Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Английская грамматика: предложение и слово (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКовалева Лия Матвеевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц407
ID218925
АннотацияМонография представляет собой научно-теоретическое издание, посвященное исследованию грамматики английского языка в свете современных представлений науки о языке. Предложение и слово рассматриваются в неразрывном единстве соответственно их способу существования в языке. В результате многие старинные сложные проблемы грамматики предстают в новом свете. Книга предназначена для широкого круга специалистов по общему и германскому языкознанию, а также может быть использована как учебник при подготовке магистров.
ISBN978-5-88267-291-0
ББК81.432.1-2
Ковалева, Л. М. Английская грамматика: предложение и слово / Л. М. Ковалева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2008 .— 407 с. — ISBN 978-5-88267-291-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/218925 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Иерархия английских предложений с предикатами одной семантической группы 6 § 1. <...> Основные ряды предложений с предикатами одной семантической группы <...> Парадигматические ряды предложений, противопоставленных по разным модально-предикативным признакам <...> Категоризация ситуаций действия (Грамматика предложений с предикатами действия: агентивные предложения) § 1. <...> Субъект агентивного предложения в свете теории фамильного сходства <...> Агентивное предложение – прототип предложений, категоризующих другие виды деятельности. <...> Категоризация каузативных ситуаций (Грамматика предложений с предикатами действия: каузативные предложения) 7 § 1. <...> Подход к анализу каузативных предложений в генеративной и в когнитивной семантике. <...> Развитие радиальной категории причинения через каузативные обороты § 4. <...> Категоризация ситуаций преднамеренного причинения конструкциями с глаголами вербальной каузации <...> Категоризация ситуаций причинения эмоционального и психического состояния конструкциями с чередованием предикатных и личностных актантов в позиции подлежащего <...> Простое предложение как базисная конструкция для категоризации агентивных ситуаций § 2. <...> Осложненное предложение (с вторично-предикативным оборотом) как базисная конструкция для категоризации ситуаций восприятия, желания, намерения и др. <...> Сложноподчиненное предложение как базисная конструкция для категоризации ситуаций ментальной деятельности Глава 5. <...> Грамматика предложений с неполностью реализованными семантическими валентностями 8 § 1. <...> Взаимная конструкция – зона категоризации ситуации с нерасчлененным Субъектом и Объектом § 5. <...> Категоризация ситуаций с множеством участников (Грамматика полисубъектных и полиобъектных предложений) Часть II. <...> 3) Когнитивный подход к употреблению АВФ глагола как попытка субъективистского объяснения аспектуально-временных противопоставлений §2. <...> Иерархия модально-предикативных категорий в предложении и их синкретизм <...>
Английская_грамматика_предложение_и_слово.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Английская_грамматика_предложение_и_слово.pdf
Л. М. Ковалева АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО Иркутск 2008
Стр.1
2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Иркутский государственный лингвистический университет» Л. М. Ковалева АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО Иркутск 2008
Стр.2
3 ББК 81.432.1-2 К - 56 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Ковалева Л. М. Английская грамматика: предложение и слово. – Иркутск, 2008. – 406 с. Монография представляет собой научно-теоретическое издание, посвященное исследованию грамматики английского языка в свете современных представлений науки о языке. Предложение и слово рассматриваются в неразрывном единстве соответственно их способу существования в языке. В результате многие старинные сложные проблемы грамматики предстают в новом свете. Книга предназначена для широкого круга специалистов по общему и германскому языкознанию, а также может быть использована как учебник при подготовке магистров. Ответственный редактор: доктор филологических наук, профессор А. В. Кравченко Рецензенты: доктор филологических наук, профессор В.И. Карасик (ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»); доктор филологических наук, профессор М.Ю. Рябова (ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет») ISBN 978-5-88267-291-0 © Ковалева Л. М., 2008
