www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
И.А. МОСИЧЕВА, Е.В. КАРАВАЕВА, В.Л. ПЕТРОВ. Реализация
программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» .................................................................................... 3
Е.В. ЧУПРУНОВ, Р.Г. СТРОНГИН, А.О. ГРУДЗИНСКИЙ. Концепция и опыт
разработки стратегии развития инновационного университета ................. 11
В.М. ПРИХОДЬКО, Л.Г. ПЕТРОВА, А.Н. СОЛОВЬЕВ. Новый формат реализации
задач международной интеграции инженерного образования ................... 18
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
С.В. АБЛАМЕЙКО, М.А. ЖУРАВКОВ, В.В. САМОХВАЛ. Вузы странучастниц
СНГ в мировом вебометрическом рейтинге: анализ с учетом профиля
их деятельности ................................................................................................... 25
М.В. СЕРОШТАН, Б.М. ВЛАДИМИРСКИЙ. Какая система ранжирования
российских университетов нам нужна? ........................................................... 32
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Гуманитарный центр на Юге России
А.П. ГОРБУНОВ. Преобразовательный (креативноинновационный)
университет как ответ на вызовы новой эпохи ............................................... 42
Г.А. ВОРОБЬЕВ. Электронная образовательная среда
инновационного университета .......................................................................... 59
Н.В. БАРЫШНИКОВ. Пути повышения качества диссертаций
по педагогическим и психологическим наукам .............................................. 65
И.И. ПАВЛЕНКО. Место информатизации в стратегии
развития лингвистического университета....................................................... 71
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
И.А. ДЮКАРЕВ, И.Б. КОТЛОБОВСКИЙ, Е.В. КАРАВАЕВА, А.Л. ДЕМЧУК,
И.Г. ТЕЛЕШОВА, В.Х. ЭЧЕНИКЭ, М.Е. УЛЬЯНОВА. О проекте
«Тюнинг в России» .............................................................................................. 78
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Т.Л. ГУРУЛЕВА, А.В. МАКАРОВ. Высшее языковое образование
в России: проблемы подготовки китаеведов................................................... 88
Стр.1
Соучредители: Московский
государственный
университет печати
имени Ивана Федорова,
Ассоциация технических
университетов
Журнал зарегистрирован
в Роскомнадзоре
Рег. св. ПИ № ФС7754511
от 17 июня 2013 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Ответственный
секретарь:
Л. Ю. Одинокова
Корректор:
С. И. Алексеева
Технический редактор
Е.А. Свиридова
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Давыдова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201
Тел./факс: (495) 6089304
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 25.07.2013
Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
Л.М. БУХМАН, Н.С. БУХМАН.О некоторых недостатках
централизованного интернеттестирования ........95
С.В. КАЗНАЧЕЕВ, О.В. ЛОПАТИНА,
Ж.Ю. БОГОЛЮБОВА, В.П. КАЗНАЧЕЕВ. Опыт
преподавания физической культуры
в нефизкультурном вузе ...................................... 101
В.В. БАРАНОВ, И.Д. БЕЛОНОВСКАЯ, Ю.Н. НИКУЛИНА.
Конкурентный ресурс студента в условиях
регионального университета ............................... 106
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Е.В. БАКИН. Центр академического письма: опыт
создания ................................................................ 112
Т.Д. ВЕНЕДИКТОВА. Уроки письма
в транснациональной перспективе: опыт
Чикагского университета .................................... 116
И.Б. КОРОТКИНА. От лингвистического центра
к центру академического письма ........................ 120
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Г.А. АНТИПОВ. Как и зачем нужно изучать историю
в школе и университете? ...................................... 125
А.Л. АНДРЕЕВ. Интеллектуальное поле истории .... 133
Н.Ф. ТАГИРОВА, Е.И. СУМБУРОВА. Исторические
дисциплины в современном вузе ........................ 144
В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ
Е.Н. ВИКТОРУК. Этика науки: практикоприкладной
модус...................................................................... 149
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Г.С. БЕРЕЗОВСКИЙ, М.С. ВОЛХОНОВ, А.Ф. ИВАНОВА,
И.А. МАМАЕВА. Организация СРС
в рамках модульнорейтинговой системы ......... 156
М.А. ФЕДОРОВА. Портфолио научно
исследовательской деятельности студента ....... 158
О.Н. ЕФРЕМОВА. Опыт организации
самостоятельной работы студентов........................ 160
Summaries ......................................................... 163
Наши авторы.................................................... 167
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
А.Ф. КИСЕЛЕВ
К.В. АНТИПОВ
А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
Г.С. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Е.Н. ИВАХНЕНКО
Н.С. КИРАБАЕВ
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Н.И. МАКСИМОВ
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
Н.Д. НИКАНДРОВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
Б.Г. ЮДИН
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
И.А. МОСИЧЕВА, зам. директора
Департамента государственной
политики в сфере высшего образования
Минобрнауки России
Е.В. КАРАВАЕВА, исп. директор
Ассоциации классических
университетов России
В.Л. ПЕТРОВ, зам. председателя
президиума Координационного совета
УМО Минобрнауки России
Реализация программ
аспирантуры в условиях
действия
ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
В публикации рассмотрены ключевые вопросы развития программ аспирантуры в
условиях введения нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Опреде
лены особенности образовательных программ и стандартов. Описаны нормативные
документы, разработка которых обеспечит качественную реализацию образователь
ных программ подготовки научнопедагогических кадров.
Ключевые слова: высшее образование, федеральный закон, аспирантура, образова
тельный стандарт, учебная программа, научнопедагогические кадры, квалифика
ция, аккредитация, лицензирование, документ об образовании, диссертация
Федеральный закон «Об образова
нии в Российской Федерации» (далее
– ФЗ «Об образовании в РФ»), всту
пающий в силу (в части высшего обра
зования) с 1 сентября 2013 г., преду
сматривает значительные изменения в
системе высшего образования страны.
Основные структурные новшества свя
заны с позиционированием программ
подготовки кадров высшей квалифика
ции (в том числе – подготовки научно
педагогических кадров в аспирантуре)
в качестве программ третьего уровня
высшего образования.
Очевидно, что законодатель, опре
делив такую норму, направил свои уси
лия на гармонизацию отечественной
системы образования с трехцикловой
системой высшего образования, дей
ствующей на общеевропейском обра
зовательном пространстве. Однако
российские программы подготовки
научнопедагогических кадров в аспи
рантуре (далее – программы аспиран
туры), разработанные и реализован
ные согласно нормам нового закона,
еще не будут в полной мере соответ
ствовать программам третьего цикла
высшего образования зарубежных
университетов, ведущих к присвоению
степени доктора философии (PhD).
Для того чтобы степень (или квалифи
кация), присвоенная выпускнику рос
сийской программы аспирантуры,
была узнаваема (признаваема) в мире
как степень, приравненная к PhD, не
обходимо определить еще ряд норм,
связанных с процедурами получения и
системой ученых степеней и званий в
нашей стране. Далее мы не будем раз
вивать эту тему, отметим лишь одно об
стоятельство, имеющее принципиаль
ное значение для вопросов, обсуждае
мых в данной статье.
Для отечественной практики подго
товки кадров высшей квалификации
всегда было характерно разделение
двух систем:
системы подготовки научнопе
дагогических кадров высшей квалифи
системы аттестации научных
кации в аспирантуре (адъюнктуре);
Стр.3