Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Ценности культуры и творчество (вербализация культурных смыслов в тексте) (150,00 руб.)

0   0
АвторыЕрофеева И. В., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц292
ID211584
АннотацияМонография посвящена проблеме репрезентации культурных ценностей в творческом пространстве разных типов текста: художественном и поэтическом, медиатексте, речевом дискурсе. В центре интереса исследователей находятся вопросы особенностей языковой личности творца, языковой картины мира, вербализации культурных смыслов в русской и зарубежной литературе, аксиологического и когнитивного потенциала медиатекста, диалектики стандарта и творчества, педагогики креативной деятельности. Коллективная монография выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы, при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (ГК №П729).
Кому рекомендованоМатериалы монографии будут интересны специалистам в области филологии, межкультурной коммуникации, журналистики, политологии, учащимся филологических факультетов и факультетов журналистики.
ISBN978-5-85158-764-1
УДК81+82+070
ББКШ10+Ш40+Ч612.18
Ценности культуры и творчество (вербализация культурных смыслов в тексте) : коллективная монография / ред. И. В. Ерофеева; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2011 .— 292 с. : ил. — Библиогр.: с. 281-288 (136 назв.) .— ISBN 978-5-85158-764-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/211584 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. Г. Чернышевского ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ТВОРЧЕСТВО (вербализация культурных смыслов в тексте) Коллективная монография Чита ЗабГГПУ 2011 УДК 81+82+070 ББК Ш10+Ш40+Ч612.18 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> И. А. Романов, канд. филол. наук Ценности культуры и творчество (вербализация культурных смыслов в тексте) : коллективная монография / отв. ред. <...> От Владимира Набокова и Патрика Уайта до Гипертекста ..........48 КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАТЕКСТА........61 Виноградова С. М., Мельник Г. С. <...> Политические ценности в структуре медиатекста: имидж и образ страны на телеэкране........................104 Алефиренко Н. Ф. <...> Творческая личность, будучи носителем определенного этно/национального самосознания, вербализированного в языковой картине мира, нацелена на репрезентацию исконных смыслов, в результате текст предстаёт как средство передачи и хранения культурных ценностей, в адекватных условиях он призван аккумулировать национальную память. <...> Конечно, в процессе реформирования социально-экономичес кой парадигмы языковая картина мира проявляет себя как относительно подвижная иерархическая структура, объединяющая некую совокупность ценностей и идеалов конкретной культуры. <...> А. Е. Горковенко, И. В. Ерофеева, С. В. Петухов, С. И. Чугунова (участники федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы по проблеме: «Языковая картина мира и творческая личность в условиях трансграничья»). <...> г.Чита Творческая языковая личность как феномен живого литературного текста Мы полагаем под сочетанием «живой текст» [2] такое литературное произведение, которое является открытым, динамичным, самоорганизующимся, взаимодействующим с другими литературными текстами. <...> В какой-то мере под «живым текстом» можно подразумевать живое существо, живущее своей самостоятельной жизнью, выходящее из-под опеки автора, его <...>
Ценности_культуры_и_творчество_(вербализация_культурных_смыслов_в_тексте)__коллективная_монография__отв._ред._И._В._Ерофеева;_Забайкал._гос._гум.-пед._ун-т._.pdf
Стр.1
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009– 2013 годы» Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ТВОРЧЕСТВО (вербализация культурных смыслов в тексте) Коллективная монография Чита ЗабГГПУ 2011
Стр.2
УДК 81+82+070 ББК Ш10+Ш40+Ч612.18 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Рецензенты: М. А. Маслин, д-р филос. наук, заслуженный профессор, зав. кафедрой истории русской философии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; С. С. Имихелова, д-р филол. наук, профессор кафедры русской литературы Бурятского государственного университета; Н. В. Орехова, канд. пед. наук, директор Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина; Т. В. Воронченко, д-р филол. наук, профессор, директор Института филологии и межкультурной коммуникации Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета Редакционная коллегия: И. В. Ерофеева, д-р филол. наук; А. Е. Горковенко, канд. филол. наук; С. В. Петухов, канд. филол. наук; И. А. Романов, канд. филол. наук Ценности культуры и творчество (вербализация культурных смыслов в тексте) : коллективная монография / отв. ред. И. В. Ерофеева; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 291 с. ISBN 978-5-85158-764-1 Монография посвящена проблеме репрезентации культурных ценностей в творческом пространстве разных типов текста: художественном и поэтическом, медиатексте, речевом дискурсе. В центре интереса исследователей находятся вопросы особенностей языковой личности творца, языковой картины мира, вербализации культурных смыслов в русской и зарубежной литературе, аксиологического и когнитивного потенциала медиатекста, диалектики стандарта и творчества, педагогики креативной деятельности. Коллективная монография выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы, при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (ГК №П729). Материалы монографии будут интересны специалистам в области филологии, межкультурной коммуникации, журналистики, политологии, учащимся филологических факультетов и факультетов журналистики. УДК 81+82+070 ISBN 978-5-85158-764-1 ББК Ш10+Ш40+Ч612.18 © ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................5 МЕНТАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА ....................................................................7 Ахметова Г. Д. Творческая языковая личность