Стр.3
4 Светлой памяти Учителя – профессора Виктории Николаевны Ярцевой
Стр.4
5 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Введение I. Предложение как исходная единица в грамматике речевой деятельности § 1. О дефинициях предложения § 2. Отнесение термина «предложение» к единицам языка и речевой деятельности § 3. Предикативность как главное свойство предложения § 4. Состав предложения. Номинативно-пропозитивный и модальнопредикативный конституенты предложения II. Определяющая роль глагольного предиката в предложении § 1. Вербоцентрическая концепция предложения и развитие понятия валентности 1. Понятие валентности (по С. Д. Кацнельсону и Л. Теньеру) и понятие падежа (по Ч. Филлмору). Семантическая и синтаксическая валентность 2. Независимость семантической валентности от формы ее выражения § 2. Семантическое согласование предиката и его актантов. Виды актантов § 3. Вербоцентрическая концепция и возможность семантической классификации предложений § 4. Теоретическая возможность объединения в одном ряду простых, осложненных и сложноподчиненных предложений. Полипредикативное предложение. Конструкция эксплицитной модальности § 5. Предложение в модусной и коммуникативной рамке § 6. О композиции первой и второй части Часть 1. Организация номинативнопропозитивного конституента предложения Глава 1. Иерархия английских предложений с предикатами одной семантической группы
Стр.5
6 § 1. Понятийный аппарат вербоцентрического синтаксиса (простая глагольная конструкция, валентностно-актантная схема, семантическая структура) § 2. Логические (классические) и естественные (прототипические) категории § 3. Классические и прототипические категории в синтаксисе. Когнитивная природа предложения § 4. Отношения между однородными единицами синтаксиса: ассоциативно-парадигматический vs. трансформационный ряд § 5. Основные ряды предложений с предикатами одной семантической группы 1. Парадигматические ряды предложений с реализованными семантическими валентностями. прототипические структуры Ядерные, 2. Парадигматические ряды предложений с неполностью реализованными семантическими валентностями 3. Парадигматические ряды предложений, противопоставленных по разным модально-предикативным признакам 4. Коммуникативные парадигмы предложения Глава 2. Категоризация ситуаций действия (Грамматика предложений с предикатами действия: агентивные предложения) § 1. Глаголы физического действия и основные представления о семантике организуемых ими предложений § 2. Переходные и переходно-непереходные глаголы действия § 3. Агентивные предложения с собственно переходными глаголами 1. Прототипическое агентивное предложение 2. Субъект агентивного предложения в свете теории фамильного сходства 3. Агентивное предложение – прототип предложений, категоризующих другие виды деятельности. Атипические предикаты действия Глава 3. Категоризация каузативных ситуаций (Грамматика предложений с предикатами действия: каузативные предложения) деривационнобазисные,
Стр.6
7 § 1. Подход к анализу каузативных предложений в генеративной и в когнитивной семантике. Категория каузальности (причинения) § 2. Каузативные предложения с переходно-непереходными глаголами 1. Агентивное предложение как прототип каузативного предложения 2. Категоризация различных ситуаций каузативной конструкцией NлицоkilledNлицо. Ядерные признаки концепта «ситуация причинения» 3. Субъект каузативного предложения в свете теории фамильного сходства § 3. Развитие радиальной категории причинения через каузативные обороты § 4. Развитие радиальной категории причинения через предложения с межсобытийными каузативными глаголами 1. Категоризация ситуаций преднамеренного причинения конструкциями с глаголами вербальной каузации 2. Категоризация ситуаций причинения эмоционального и психического состояния конструкциями с чередованием предикатных и личностных актантов в позиции подлежащего 3. Категоризация ситуаций причинения конструкциями с межсобытийными каузативными глаголами Глава 4. Конструкции базового уровня § 1. Простое предложение как базисная конструкция для категоризации агентивных ситуаций § 2. Осложненное предложение (с вторично-предикативным оборотом) как базисная конструкция для категоризации ситуаций восприятия, желания, намерения и др. § 3. Сложноподчиненное предложение как базисная конструкция для категоризации ситуаций ментальной деятельности Глава 5. Возвратная конструкция § 1. С чем соотносится oneself в возвратной конструкции § 2. Репрезентация концепта SELF в конструкциях с one’s self и oneself. § 3. Круг ситуаций, категоризуемых возвратными конструкциями § 4. Каузативная возвратная конструкция Глава 6. Грамматика предложений с неполностью реализованными семантическими валентностями
