Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Высшее образование в России

Высшее образование в России №10 2011 (190,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID212588
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2011 .— №10 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212588 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Академическое письмо» и академическая жизнь: опыт адаптации курса в недружественной институциональной среде ...... 30 <...> Надо ли учить академической работе и академическому письму? <...> Инновации в eLearning: массовый открытый дистанционный курс ............93 <...> Формирование аутопсихологической компетентности средствами социально психологического тренинга ................................. 160 <...> Отмечается необходимость различать методику формирования компетенций и методику проверки качества сформирован ных компетенций. <...> Ключевые слова: ФГОС ВПО, компетенции, учебные планы, триместры, самосто ятельная работа, роль преподавателя. <...> Определяющим в данной ра боте является переход на ФГОС ВПО, ориентированные не на содержание образовательной программы, а на ре зультат обучения, выраженный набо ром общекультурных и профессио нальных компетенций. <...> В утверждён ных ФГОС ВПО отсутствует определе ние понятия «компетенция», однако в ранее предложенном макете стандар та такое определение было дано: «ком петенция есть способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в опреде лённой области». <...> Встаёт вопрос, что представляют собой компетенции, включённые в ФГОС ВПО: набор, перечень, совокуп ность, сумму, систему? <...> В группе экономики и управления в ФГОС ВПО по направлениям «Эконо мика» и «Менеджмент» (уровень бака лавриата) количество компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников, далеко не одинаковое. <...> Одним из Практика модернизации возможных путей решения данного вопроса является рубежная комплекс ная аттестация студентов по заверше нии, например, цикла дисциплин, меж дисциплинарного модуля, учебного года и т.п., осуществляемая совместно с работодателями по подготовленным фондам оценочных средств. <...> Это отно сится, разумеется, к оценке как бака лавров, так и магистров. <...> ФГОС ВПО, как и предыдущие го сударственные образовательные стан дарты, исходят из необходимости оди наковой трудоёмкости <...>
Высшее_образование_в_России_№10_2011.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ В.К. ПОСПЕЛОВ, Н.Н. КОМИССАРОВА. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки ............................................................................................... 3 М.А. АНИСИМОВА, И.С. БЛЯХЕРОВ, С.А. РУДНЕВ. Проектирование основных образовательных программ в многопрофильном вузе: проблемы и предложения ........................................................................................................ 12 А.И. ЧУЧАЛИН. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования .......................................................................................................... 20 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А.В. КУПРИЯНОВ.«Академическое письмо» и академическая жизнь: опыт адаптации курса в недружественной институциональной среде ...... 30 Е.Н. ИВАХНЕНКО. Новации вузовского обучения в оптике инструментальных и коммуникативных установок ...................................... 39 А.С. РОБОТОВА. Надо ли учить академической работе и академическому письму? ................................................................................ 47 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Многопрофильный университетский комплекс на основе социального партнерства (Интервью с ректором В.М. Колокольцевым) ..................... 56 К.Н. ВДОВИН, Г.С. ГУН. Опыт МГТУ в подготовке кадров высшей квалификации ....................................................................................................... 63 С.И. ЛУКЬЯНОВ, Э.Ю. МЕЩЕРЯКОВ. Научноинновационная деятельность МГТУ им. Г.И. Носова ........................................................................................ 70 А.Ю. ГЛУХОВА, С.В. ЩЕБЛЕВА. Реализация принципов менеджмента качества ................................................................................................................. 77 Е.Н. КУРБАН. Опыт формирования общекультурных компетенций студентов технического вуза ............................................................................. 84 О.Л. НАЗАРОВА, И.А. РОЙТШТЕЙН. Воспитательная работа и молодежная политика в вузе..................................................................................................... 88
