На правах рукописи
АГЛЕЕВ ВАСИЛИЙ ФАРИТОВИЧ
С01ЩАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ) <...> Теория и методика физического воспитания,
'спортивной тренировки, оздоровительной и
i
адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
-2003-
Работа выполнена в Бурятском государственном университете. <...> Современное
общество
предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов во
всех сферах деятельности. <...> В процессе эволюционного развития
человек адаптировался к определенным условиям внешней среды ... <...> (2001) - адаптации выпускников вузов; М.В.Адамова (2001) - адаптации
выпускников средних учебных заведений; ЛЛ. <...> Значительный вклад в разработку проблемы профессиональной
адаптации к педагогической деятельности внесли С.Г. Вершловский <...> В данных работах раскрыты многие теоретические аспекты проблем
профессиональной
адаптации:
критерии /ъдфпщщКь . ее. сущность,
2
механизмы, закономерности формирования и т.д. <...> Среди них можно отметить работы, касающиеся совершенствования
подготовки
специалистов,
формирования
их
профессиональных
педагогических умений и навыков, профессиональной компетенции и
готовности
(В.К.Бальсевич, 1990. <...> ; ЖЛСХолодов, 1998)
Анализ научных данных по интересующей нас проблеме
позволяет прийти к выводу о том, что в них рассматриваются лишь
психологический, педагогический, философский аспекты адаптационного
процесса. <...> Исследование
социологического
аспекта,
включающего
зависимость становления специалиста от социальных факторов, в
основном проводилось до начала периода социальных и общественных
перемен (Ф.Р.Филипов, 1980. <...> ).
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена
противоречиями
между
необходимостью
активного
поиска
путей
адаптации молодых специалистов в области физической <...>
Социально-педагогические_проблемы_адаптации_выпускников_факультета_физической_культуры_к_современным_условиям_деятельности_(на_примере_Восточного_Забайкалья).pdf
На правах рукописи
АГЛЕЕВ ВАСИЛИЙ ФАРИТОВИЧ
С01ЩАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ)
13.00.04. Теория и методика физического воспитания,
'спортивной тренировки, оздоровительной и
i
адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
-2003
Стр.1
Работа выполнена в Бурятском государственном университете.
Научный руководитель:
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук,
профессор СВ. Калмыков
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор О.А. Маркиянов
кандидат педагогических наук
доцент ИЛ. Булыгин
Ведущая организация:
Бурятская государственная
сельскохозяйственная академия
им. В.Р. Филиппова
Защита состоится: 3 апреля 2003 г. в 9.00 на заседании
диссертационного совета Д 212. 022. 02 при Бурятском
государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул.
Смолина, 24а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БГУ.
Автореферат разослан 3 марта 2003 г.
Т000004953
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук
,/ Ш^^'
"~ И.Г. Моргунова
Стр.2
1
Актуальность
Общая характеристика работы
исследования.
Современное
общество
\- \
^ j
\ К
предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов во
всех сферах деятельности. «В настоящее время, ... возникает острая
необходимость не только в исследовании деятельности человека в
экстремальных условиях, но и в подготовке к ним.» (С.В.Калмыков,1998).
«Как показывает многовековой опыт, человечество всегда стремилось к
решению проблемы адаптации.... В процессе эволюционного развития
человек адаптировался к определенным условиям внешней среды ...»
(СВ. Калмыков, 2002).
Переход на принципиально* новые схемы общественнополитического
и социально-экономического развития сопровождается
относительно продолжительным периодом поиска и выработки
конкретных путей реализации такого перехода (В.И.Добреньков,1994,
Н.Ф.Наумова, 1995, Ю.А.Лязина, 1999 и др.).
Имеется большое количество публикаций по различным аспектам
адаптации. Это работы СХА.Власовой (1994), В.Т.Лисовского (1998) — по
адаптации женщин; Ю.Г.Круглова (1992), Л.В.Корель (1997)
-
адаптологии; О.Н.Никитиной (1994), ИЛЛЛепеленко (1994), ДХЛетренко
(2001) - адаптации выпускников вузов; М.В.Адамова (2001) - адаптации
выпускников средних учебных заведений; ЛЛ.Шпака (1992), Э.А.Капитонова
(1996) - социокультурной адаптации; П.С.Кузнецова (1991),
Г.ИЛнина (1996) - организационной адаптации и т.д.
Значительный вклад в разработку проблемы профессиональной
адаптации к педагогической деятельности внесли С.Г. Вершловский
(1986), М.И. Скубий (1975), Н.Д-Федосимов (1986), А.Н.Ходаков (1978) и
др. В данных работах раскрыты многие теоретические аспекты проблем
профессиональной адаптации: критерии /ъдфпщщКь . ее. сущность,
Стр.3