Стр.7
8 § 1. Неопределенно-субъектная конструкция 1. Двучленные неопределенно-личные и трехчленные пассивные конструкции 2. Конструкция с “get + причастие II” § 2. Обобщенно-субъектная конструкция § 3. Неопределенно-объектная и обобщенно-объектная конструкция § 4. Взаимная конструкция – зона категоризации ситуации с нерасчлененным Субъектом и Объектом § 5. Непереходная конструкция § 6. О семантике синтаксических моделей Глава 7. Категоризация ситуаций с множеством участников (Грамматика полисубъектных и полиобъектных предложений) Часть II. Организация модально-предикативного конституента предложения Глава 8. Аспектуально-временные формы (АВФ) глагола в предложении §1. АВФ как морфологические формы глагола 1. Время как дейктическая категория. Темпоральные оппозиции АВФ глагола 2. Аспект и аспектуальные оппозиции АВФ. Особое положение АВФ Indefinite 3. Системные значения АВФ глагола в морфологии 1) Система значений АВФ английского глагола, традиционно выделяемых на основе объективистского понимания отношения между грамматическими признаками и признаками реального действия 2) Объяснение употребления АВФ лексическими особенностями глагола – дань объективистскому подходу 3) Когнитивный подход к употреблению АВФ глагола как попытка субъективистского объяснения аспектуально-временных противопоставлений §2. Иерархия модально-предикативных категорий в предложении и их синкретизм
Стр.8
9 §3. От морфологической категории наклонения к синтаксическому наклонению §4. Синтаксическое наклонение и понятие конструкции эксплицитной модальности. Категории модуса §5. Модусные предикаты §6. Модусы восприятия, знания, полагания vs алетическая, эпистемическая, деонтическая модальности Глава 9. Категоризация ситуаций восприятия (грамматика предложений с предикатами восприятия) §1. Категоризация ситуаций восприятия конструкциями эксплицитной модальности (с придаточными предложениями и вербоидными оборотами) 1. Прототипическая ситуация восприятия события 2. Общая формулировка 3. Неоднородность восприятия и понятие наблюдателя 4. Признак «одновременность восприятия и воспринимаемого события» и категория таксиса 5. Прототипические конструкции, категоризующие ситуации восприятия события 1) Противопоставление по признакам «частичное/полное восприятие события» предложений с причастными и инфинитивными оборотами 2) Противопоставление по признакам «частичное/полное восприятие события» сложноподчиненных предложений с АВФ Continuous и Indefinite в придаточных предложениях §2. Категоризация ситуаций восприятия конструкциями имплицитной модальности (формально независимыми предложениями) §3. Прототипичность АВФ Continuous для категоризации воспринимаемого события §4. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера и категоризация непрототипических ситуаций 1. с причастным оборотом Непрототипические конструкции-бленды под влиянием модуса восприятия 1) Бленд «восприятие-понимание». Языковая форма: конструкция
Стр.9
10 2) Бленд «восприятие-понимание». Языковая форма: конструкция с инфинитивным и причастным оборотом 3) Бленд ««знание/понимание-восприятие». Языковая форма: конструкция с придаточным предложением с АВФ Continuous. 4) Бленд «вспоминание-восприятие». Языковая форма: конструкция с придаточным предложением с АВФ Continuous. 5) Бленд «полагание-восприятие». Языковая форма: конструкция с придаточным предложением с АВФ Continuous. 2. 3. «Привычные» бленды Холистическое понимание конструкции и так называемый сдвиг в семантике глагола. Глава 10. Категоризация ситуаций знания и полагания (грамматика предложений с предикатами знания и полагания) §1. Предикаты знания и полагания (мнения) §2. Категоризация ситуаций знания и полагания конструкциями эксплицитной модальности (сложноподчиненными предложениями) 1. Прототипические ситуации знания и полагания (мнения) 1) Семантическая неоднородность пропозиции, репрезентируемой придаточным предложением, после модусных предикатов восприятия, знания, полагания; событие vs факт vs мнение 2) Признак «уверенность в истинности высказываемого суждения» 2. Прототипические конструкции, категоризующие ситуации знания 1) Прототипические конструкции, категоризующие ситуации фактуального знания. Прототипическое употребление АВФ Perfect 2) Прототипические конструкции, категоризующие ситуации знания «положения дел в мире» и «вечных истин». Прототипическое употребление АВФ Indefinite. 3. Конструкции, категоризующие ситуации полагания (мнения) 1) Конструкции с предикатами уверенности, умозаключения, мнения, предположения, сомнения 2) Конструкции с предикатами знания и полагания с АВФ Future Tense и модальными словосочетаниями в диктумном предложении