как феномен живого литературного текста ...................................................................7 Камедина Л. В. Духовные смыслы русской культуры в творчестве Михаила Вишнякова ........................................................36 Горковенко А. Е., Петухов С. В. Дар: художник и творчество. От Владимира Набокова и Патрика Уайта до Гипертекста .........48 КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАТЕКСТА .......61 Виноградова С. М., Мельник Г. С. Журналистика в системе современных ценностей ............................................................................61 Ерофеева И. В. Медиатекст как продукт творчества и пространство национальной культуры ...............................................82 Нигматуллина К. Р. Политические ценности в структуре медиатекста: имидж и образ страны на телеэкране .......................104 Алефиренко Н. Ф. Культурно-прагматический креатив медиадискурса .............................................................................................118 ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА И ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ .................................................................................................158 Плотникова Л. И. Словотворчество в современном социокультурном контексте ..................................................................158 Хакимова Е. М. Стандарт и творчество в употреблении лексикофразеологических единиц современного русского языка (на материале текстов массовой коммуникации) ............................171 Игнатович Т. Ю. Языковые трансформации в русской региональной языковой картине мира ..............................................205 ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА ................................................................232 Шестеркина Л. П. Формирование профессиональной культуры журналистов в процессе обучения...................................232 3
Стр.4
Димитриева В. Д. Становление духовно-нравственной культуры личности студентов-филологов в условиях диалога культур ..........................................................................................244 Сергеева В. А. Развитие творческих возможностей дошкольников и младших школьников при обучении выразительному чтению на основе преемственности ..................259 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...........................................................................................278 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..................................................281 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ........................................................................289 4
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время в российском обществе активизируется процесс восстановления духовных ценностей народов в их историческом развитии, что обусловливает, в том числе, и научную рефлексию относительно ценностей культурного наследия. Вертикальная глобализация, ориентированная на стирание культурных и этнических различий, ситуация информационно-психологической войны в условиях проницаемости государственных границ запускают активные механизмы трансформации духовно-исторического кода нации, что приводит к противоречивым последствиям. С одной стороны, происходит интенсификация межкультурного диалога; с другой, размывание идентичности на всех уровнях ее существования. Наиболее ярко сфера воздействия представлена в пространстве текста. Текстопостроение – процесс сложный и не однозначный. Творческая личность, будучи носителем определенного этно/национального самосознания, вербализированного в языковой картине мира, нацелена на репрезентацию исконных смыслов, в результате текст предстаёт как средство передачи и хранения культурных ценностей, в адекватных условиях он призван аккумулировать национальную память. Но закономерности определённой социально-политической реальности, а также принципы вертикальной глобализации значительно корректируют традиционную философию. В условиях необходимости укрепления национальной безопасности социальная идентичность выступает и объектом её защиты, и эффективным средством ее реализации. Это означает, что первостепенное значение приобретают сегодня вопросы, связанные с изучением аксиологии культуры, языковой (и наивной) картины мира народа, его исторического пути развития, национальных языков и литератур, фольклора, массмедиа, выявлением накопленных культурных традиций, изучением их специфики. Человечество полифонично и многогранно. Планетарной цивилизации мы интересны лишь в той мере, в какой сохранили самобытную культуру, вне национального бытия невозможно существование многоликого мира. 5
Стр.6
Нельзя не учитывать и тот факт, что историческая память органически связана с менталитетом человека и его национальной картиной мира. Категоризация действительности, её восприятие и отражение в продуктах творчества обусловлены ядерными константами отечественной культуры, чуждые смыслы глобальных информационных потоков не могут «заставить организм иметь других предков». Конечно, в процессе реформирования социально-экономической парадигмы языковая картина мира проявляет себя как относительно подвижная иерархическая структура, объединяющая некую совокупность ценностей и идеалов конкретной культуры. Но национальная модель мира допускает только такую формальную динамику ценностей, которая соответствует ее базовым структурам, насильственные видоизменения приводят к аксиологической дезориентации. Ответ общества на проблемы и вызовы современной социальной реальности становится созидательным и конструктивным лишь при условии адекватной культурной артикуляции. А. Е. Горковенко, И. В. Ерофеева, С. В. Петухов, С. И. Чугунова (участники федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы по проблеме: «Языковая картина мира и творческая личность в условиях трансграничья»). 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.