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова Ответственный секретарь: Л. Ю. Одинокова Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Давыдова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201 Тел./факс: (495) 6089304 email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 22.09.2011 Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз. Отпечатано в типографии ППП «Типография “Наука”». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ К.В. АНТИПОВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ Г.С. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ EDUCATION ONLINE В.Н. КУХАРЕНКО. Инновации в eLearning: массовый открытый дистанционный курс ............93 А.В. КАЛМЫКОВ. Профессиональная социализация в eLearning ..............................................................99 И.А. ПРЕСС. О некоторых психологопедагогических аспектах применения eLearning ........................ 105 Е.Д. ПАТАРАКИН. Открытая образовательная сеть как «паутина соучастия» ..................................... 111 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Е.Ю. НОВИКОВА. Социогуманитарные дисциплины в экономическом вузе .................... 119 Н.Л. РОСИНА. Индивидуализация вузовского обучения: проблемы и возможности.................. 123 В.В. КРАСИЛЬЩИКОВ. О дифференциации состояний интеллектуального развития студентов ............ 129 Т.А. СТАРШИНОВА, В.Г. ИВАНОВ. Интеграция: компетентностный формат ................................. 133 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В.Ф. ПУГАЧ, Е.А. ФЕДОРОВА. Трудоустройство выпускников российских вузов .......................... 136 И.В. ВАСЕНИНА, Т.Н. КУХТЕВИЧ. Российское студенчество: вчера и сегодня ............................. 147 В.Н. КОНЫШЕВ, А.А. СЕРГУНИН. Система индикаторов вузовской коррупции .................... 152 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ С.В. КРУГЛИК. Формирование аутопсихологической компетентности средствами социально психологического тренинга ................................. 160 О.Р. КОКОРИНА. Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе педагогического вуза......................................................................... 163 Издательский Дом «Панорама».............................. 166 Наши авторы.................................................... 168 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Е.Н. ИВАХНЕНКО Н.С. КИРАБАЕВ В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Н.И. МАКСИМОВ Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ Б.Г. ЮДИН
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ В.К. ПОСПЕЛОВ, профессор Н.Н. КОМИССАРОВА, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Проблемы перехода к уровневой системе подготовки В статье рассматриваются вопросы организации методического обеспечения пе рехода на уровневую систему подготовки. Отмечается необходимость различать методику формирования компетенций и методику проверки качества сформирован ных компетенций. Показаны различия в подходах к формированию компетенций в группе направлений «Экономика и управление». Дается обоснование введения триме стровой системы организации учебного процесса в бакалавриате и модульной систе мы в магистратуре в целях более эффективного использования учебного времени. От мечаются особенности организации самостоятельной работы студентов и качествен ное изменение роли преподавателей в учебном процессе. Ключевые слова: ФГОС ВПО, компетенции, учебные планы, триместры, самосто ятельная работа, роль преподавателя. Первое десятилетие ХХI в. в обра зовательной политике РФ ознаменова но серьёзной методической работой по переводу всей системы высшего профессионального образования на уровневую систему в соответствии с основными принципами Болонского процесса. Определяющим в данной ра боте является переход на ФГОС ВПО, ориентированные не на содержание образовательной программы, а на ре зультат обучения, выраженный набо ром общекультурных и профессио нальных компетенций. При этом со держание образовательной программы по направлениям подготовки должно быть задано основной образователь ной программой вуза (ООП). В настоящее время ведутся актив ные поиски новых методик обучения, позволяющих формировать общекуль турные и профессиональные компе тенции. В частности, предлагается разработать паспорта компетенций, в которых бы отражался вклад отдель ных учебных дисциплин в их формиро вание, а также необходимые методи ческие способы и приёмы, способству ющие этому. Для оценки эффективности методи ческих подходов к формированию ком петенций целесообразно более под робно остановиться на содержатель ной стороне процесса. В утверждён ных ФГОС ВПО отсутствует определе ние понятия «компетенция», однако в ранее предложенном макете стандар та такое определение было дано: «ком петенция есть способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в опреде лённой области». Таким образом, ком петенция выступает как обобщённая характеристика специалиста, опреде ляющая проявленную им готовность использовать свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в опреде лённой области [1]. С практической точки зрения важ ными представляются два аспекта про блемы: методика формирования ком петенций и методика проверки каче ства сформированных компетенций.
Стр.3