Стр.10
11 §3. Категоризация ситуаций знания и полагания конструкциями имплицитной модальности (формально независимыми простыми предложениями) 1. Present Perfect в диалогической речи 2. АВФ в формально независимых диктумных предложениях под влиянием модусов знания и полагания 3. АВФ Indefinite в пословицах и поговорках 4. О грамматике придаточного предложения §4. Конструкции-бленды Глава 11. Категоризация ситуаций кажимости (грамматика предложений с предикатами кажимости) §1. Перцептивно-эпистемическая семантика модуса кажимости §2. Категоризация ситуаций неуверенного, иллюзорного, воображаемого восприятия. Употребление продолженных АВФ и вербоидных оборотов §3. Категоризация ситуаций «наблюдаемого поведения» §4 Категоризация ситуаций неполного знания / умозаключения Глава 12. Категоризация ситуаций речи (грамматика предложений с предикатами речи) § 1. О двойственной природе предикатов речи § 2. Конструкции с прямой речью § 3. Конструкции с косвенной речью 1. Отношения между лексическим и грамматическим оформлением прямой и косвенной речи (общие замечания) 2. Употребление АВФ в конструкциях с косвенной речью Глава 13. Грамматика осложненных предложений с вербоидными оборотами и девербативами §1. Основные проблемы анализа осложненных предложений с вербоидными оборотами и вербоидами 1. Система вербоидов 2. Вербоиды и девербативы в генеративной грамматике 3.Возможные направления анализа осложненных предложений с вербоидами §2. Индефинитные формы инфинитива и герундия и обороты с ними
Стр.11
12 1.Прототипическая семантика инфинитива и герундия в английском языке 2. Предложения с инфинитивами и инфинитивными оборотами с признаками «нелокализованное во времени гипотетическое действие» с глаголами обучения, желания, намерения, принятия решения, вербальной каузации действия 3. Противопоставления конструкций с инфинитивом и герундием 1) Противопоставление конструкций с глаголами эмоциональнооценочного отношения 2) Противопоставление конструкций с некоторыми предикатами эмоционального состояния §3. Конструкции с перфектными и индефинитными формами инфинитива и герундия. Противопоставления по таксисным признакам 1. Конструкции с глаголами восприятия и способствования, предсказывающими отношения одновременности между действиями, обозначенными главным и зависимым глаголом 2. Конструкции с глаголами раскаивания, прощения, упрека, благодарения и др., предсказывающими отношения предшествования / одновременности действия, обозначенного вербоидным оборотом, действию, обозначенному главным глаголом 3. Конструкции с глаголами памяти § 4. Употребление оборотов с перфектными и продолженными формами вербоидов под влиянием модусов восприятия, знания и кажимости 1.Употребление продолженных инфинитивов в предложениях с имплицитным модусом восприятия 2. Вербоидные обороты под влиянием модуса знания 3. Продолженный, индефинитный и перфектный инфинитив под влияниям модуса кажимости § 5. Грамматика предложений с девербативами 1.Девербативы – результат лексической деривации 2.Девербативы – результат синтаксической деривации 3. Об участии словосочетания «девербатив + девербатив» в организации модально-предикативного конституента предложения §6. Конструкции-бленды 1.Окказиональные бленды
Стр.12
13 2.Привычные бленды – конструкции с глаголами памяти §7. Неличные формы глагола и девербативы – системные средства языковой экономии в организации модально-предикативного конституента предложения Глава 14. Категоризация отношений между ситуациями (грамматика предложений с межсобытийными предикатами) § 1. Пропозициональная модальность, актуализирующая модальность и модальность предикатных актантов § 2. Предложения с каузативными предикатами 1. Предложения с предикатами, категоризующими нейтральный характер причинно-следственных отношений 2. Предложения с каузативными предикатами и актуализирующаяся модальность 3. Предложения с предикатами благоприятствования / неблагоприятствования 4. Предложения с предикатами пресечения 5. Предложения с предикатами изменения § 3. Организация модально-предикативного конституента предложений с условно-целевыми предикатами § 4. Организация модально-предикативного конституента предложений с предикатами логического вывода Заключение Литература
