Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №1 2009 (190,00 руб.)

0   0
Страниц175
ID212555
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2009 .— №1 .— 175 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212555 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ <...> Модели вузовской службы содействия занятости и трудоустройству ......... 111 <...> Становление отечественного высшего медицинского образования .................. 162 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА <...> В одном из своих выступлений он полушутливо заметил, что науки делят На перекрестке мнений ся на естественные (физика), неесте ственные (математика) и противоесте ственные (гуманитаристика). <...> Именно благодаря такой вос требованности новшество (изобрете ние, усовершенствование и т.д.) обре тает свойство инновации. <...> С обеими связаны и свои надежды, и страхи, не прерывно подогреваемые заботой о трудоустройстве бакалавров, их вос требованности на рынке труда. <...> Выбор одной из них либо их «симбиоза» – дело архиважное и рискованное, пря На перекрестке мнений мо и непосредственно предопределя ющее будущее данного вуза, его ожи даемый реальный статус (и престиж) в системе образования, науки, культуры. <...> Ведь это люди с поло манными профессиональными судьба ми, лишенные возможности карьерно го роста в избранной специальности. <...> Вполне реальна опасность полного разрушения несу щей конструкции отечественной сис темы вузовского образования – осно вательной (избыточной) общенаучной подготовки. <...> Щедровицкий П.Г. Инновационный потенци ал профессионального сообщества // Те зисы к конференции «Психология бизнеса» (11–12 апреля 2003 г.). <...> URL: www.shkp.ru/lib/ archive/metodologies/prof/34 Как возможна трансляция знания? своеобразную «тетрактиду» оппози ций, свидетельствующую о том, что обсуждаемая проблема попрежнему остается открытой. <...> Это «личностный образец», «самообраз», «субъективность», «духовная лич ность учителя», которая «возрождает ся в ученике». <...> Считается, что таковое возможно, и только на ос нове этого транслируется знаниевая константа традиции – «личностный образец». <...> Но нас интересует трансляция именно теоретического знания. <...> Цитируя тезис В.Я. Дубровского о том, что «люди есть случайные носители мыш ления <...>
Высшее_образование_в_России_№1_2009.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ И.И. АШМАРИН, Е.Д. КЛЕМЕНТЬЕВ. Гуманитарная составляющая универси тетского научнотехнического образования .................................................. 3 Н.В. ГРОМЫКО. Как возможна трансляция знания? .......................................... 14 Н.С. КИРАБАЕВ, М.В. ТЛОСТАНОВА. Модели современного гуманитарного образования ........................................................................... 24 ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Г.Ф. МИНГАЛЕЕВ, В.В. МЕЛЬНИЧНОВ. Модернизация системных основ образовательного процесса в техническом университете .......................... 33 Б.В. СЕМКИН, В.А. СИНИЦЫН, Л.В. ШЕВЕЛЕВА, Н.П. ЩЕРБАКОВ. Этапы разработки программы развития региональной системы профессионального образования .................................................................. 41 А.В. ИВАНОВ. Цифровые печатные системы в университетском книгоиздании ................................................................................................... 48 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА По пути сохранения гуманитарных традиций (Интервью с ректором РГУ им. С. А. Есенина И. М. Шеиной) .................................................................. 57 В.В. СТРАХОВ, Н.П. ЛЕДОВСКИХ. От института к университетскому комплексу: стратегия развития ..................................................................... 63 Ю.И. ЛОСЕВ. Научнообразовательный потенциал университета .................... 68 О.Е. ВОРОНОВА. Через инновации – к новому качеству подготовки специалистов .................................................................................................... 73 Т.В. ЕРЕМЕНКО. Университет как среда обучения в течение всей жизни........ 77 А.В. ЕЛЬЦОВ. Информационная среда университета: состояние и пути совершенствования.............................................................................. 82 Н.Ф. РАСТОРГУЕВА. Качество образования – залог конкурентоспособности выпускника....................................................................................................... 87 В. А. БЕЛЯЕВА, Ю.В. ОРЛОВА. Центр православной педагогической культуры ............................................................................... 91 Н.А. ЖОКИНА. Профессиональное воспитание студентов .............................. 96 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ, Е.А. ВЛАСОВА. Актуализация образовательных программ и планирование подготовки преподавателей ............................ 100
