Педагогические условия нравственно-эстетического воспитания
студентов в условиях гуманизации высшего педагогического
образования
Карягина Г.В. <...> В последние десятилетия 20 века система образования страны
развивалась в условиях трансформации российского общества: социального
расслоения, изменения ценностных ориентаций, моделей поведения,
мировоззренческих установок, усиления негативных явлений в культуре,
искусстве и др. <...> В этих условиях для сохранения места России в ряду
развитых стран мира с высоким уровнем культуры, науки ведущая роль
принадлежит системе образования, как основному социальному институту. <...> Именно гуманизация в состоянии вернуть России былую крепость,
мощь и единство. <...> В рамках модернизации образования гуманизация является одним из
методологических оснований, так как определяет суть изменений не только
содержания образования, но и всего процесса, его ценностных ориентаций. <...> В
педагогической науке утверждается понимание гуманизации как цели
образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.Г. Борзенков, С.М.
Каргапольцев, А.Н. Новиков, А.В. Толстых) и как фактора его успешного
развития (М.Н. Берулава, Е.С. Заир-Бек, С.А. Расчетина, В.В. Сериков, Ф.Ш.
Терегулов, В.Д. Шадриков). <...> В исследованиях философов современный этап представляется как
«новый революционный гуманизм», целью которого является не
удовлетворение человеческих потребностей, а целостная человеческая
личность и возможности ее развития (А. <...> Печчеи), как «интегративный
гуманизм», оптимально совмещенный с разумом и нравственностью (В.П.
Лежников); рассматриваются гуманистические идеи экзистенциализма,
феноменологии, герменевтики и др. <...> ).
В психолого-педагогическом контексте термин «гуманизация»
используется в двух значениях: как гуманитаризация содержания
образования, развитие гуманитарного мышления (очеловечивание учебного
материала, средств и методов его преподавания), демократизация стиля
педагогического <...>
Педагогические_условия_нравственно-эстетического_воспитания_студентов_в_условиях_гуманизации_высшего_педагогического_образования.pdf
Педагогические условия нравственно-эстетического воспитания
студентов в условиях гуманизации высшего педагогического
образования
Карягина Г.В.
В последние десятилетия 20 века система образования страны
развивалась в условиях трансформации российского общества: социального
расслоения, изменения ценностных ориентаций, моделей поведения,
мировоззренческих установок, усиления негативных явлений в культуре,
искусстве и др. В этих условиях для сохранения места России в ряду
развитых стран мира с высоким уровнем культуры, науки ведущая роль
принадлежит системе образования, как основному социальному институту.
Обществу нужны не только высокообразованные, предприимчивые люди, но
и чуткие, понимающие и принимающие чужие проблемы, готовые к
сотрудничеству, умеющие трудиться не только «ради себя», но и «во имя
другого». Именно гуманизация в состоянии вернуть России былую крепость,
мощь и единство.
В рамках модернизации образования гуманизация является одним из
методологических оснований, так как определяет суть изменений не только
содержания образования, но и всего процесса, его ценностных ориентаций. В
педагогической науке утверждается понимание гуманизации как цели
образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.Г. Борзенков, С.М.
Каргапольцев, А.Н. Новиков, А.В. Толстых) и как фактора его успешного
развития (М.Н. Берулава, Е.С. Заир-Бек, С.А. Расчетина, В.В. Сериков, Ф.Ш.
Терегулов, В.Д. Шадриков).
В исследованиях философов современный этап представляется как
«новый революционный гуманизм», целью которого является не
удовлетворение человеческих потребностей, а целостная человеческая
личность и возможности ее развития (А. Печчеи), как «интегративный
гуманизм», оптимально совмещенный с разумом и нравственностью (В.П.
Лежников); рассматриваются гуманистические идеи экзистенциализма,
феноменологии, герменевтики и др. (О.В. Новакова, И.И. Сулима и др.).
В психолого-педагогическом контексте термин «гуманизация»
используется в двух значениях: как гуманитаризация содержания
образования, развитие гуманитарного мышления (очеловечивание учебного
материала, средств и методов его преподавания), демократизация стиля
педагогического общения
(равноправные, гуманные отношения,
доброжелательное общение).
Гуманизация образования, прежде всего, обращает взоры ученых к
личности ученика и учителя, как основополагающим феноменам. На новом
этапе находится и отечественная психологическая наука, отходящая от
натуралистической (ориентированной на знание) традиции рассмотрения
личности и утверждающая гуманистическую (ориентированную на идеал)
Стр.1