Стр.13
14 Предисловие (2006 г.) Предлагаемая грамматика посвящена функционированию языковой системы в речевой деятельности, то есть исходит из известной трихотомии Ф. де Соссюра “langue (язык как знаковая система) – langage (речевая /языковая деятельность) – parole (речь индивида)”, которая определила развитие мирового языкознания, по крайней мере, на столетие. В той или иной степени в основных дефинициях языка в разных направлениях легко обнаружить извечные противопоставления идеализированной системы и ее существования в речевой деятельности. Разница заключается в том, что каждое новое направление фокусирует свое внимание на каком-то очень важном аспекте этого противопоставления. Начав свое знакомство с языкознанием с «нового учения о языке» и завершая свой путь в лингвистике в период расцвета функциональнокогнитивного направления, автор пришел к убеждению, что язык настолько сложное явление, что в принципе не может быть полностью описан и объяснен в рамках какой-то одной теории1. Конечно, язык есть бытие мысли, и по-настоящему мысль проявляется в речевой деятельности, позволяющей связать в одно целое ситуацию и познающего ее действующего индивида, но речевая деятельность не могла бы осуществляться с разумной скоростью, если бы, с одной стороны, из ее недр не выделилась система языка, а с другой стороны, если бы эта система не стала в мозгу говорящих опорой для быстрого порождения все новых знаков и их комбинаций (хотя само понимание языка как «порождающего устройства», механизма превращения мысли в язык, автором не принимается). Механизм порождения, в свою очередь, не мог бы функционировать без системного набора грамматического и лексического материала, который достаточно гибко структурирован, чтобы а) организовывать память пользующихся им индивидов и б) быть основой построения почти бесконечного количества лексических и грамматических единиц и 1Ср.: “… it seems most unlikely that any one theory will be able to deal adequately with every aspect of a phenomenon as complex as human language” (Lee 2004, xi).
Стр.14
15 категорий, которые категоризуют воистину бесконечное количество предметов и ситуаций реальной действительности. Из утверждения же о том, что языковая картина мира не совпадает с научной картиной мира, вовсе не вытекает, что в картине мира говорящих нет логического начала. Тот факт, что человечество выжило, пользуясь якобы нелогичными, субъективными картинами мира, свидетельствует о достаточно сильной объективной и логической составляющей этих субъективных и алогичных картин мира. Поэтому, рискуя быть обвиненным в эклектике, автор тем не менее не стремится «выдержать» изложение строго в рамках какого-либо одного научного направления. Скорее, наоборот, усилия его будут направлены на выявление того способа объяснения какого-то явления, которому оно поддается. Отделение грамматики речевой деятельности от грамматики языковой системы отражает давно известный факт, что в грамматиках всегда даются языковые факты (категории) и их употребление (т. е. система в идеале и система в использовании). Однако в обоих случаях грамматисты исходят из традиционного представления о системе единиц в языке: они начинают с морфем, затем переходят к слову как части речи и только после этого обращаются к предложению. Такой подход имплицитно опирается на идею композициональности, согласно которой всякая меньшая единица входит в большую: морфемы в слова, слова в предложения, и, наоборот, всякая большая единица состоит из меньших. И хотя в лингвистике довольно широко декларируется отказ от принципа композициональности, сохранение традиции построения грамматики «снизу вверх» свидетельствует о его живучести. Перенос центра внимания с вопроса о том, «как устроена языковая система», на вопрос о том, «как мы говорим», поставил перед грамматистами задачу изучения той сферы языковой / речевой деятельности, в которой ее креативный характер проявляется особенно ярко, а именно: синтаксиса и его основной единицы – предложения1. Одной из главных задач языковедов становится создание грамматики, в которой предложение и слово исследуются в неразрывном единстве в 1 «Центром … языка является предложение» (Степанов 1981, 9).
