Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Высшее образование в России

Высшее образование в России №12 2009 (190,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID212566
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2009 .— №12 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212566 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ <...> Инновации в информатизации современного вуза ................. 37 ЮБИЛЕЙ Саратовскому университету – сто лет! <...> СГУ в командном чемпионате мира по программированию ... <...> О подготовке врачей к педагогической деятельности ............. 138 <...> Эти звуки и вибрацию про; изводит находящаяся под сильнейшим стрессом система российского высше; го профессионального образования. <...> Как у всякой сложной системы, у нее есть некоторый диапазон эластичности, в пределах которого реагирование на стресс не требует изменений в струк; туре. <...> Сложившаяся у нас система высше; го профессионального образования – это тоже продукт определенного ряда изменений, в наибольшей степени при; способленный к конкретному этапу развития общества. <...> Приходится констатировать, что жизнь в последние десятилетия отда; лила большую часть профессорско; преподавательского состава россий; ских вузов от современного рынка тру; да, от его требований и запросов. <...> Реальный сектор, часто недоволь; ный их подготовкой, предпочитает со; трудников с опытом работы («доучен; ных» жизнью) или, в случае крупных компаний, берется за их переподготов; На перекрестке мнений ку сам. <...> Для этого необходимы современные кадры, генераторы и но; сители новых идей, которых могли бы готовить современные вузы, будь у них возможность широкого ознакомления с новыми технологиями, не говоря уже о заказах на создание таких техноло; гий. <...> Дополнительным достоин; ством университетских научно;обра; зовательных центров является воз; можность привлечения специалистов из самых разных предметных облас; тей. <...> На сегодня в странах, наиболее про; двинувшихся в создании новой эконо; На перекрестке мнений мики, доминируют два пути передачи знаний и технологий из университет; ского кампуса в промышленность. <...> Характерной приметой нашего вре; мени становится трансграничная обра; зовательная мобильность, которая с некоторых пор приобрела по;настоя; щему <...>
Высшее_образование_в_России_№12_2009.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. Образование и бизнес: шаг навстречу ........................ 3 А.Л. АНДРЕЕВ. Россия в глобальном образовательном пространстве............... 9 Н.В. СОСНИН. Дизайн как основа компетентностной модели инженерного образования ..................................................................................................... 20 EDUCATION ONLINE Б.М. ПОЗДНЕЕВ, Ю.А. КОСУЛЬНИКОВ, М.В. СУТЯГИН, Т.А. СЕМКИНА. Новый этап разработки международных стандартов в области eLearning ......... 27 А.А. АНДРЕЕВ. Интернет в высшей школе: состояние и проблемы ................. 29 М.В. ТОМАШЕВ, В.А. СИНИЦЫН. Информационные технологии в модульном обучении по программам ДПО ............................................... 34 Г.А. ВОРОБЬЕВ. Инновации в информатизации современного вуза ................. 37 ЮБИЛЕЙ Саратовскому университету – сто лет! Л.Ю. КОССОВИЧ. Саратовский государственный университет: традиции и инновации ...................................................................................................... 42 Д.А. УСАНОВ. Инновационная инфраструктура университетской науки....... 49 Ю.Г. ГОЛУБ. Дополнительное профессиональное образование в системе классического университета .......................................................................... 55 Л.Ю. КОССОВИЧ, И.В. КИРИЛЛОВА, С.Б. ВЕНИГ. Образовательнонаучный институт наноструктур и биосистем ............................................................. 61 А.Г. ФЕДОРОВА. СГУ в командном чемпионате мира по программированию ... 66 Н.А. ИВАНОВА. Центр открытого образования ................................................ 71 В.А. МАСЛЕННИКОВ. Организация воспитательной работы ........................... 75 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Ю.С. ТЮННИКОВ. Методология предпроектного анализа учреждения ДПО ... 80 Ю.Н. БЕРЕЖНАЯ, В.А. ГУРТОВ. Динамика распределения возрастных категорий руководителей вузов..................................................................... 86 Н.Ф. КИЗИМ, В.Я. ЦЫЦОРА. Инновации в курсовом проектировании ............. 90 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА «Мы – шуховцы!» А.М. ГРИДЧИН. Специализированный вуз для строительной индустрии ....... 96
