На правах рукописи
ФУРАЕВА Наталия Валерьевна
СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛЬНЫХ
КОМАНД В ГОДИЧНОМ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ
ЦИКЛЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2001
Работа выполнена в Российской академии физической культуры. <...> Проблема построения спортивной подготовки в годичном
соревновательно-тренировочном цикле у спортсменов различной квалификации
и возраста является одной из основных в теории спорта и технологии
подготовки команд. <...> Особую актуальность
эта
проблема
приобретает
в
условиях
коммерциализации
и
профессионализации современного спорта, которая наиболее ярко проявляется
в спортивных играх и в баскетболе в частности (Матвеев Л". <...> Участие сильнейших клубных команд страны в национальном чемпионате
и в европейских клубных турнирах, коммерческих соревнованиях, проходящих
в настоящее время параллельно, а лучших игроков - дополнительно, в составах
сборной команды России на Чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх,
значительно расширило соревновательную практику, а международный и
внутренний календари, в зависимости от уровня мастерства команд, часто
продолжаются
8-10 месяцев с небольшими перерывами. <...> В то же время в детских и юношеских командах стремление к расширению
соревновательной практики часто не способствует целенаправленному
решению многих вопросов физической и технической подготовки игроков,
задерживая их физическое развитие, техническую оснащенность, а
следовательно, и рост спортивного мастерства (Набатникова М.Я., 1982; Мацак
А.Б., 1988). <...> Стремление
копировать структуру годичных циклов профессиональных клубов и сократить
сроки подготовки молодых игроков для увеличения их соревновательной
практики в условиях официального и товарищеского календаря игр не
позволяет
достигнуть <...>
Структура_подготовки_баскетбольных_команд_в_годичном_соревновательно-тренировочном_цикле..pdf
На правах рукописи
ФУРАЕВА Наталия Валерьевна
СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛЬНЫХ
КОМАНД В ГОДИЧНОМ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ
ЦИКЛЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2001
Стр.1
Работа выполнена в Российской академии физической культуры.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Суслов Ф.П.
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Железняк Ю.Д.
доктор медицинских наук, профессор Полиевский С.А.
Ведущее учреждение: Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры.
Защита состоится " 5 " июня 2001 г. в 14 часов на заседании
диссертационного совета К. 311.003. 01
Российской государственной
академии физической культуры по адресу: 105122 г. Москва, Сиреневый
бульвар д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской
государственной академии физической культуры.
Автореферат разослан " 5 " мая
2001 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент
И.В. Чеботарева
Т000004650
ЦОБ по ФКиС
Р ГАФ.К
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Проблема построения спортивной подготовки в годичном
соревновательно-тренировочном цикле у спортсменов различной квалификации
и возраста является одной из основных в теории спорта и технологии
подготовки команд. Это подтверждается целым рядом дискуссий, проведенных
в последние годы на страницах журнала «Теория и практика физической
культуры», методических журналов по видам спорта, а также на научнопрактических
конференциях тренеров и специалистов. Особую актуальность
эта
проблема
приобретает
в
условиях
коммерциализации
и
профессионализации современного спорта, которая наиболее ярко проявляется
в спортивных играх и в баскетболе в частности (Матвеев Л".П., 1996;
Верхошанский Ю.В., 1998; Желязков Ц., 1998; Платонов В.Н., 1999;Суслов
Ф.П.,1999; Tschiene P., 1987).
Участие сильнейших клубных команд страны в национальном чемпионате
и в европейских клубных турнирах, коммерческих соревнованиях, проходящих
в настоящее время параллельно, а лучших игроков - дополнительно, в составах
сборной команды России на Чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх,
значительно расширило соревновательную практику, а международный и
внутренний календари, в зависимости от уровня мастерства команд, часто
продолжаются
8-10 месяцев с небольшими перерывами. Эти факторы
значительно сокращают время, необходимое для проведения полноценной
тренировочной деятельности команды (Портнов Ю.М.,1996; Гомельский
Е..Я.Д999; Stone W., Steingard P., 1993).
В то же время в детских и юношеских командах стремление к расширению
соревновательной практики часто не способствует целенаправленному
решению многих вопросов физической и технической подготовки игроков,
задерживая их физическое развитие, техническую оснащенность, а
следовательно, и рост спортивного мастерства (Набатникова М.Я., 1982; Мацак
А.Б., 1988).
Поэтому проблемная ситуация заключается в следующем. Стремление
копировать структуру годичных циклов профессиональных клубов и сократить
сроки подготовки молодых игроков для увеличения их соревновательной
практики в условиях официального и товарищеского календаря игр не
позволяет
достигнуть
работоспособности
необходимой
физической
спосоиСтвует Б дальнейшем достижепш^
и
технико-тактических
и
навыков,
технической
подготовленности из-за недостатка времени, выделяемого на тренировку, что
не
Е«1ссксгч< уровня
необходимых
профессионалам в международных турнирах и во внутреннем чемпионате, в
условиях удлиненного соревновательного периода. Это отражается на
становлении высшего спортивного мастерства молодых игроков и в
Стр.3