Стр.15
16 соответствии со способом их существования в языке. При этом исследование направлено «сверху вниз», от предложения к слову. Мы надеемся, что подход к грамматике со стороны предложения, во-первых, даст новую информацию о некоторых категориях, которые давно уже признаются известными лингвистами синтаксическими, но в практике лингвистического анализа по традиции рассматриваются как морфологические (например, время, наклонение и др.) Во-вторых, откроются новые связи между словом и предложением: с одной стороны, можно будет соотнести информацию, накопленную и хранящуюся в слове, и способы ее проявления в синтаксической структуре; с другой стороны, предложение само решительным образом влияет на семантику и форму слова в определенной синтаксической функции. (Поэтому слово как часть речи рассматривается здесь только с точки зрения детерминированности некоторых его свойств его функцией в предложении.) К сожалению, материал обсуждения ограничен предложениями с базовыми предикатами действия, восприятия и мыслительной деятельности (отчасти – с предикатами речи), но предварительные наблюдения позволяют надеяться, что для доказательства развиваемых здесь теоретических положений это достаточно представительный материал. Особую трудность представляет «состыковка» терминов, которыми разные авторы называют одно и то же явление, поскольку они рассматривают это явление в разной системе координат и, следовательно, замечают в нем разные свойства. Однако историографические задачи здесь не ставятся. Книга складывалась на протяжении трех десятилетий в исследованиях автора, его многочисленных аспирантов и доцентов ИГЛУ (ранее ИГПИИЯ), большинство из которых упоминаются в тексте. Одна из ее основных идей – о связи глагольного предиката и структуры всего предложения – восходит к вербоцентрической концепции предложения и развивалась в докторской диссертации автора «Проблемы структурно-семантического анализа простой глагольной конструкции в современном английском языке» (Москва, ИЯ АН СССР, 1983), а затем в сокращенном виде в одноименной
Стр.16
17 монографии 1987 г. Эта идея хорошо согласовывалась с общетеоретическими положениями отечественного и мирового языкознания о лексико-грамматических связях и была положена в основу учебника «Современный английский язык (слово и предложение)» (Иркутск 1990; 1997), который создавался под руководством и с участием автора доцентами кафедры английской филологии ИГПИИЯ (С. К. Воронова, Б. П. Дюндик, И. В. Ильина, А. М. Каплуненко, А. В. Кравченко, М. В. Малинович). Исследования различных проблем пропозитивного и модального конституентов предложения и семантической и синтаксической организации предикатных актантов, а также анализ семантики предложений с множественными субъектами и объектами отразились в коллективных монографиях «Семантические и прагматические аспекты английского предложения» под ред. Л. М. Ковалевой (Иркутск, 1992; соавторы: Л. Г. Дюндик, Б. П. Дюндик, Л. М. Ковалева, А. В. Кравченко, И. К. Пудалова) и «Синтаксическая семантика конструкций с предикатными актантами» под ред. Л. М. Ковалевой (Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998; соавторы: Т. Л. Верхотурова, С. К. Воронова, Н. Г. Дудина, Л. Г. Дюндик, Е. Я. Егорченкова, Л. М. Ковалева, Ким Ен Ок, Т. И. Семенова, В. В. Суслова). Бурное развитие лингвистической теории на рубеже тысячелетий, многолетние наблюдения и постоянные обсуждения с коллегами интересных языковых явлений привели к новому осмыслению уже известных фактов и включению в научный оборот большого корпуса нового фактического материала, который также требовал интерпретации. Так появилась эта книга. Автор признателен многим лингвистам, труды которых помогли ему в ее написании, и благодарит тех, кто оказал наибольшее влияние на становление: чл. корр. АН СССР, проф. В. Н. Ярцеву, чл. корр. РАН, проф. Н. Д. Арутюнову, доктора филол. наук М. Я. Блоха, чл. корр. РАН, проф. А. В. Бондарко.
Стр.17