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 26.12.2008 Усл. п. л. 11. Тираж 2400 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ Т.Р. ШИШИГИНА. Модели вузовской службы содействия занятости и трудоустройству ......... 111 В.Г. БАБИНЦЕВ. Проблемы подготовки специалистов по работе с молодежью ............... 120 В.И. НАРОЛИНА. Подготовка специалиста к межкультурной коммуникации ....................... 124 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В.А. КРУЧИНИН, М.В. КАЛТАЕВА. Психологическое сопровождение личностного развития и профессионального становления студента .... 129 Т.В. СИНИЦЫНА. Современный российский рынок graduateрекрутмента .......................................... 132 О.В. ПОНУКАЛИНА. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи ................. 137 А.А. НЕМЦОВ, Л.В. КАНСУЗЯН, Н.Ю. ТЕРЕХОВА, А.А. МИНАЕВ. Мировоззренческие позиции в студенческой среде .............................................. 143 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ И.Е. ЧЕРНЫШЕВ. Особенности подготовки журналистов в Приамурье .................................. 149 И.А. РАЗУМЕНКО. О формировании графической культуры будущего учителя ............................... 152 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Д.В. ПРОХОРОВ, А.А. ДЕМЧЕНКО, С.В. ГАЛАЕВ. В структуре классического университета ......... 156 Р.Ю. ЗАЛИЛОВ. Становление отечественного высшего медицинского образования.................. 162 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА В.И. ВОЛЧКОВА. Социальнопсихологический климат в педагогическом коллективе ................ 167 Н.Ф. МАСЛОВА, А.Д. АБАШИНА. Профессиональная подготовка студентов в ходе проектного обучения ................................................................ 170 И.В. СЛЕСАРЕНКО. Гуманитаризация профессиональной подготовки специалистов... 173 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ И. И. АШМАРИН, доцент Институт философии РАН Е. Д. КЛЕМЕНТЬЕВ, доцент Московский инженерно физический институт (НИЯУ) сегодняшнего дня является оппозиция научнотехнической и гуманитарной культур. Чарльз Сноу первым обратил на нее внимание мирового сообщества, назвав ее проблемой двух культур и рассмотрев ее именно в социокультур ной плоскости [1]. Сегодня, как и во времена написания его знаменитой книги, такой подход попрежнему ак туален. Однако с тех пор прошло почти пол О столетия – на смену индустриальной эпохе пришла эпоха постиндустриаль ная (или информационная), не суще ствовавший тогда феномен глобализа ции сегодня актуализован во всех сфе рах жизнедеятельности человечества и во всем мире. Поэтому важно рассмот реть зафиксированную Сноу проблему в современной аранжировке. А эта аранжировка особенно характерна (в рамках проблематики, обозначенной в названии настоящей статьи) своими инновационными признаками [2, с. 153]. Инновационный характер совре менной – информационной – эпохи трансформировал смысл некоторых веками устоявшихся понятий. П. Дра кер в своей известной книге «Постка питалистическое общество» пишет, например, о радикальных изменениях в концепции знания: «И на Западе, и на Востоке знание всегда соотносилось со сферой бытия, существования. И вдруг почти мгновенно знание начали рассматривать как сферу действия. Оно стало одним из видов ресурсов, Гуманитарная составляющая университетского научнотехнического образования дной из традиционных и, можно сказать, драматичных проблем одной из потребительских услуг. Во все времена знание было частным това ром. Теперь практически в одночасье оно превратилось в товар обществен ный» [3, с. 70]. Здесь уместно проци тировать еще одно мнение: «Утверж дая, что в конце ХХ века возникла но вая сфера деятельности – сфера про изводства инноваций, мы одновремен но утверждаем, что сложился комплекс профессий и специальностей, обслу живающих разные стадии инновацион ного процесса. Одновременно возник ла система кооперации и разделения труда внутри самой сферы, сложилась специфическая система управления инновационным процессом и комплекс гуманитарных технологий, обеспечи вающих этот тип управления специфи ческими методами и средствами управ ленческой и проектной работы. <…> Обсуждение “человеческого” и “соци ального” капитала, человеческого фак тора в макромасштабе – в горизонте анализа изменений системы образова ния, политики или культуры в целом замещается напряженным исследова нием и проектированием микропро цессов – на уровне компаний, фирм, коллективов и команд» [4]. Из всего сказанного со всей очевидностью сле дует, что проблема гуманитарной со ставляющей университетского научно технического образования – это не «внутриотраслевая», а общецивилиза ционная проблема. К ее рассмотрению мы и приступаем. Начнем с истории, а точнее – с пре дыстории обозначенной проблемы.
Стр.3