Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №1 2011 (190,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID212579
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2011 .— №1 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212579 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Подготовка научных сотрудниковфизиков на базовом факультете института РАН ................... 3 <...> Проблема инженерной креативности и перспективы ее решения ................................ 91 Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. <...> Проектно организованное обучение студентов с использованием 3Dмоделирования .................. 96 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ <...> Подготовка педагогов к работе в учреждениях интернатного типа ...................... Менеджер по рекламе: <...> Н.И. Лобачевского Подготовка научных сотрудниковфизиков на базовом факультете института РАН Статья посвящена описанию эффективной системы подготовки научных сотруд# ников#физиков на факультете «Высшая школа общей и прикладной физики» Нижего# родского государственного университета им. <...> Н.И. Лобачевского (ВШ ОПФ ННГУ) – базового факультета Института прикладной физики Российской академии наук (ИПФ РАН). <...> Описаны схема взаимодействия академическо# го института ИПФ РАН с его базовым факультетом и система обучения на ВШ ОПФ. <...> Н.И. Лобачевского (ВШ ОПФ ННГУ) – базового факультета Института прикладной физики Рос сийской академии наук (ИПФ РАН). <...> . По этой причине наиболее популярными стали «информационные» специаль ности с «урезанной» физикоматема тической подготовкой. <...> При этом в последние десяти летия произошло резкое снижение приемлемых для большинства выпуск ников вузов возможностей трудоуст ройства в тех областях, где «класси ческая» физикоматематическая под готовка востребована в полном объе ме (т.е. в сфере научных исследований и высоких технологий). <...> Данная тенденция обусловлена, 3 на наш взгляд, постепенным уходом из школ поколения преподавателей, кото рые сознательно выбрали свою про фессию 30–40 лет назад, и заменой их на учительский контингент значитель но худшего (в среднем) качества, при шедший в школу, как <...>
Высшее_образование_в_России_№1_2011.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А.Г. ЛИТВАК, М.Д. ТОКМАН, Д.С. ДОРОЖКИНА. Подготовка научных сотрудниковфизиков на базовом факультете института РАН................... 3 Л.С. ГРЕБНЕВ. Высшая школа в новом законе «Об образовании»: хотим как лучше? ............................................................................................. 13 ЮБИЛЕЙ СибАДИ – 80 лет.................................................................................. 26 В.А. САЛЬНИКОВ. На ниве высшего технического образования ...................... 27 А.М. ЗАВЬЯЛОВ, М.А. ФЕДОРОВА. Модернизация подготовки студентов к научной деятельности .................................................................................. 34 В.В. БИРЮКОВ. Финансовоэкономические аспекты развития академии ....... 41 В.Н. КУЗНЕЦОВА. Магистратура: проблемы становления ........................... 45 С.М. МОЧАЛИН, Д.И. ЗАРУДНЕВ. Настоящее и будущее экономического факультета ....................................................................................................... 48 С.А. МАТВЕЕВ. Сибирская школа дорог и мостов .............................................. 55 И.Н. ЕФИМЕНКО. Иностранный язык – гуманитарная составляющая профессионального образования .................................................................. 60 О.С. ОХТЕНЬ. Не только обучать, но и воспитывать.......................................... 63 СЕМИНАРЫ. КОНФЕРЕНЦИИ В.Н. РЕМАРЧУК. О гуманитарной подготовке инженеров (некоторые итоги научнометодической конференции) .................................................. 70 Р.М. ПЕТРУНЕВА. Ещё раз о ФГОС, культуре, прагматизме и местечковости ............................................................................................... 73 В.Н. СТЕГНИЙ. Компетентностный подход к содержанию цикла ГСЭД при подготовке инженера ............................................................................... 77 Н.Н. ФОМИНА, О.В. КУЗЬМИНА. Компетенции современного инженера и гуманитарное образование ............................................................................. 81 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А.П. ИСАЕВ, И.Ф. ЗАЙНЕТДИНОВА. Индивидуализация обучения магистров менеджмента на основе компетентностного подхода................................. 86 С.Г. КУКУШКИН, М.В. ЛУКЬЯНЕНКО, Н.П. ЧУРЛЯЕВА. Проблема инженерной креативности и перспективы ее решения ................................ 91