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 25.11.2009 Усл. п. л. 11. Тираж 2380 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ Н.А. ШАПОВАЛОВ. Образовательное пространство вуза......................................................................... 100 В.С. ЛЕСОВИК. Наука в университете: направления и перспективы развития ................ 103 В.С. СЕВОСТЬЯНОВ. Непрерывное профессиональное образование .......................... 108 В.М. ПОЛЯКОВ. Корпоративная система управления качеством образования ........................................ 113 С.Н. ГЛАГОЛЕВ. Международная политика университета ......................................................... 115 Р.Я. ЦИБРИЕНКО. Стратегии адаптивной деятельности в современном вузе ...................... 119 Е.П. СОСТИН. Женщины: инженеры и ученые ....... 125 В.Н. ФОМИН. К трехаспектной модели образовательного процесса ................................. 127 В.Ш. ГУЗАИРОВ. Готовим лидеров ............................ 131 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ Р.З. СУЛТАНБЕКОВА. Переговорная культура будущего менеджера ........................................... 135 Ю.М. ВАСИЛЬЕВ, Р.В. ШУРУПОВА. О подготовке врачей к педагогической деятельности ............. 138 Н.С. НИКОЛЕНКО. Историзация образовательного процесса в вузе...................................................... 140 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА В.Н. ГУРОВ, И.Ю. РЕЗВАНОВА. Компетенции преподавателей вуза: мнение студентов ............ 143 А.Р. САДЫКОВА, А.В. ОВСЯННИКОВА, Е.Е. АВТОНОМОВА. Этический идеал в послевузовском профессиональном образовании преподавателя ................................ 146 В.С. МИХАЛКИН. Билингвистический модуль ........ 149 Наши авторы.................................................... 153 Указатель статей за 2009 год........................... 155 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, профессор, ректор Тверской государственный университет Образование и бизнес: шаг навстречу В статье рассмотрены основные проблемы, движущие силы и возможные формы сближения, взаимодействия и интеграции высшего профессионального образования и бизнеса на региональном уровне в сегодняшних условиях. Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, про фессиональные стандарты, дополнительное образование, опережающее обучение, бизнесинкубаторы, инновационная деятельность, аутсорсинг, эндаумент. Не знаю, слышит ли сейчас уважае мый читатель низкий рокот и ощущает ли легкое подрагивание почвы. Я, на пример, слышу и ощущаю и, более того, догадываюсь об источнике этого воз мущения. Эти звуки и вибрацию про изводит находящаяся под сильнейшим стрессом система российского высше го профессионального образования. Мощная глыба, с богатыми достиже ниями и традициями в прошлом, очу тилась в условиях возрастающей огра ниченности практически всех ресур сов, давления меняющихся внешних условий функционирования и расту щего внутреннего напряжения. Как у всякой сложной системы, у нее есть некоторый диапазон эластичности, в пределах которого реагирование на стресс не требует изменений в струк туре. Если же стресс выйдет за эти пре делы, в системе произойдет структур ная перестройка, что может сопро вождаться частичным разрушением и элементами хаоса, затем приспособле нием к изменившимся условиям. В принципе, развитие открытых слож ных систем и проходит такие этапы, а меняющиеся условия лишь подстегива ют эволюцию. Например, резкое изме нение климата, вызванное (предполо жительно) ударом о Землю крупного метеорита и последующим выбросом в верхние слои атмосферы большого количества твердых частиц, блокиру ющих прохождение солнечной радиа ции, привело к вымиранию динозавров. Не потому, что им стало холодно, а по тому, что стало нечем питаться: так называемая «ядерная зима» привела к гибели огромных тропических расте ний, любимого лакомства динозавров. Хорошо это было или плохо? С точки зрения динозавров, конечно, нехоро шо, а вот для нынешнего человечества совсем неплохо: именно в результате этого катаклизма был дан толчок раз витию млекопитающих, более слож ных и устойчивых к переменам орга низмов, а затем и появлению человека. Сложившаяся у нас система высше го профессионального образования – это тоже продукт определенного ряда изменений, в наибольшей степени при способленный к конкретному этапу развития общества. Когда ситуация начинает меняться, тестируется диапа зон эластичности образования, его способности попрежнему удовлетво рять запросы общества. Судя по все му, наше высшее образование подошло к пределу эластичности, и в его теле начинают возникать трещинки и тре щины (которые и вызывают у автора упомянутые в начале статьи ощуще ния). Действительно, в советское вре мя, когда во многом закладывался фун дамент нынешней высшей школы, как
Стр.3