педагогики Московского института открытого образования
Волосовец Т.В. – доцент, зав. кафедрой специального образования РУДН
Кашубина Р.Л. – ректор УИИТ
Костенкова Ю.А. – зам. декана факультета дефектологии МПГУ
Кутепова Е.Н. – начальник отдела специальных (коррекционных) образовательных
и оздоровительных учреждений Управления специального образования Министерства
образования и науки РФ
Левченко И.Ю. – зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии МГГУ им. <...> М.А. Шолохова
Разина Л.В. – старший преподаватель МГСУ
Якубовская Э.В. – доцент кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. <...> 10
Коррекционная педагогика: теория и практика № 2(38), 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Технологии коррекционной работы
5 Васенков Г.В. <...> 16 Организация домашней формы обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья, не охваченных дошкольным образованием и находящихся в условиях
вынужденной изоляции
Методическая копилка
Насонова Т.Р. <...> 34 Методика коррекционно-развивающих занятий с использованием логоритмических
упражнений для детей с недостатками речевого развития
Подготовка специалиста
Лифанова Т.М., Данилова А.М., Подвальная Е.В. <...> 45 Совершенствование подготовки к научной деятельности
студентов-олигофренопедагогов
4
Т ехнологии коррекционной работы
Технология обучения профессионально-трудовым
навыкам учащихся коррекционных школ VIII вида
Васенков Г.В.,
доктор педагогических наук, директор
ГОУ Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 102 <...> Существующая неоднородность в уровнях усвоения профессиональных навыков
обращала на себя внимание исследователей
и практических работников, побуждала их
искать способы дифференциации учащихся, пути и методы преодоления трудностей <...>
Коррекционная_педагогика_теория_и_практика_№2_2010.pdf
К
оррекционная
педагогика
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Редактор-составитель Ковалева Г.А.
Редакционный совет
Председатель редакционного Совета
Левченко И.Ю. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Секретарь редакционного Совета
Волковская Т.Н. – доцент кафедры специальной психологии и клинических основ
дефктологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Члены редакционного Совета
Аксенова А.К. – профессор кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Бгажнокова И.М. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной
педагогики Московского института открытого образования
Волосовец Т.В. – доцент, зав. кафедрой специального образования РУДН
Кашубина Р.Л. – ректор УИИТ
Костенкова Ю.А. – зам. декана факультета дефектологии МПГУ
Кутепова Е.Н. – начальник отдела специальных (коррекционных) образовательных
и оздоровительных учреждений Управления специального образования Министерства
образования и науки РФ
Левченко И.Ю. – зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Лифанова Т.М. – профессор, зав. кафедрой олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Малхасьян Е.А. – доцент, зав. кафедрой сурдопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Разина Л.В. – старший преподаватель МГСУ
Якубовская Э.В. – доцент кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Верстка ООО «Джей Ти Принт»
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОБРАЗОВАНИЕ»
Тел.: (495) 720 9683, e-mail: redkorrped@rambler.ru
www.obrazovanie-plus.ru
Адрес для писем:
109559, Москва, ул. Краснодарская, д. 59,
МГГУ им. М.А. Шолохова
Подписка по каталогу агентства «РОСПЕЧАТЬ»,
подписной индекс – 82365
Издается с 2007 г. Учредитель Давыдова Г.В.
Подписано в печать 05.04.10 г. Формат 60 х 90 1
Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 1700 экз.
/8
Отпечатано в типографии ООО «Джей Ти Принт»
115088, г. Москва, ул. Новоостаповская, д. 10
.
2(38), 2010
Главный редактор журнала – Левченко Ирина Юрьевна –
доктор психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии
и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Стр.1
КорреКционная педагогиКа: теория и праКтиКа № 2(38), 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Васенков Г.В.
5 Технология обучения профессионально-трудовым навыкам учащихся коррекционных
школ VIII вида
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Кокорина Т.Е., Сергиенко Н.Н., Салина Л.В.
16 Организация домашней формы обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья, не охваченных дошкольным образованием и находящихся в условиях
вынужденной изоляции
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Насонова Т.Р.
34 Методика коррекционно-развивающих занятий с использованием логоритмических
упражнений для детей с недостатками речевого развития
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА
Лифанова Т.М., Данилова А.М., Подвальная Е.В.
45 Совершенствование подготовки к научной деятельности
студентов-олигофренопедагогов
4
Стр.2
ТЕхНОЛОгИИ КОРРЕКцИОННОЙ РАбОТы
ТЕхНОЛОгИЯ ОбУЧЕНИЯ ПРОфЕССИОНАЛьНО-ТРУДОвыМ
НАвыКАМ УЧАщИхСЯ КОРРЕКцИОННых шКОЛ VIII вИДА
Васенков Г.В.,
доктор педагогических наук, директор
ГОУ Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 102
г. Москвы
обучения учащихся с недостатками психофизиологического
и интеллектуального развития
является механизм формирования
целенаправленных действий и движений в
процессе овладения навыками.
Организуя процесс формирования проО
фес
сионально-трудовых навыков, важно
учитывать известные положения о влиянии
условий обучения на их усвоение.
В психологии труда за основу обучения
принимаются внешние и внутренние условия
формирования навыков. К внешним условиям
относятся:
1. Эффективность объяснения учителем
трудовых приемов;
2. Организация системы упражнений;
3. Оценка учителем действий учащихся;
4. Дифференцированный подход к учащимся;
5.
Наличие приспособлений срочной информации
о результатах трудовых действий.
В число внутренних условий формирования
навыков входят:
1. Интеллектуальный уровень обучаемых
(способность к формированию образа
эталона труда и к осознанию трудовых действий);
2.
Уровень сенсорной чувствительности;
3. Наличие трудового опыта;
4. Самооценка трудовой деятельности;
дним из важнейших направлений в
процессе профессионально-трудового
5. Развитие самоконтроля трудовых действий;
6.
Способность к переносу навыков;
7. Состояние двигательной сферы;
8. Энергетический потенциал личности
ребенка (эмоции, работоспособность);
9. Дифференциация учащихся по способности
к овладению трудовыми навыками.
Как показывает наш опыт работы, в процессе
трудового обучения двигательным трудовым
навыкам у разных групп учащихся
продвижение идет неравномерно. Это вызвано
неоднородностью их состава, которая
определяется разными потенциальными возможностями
и связана с особенностями присущих
им дефектов.
Существующая неоднородность в уровнях
усвоения профессиональных навыков
обращала на себя внимание исследователей
и практических работников, побуждала их
искать способы дифференциации учащихся,
пути и методы преодоления трудностей
в обучении. Суть их сводится к тому, что
дифференцированный подход предусматривает
изучение глубины дефекта, выявление
у учеников способностей к учебной деятельности
с учетом нарушений психофизических
функций, участвующих в формировании навыка.
Авторы, изучавшие особенности обучения
школьников труду, разрабатывали
пути дифференциации учащихся по степени
самостоятельности выполнения заданий
5
Стр.3