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова Зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Давыдова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 23.12.2010 Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ А.А. ЗАХАРОВА, М.Г. МИНИН. Проектно организованное обучение студентов с использованием 3Dмоделирования.................. 96 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Н.В. ЛАТОВА. Опыт управления качеством высшего образования при помощи электронной системы обратной связи...................................................... 102 М.Н. МАКАРОВА. Политика вуза в условиях демографического спада ..................................... 110 Н.Н. ШТОЛЕР. Конкурентная среда вуза культуры и искусств: опыт исследования ........................... 117 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Т.Ю. ПОЛЯКОВА. Язык академической мобильности в техническом университете ............................... 124 В.А. ДЕВИСИЛОВ. Ноксологические аспекты гуманизации образования ................................... 129 Л.В. МОСИЕНКО. Молодежная субкультура и диалог.................................................................. 132 Г.Б. АСКАРОВА. Парадигмальные основания современного образования.................................. 137 И.А. ЛОПАТИНА. Подготовка педагогов к работе в учреждениях интернатного типа...................... 142 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА Г.М. КУРДЮМОВ, О.А. БРАГАЗИНА. Как тестировать знания по естественнонаучным дисциплинам? ... 147 С.А. ТАТЬЯНЕНКО, Е.С. ЧИЖИКОВА. Спецкурс «Основы инженерной культуры»....................... 150 А.В. ОВСЯННИКОВА. О мотивах самообразовательной деятельности преподавателя .............................. 153 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ Е.В. АСТАХОВА. Академическая мобильность – важный фактор образовательной евроинтеграции ..................................................... 156 Наши авторы.................................................... 159 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А.Г. ЛИТВАК, академик РАН, профессор М.Д. ТОКМАН, профессор, декан Д.С. ДОРОЖКИНА, доцент, зам. декана Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Подготовка научных сотрудниковфизиков на базовом факультете института РАН Статья посвящена описанию эффективной системы подготовки научных сотруд никовфизиков на факультете «Высшая школа общей и прикладной физики» Нижего родского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ВШ ОПФ ННГУ) – базового факультета Института прикладной физики Российской академии наук (ИПФ РАН). В статье обсуждаются исторически сложившиеся особенности научнообразо вательного комплекса России, которые существенно влияют на формы и методы со трудничества научноисследовательских организаций с вузами; возможные методы преодоления современных трудностей. Описаны схема взаимодействия академическо го института ИПФ РАН с его базовым факультетом и система обучения на ВШ ОПФ. Ключевые слова: физикоматематическое образование; целевая подготовка; инсти тут РАН; научноисследовательский университет; научнообразовательный комплекс. Такое разделение, конечно, в изве Для российских научных центров в настоящее время одним из ключевых вопросов является пополнение штата молодыми научными сотрудниками. Если подготовка кандидатов наук в ас пирантуре научноисследовательских институтов все еще может работать в рамках отлаженной десятилетиями схемы 1 , то эффективность функцио нирования прежних моделей взаимо действия научноисследовательских институтов с вузами существенно сни зилась. Подготовка профессиональных на учных сотрудников является одним из элементов общей образовательной си стемы, перед которой стоят, вообще говоря, две задачи:  ние для широких слоёв общества;  общее и специальное образова «элитарная» подготовка, обес печивающая проведение в стране на учных исследований и использование достижений науки. стной мере условно. Здесь мы будем называть «элитарным» образование, получение которого требует явных (проявляющихся обычно еще в средней школе) специфических способностей, необходимых не только для достиже ния успеха в последующей професси ональной деятельности, но и для осво ения программы подготовки к ней. Сам по себе факт наличия водораздела между массовым и элитарным уровнем подготовки (в смысле научной фунда ментальности) довольно очевиден, од нако эта грань подвижна во времени. В XIX веке квалифицированные инже неры были, как правило, вполне ком петентны в научных основах своей де ятельности. В XX же веке стандартное инженерное образование отнюдь не являлось достаточной базой для науч ной работы. Очевидно, что здесь мож но говорить о совершенно разных сте пенях фундаментальности научной 1 Существующие проблемы в этой сфере связаны, в частности, с чрезмерно бюрократизиро ванными формами финансирования.
Стр.3