Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №9 2008 (190,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID212551
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2008 .— №9 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212551 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии ............... 83 МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ <...> Формирование ключевых компетенций личности в системе непрерывного физического образования ...................... 140 <...> Становление корпоративной компетентности выпускника технического вуза ........... 144 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ <...> В. П. Горячкина М Подготовка преподавателей технических вузов к проектированию учебно программной документации одернизация высшей технической школы выдвигает новые требования к качеству профессионально"педагогичес" кой подготовки преподавателей. <...> Изменение пара" дигмы результата отечественного профес" сионального образования (с определения поуровневых требований"целей к подготов" ленности будущего специалиста на прогно" зирование компетенций и компетентностей выпускника) требует серьезной проектно" методической работы преподавателей. <...> Она включает целеполагание в новом формате (проектирование содержания предметных компетенций и компетентностей студентов, изучающих учебные предметы по образо" вательным программам разного уровня), пересмотр содержания предметов, подбор педагогически эффективных технологий обучения и методик контроля качества ос" воения компетенций и компетентностей, определенных программами. <...> С точки зрения технологичности использования компетенций для нормиро" вания результата образования в высшей школе, проектирования нормативной и учебно"программной документации опре" делять их перечень и иерархию целесооб" разно по индикатору социальной и профес" сиональной значимости задач, к решению которых каждый выпускник вуза должен быть подготовлен. <...> Согласно инвариантной структуре деятельности в эту группу долж" ны войти следующие виды компетенций: z познавательные (гностические), связанные с получением (приобретением), хранением, преобразованием и использо" ванием различной информации; z ценностноориентационные, рас" крывающие целемотивационный аспект <...>
Высшее_образование_в_России_№9_2008.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года НАВСТРЕЧУ МЕЖДУНАРОДНОМУ СИМПОЗИУМУ М. ЖУКОВА, П. КУБРУШКО. Подготовка преподавателей технических вузов к проектированию учебнопрограммной документации ............................................... 3 И. МИНАЕВ, А. ВОСТРУХИН, Е. ВАХТИНА, Д. УШКУР. Создание лабораторной базы опережающего обучения.............................................................................................. 10 Е. МАТУХИН, З. САЗОНОВА. Единство образования, науки и производства как принцип современной инженерной педагогики........................................................... 15 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А. СУРИН. Подготовка управленческих кадров для государства: вопросы организационного развития........................................................................... 22 В. ДЕВИСИЛОВ. Концептуальные основы образования в области безопасности............ 27 Н. ПОПОВ. Фундаментализация подготовки специалистовматематиков в условиях университетского образования .................................................................................... 32 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Равновесие между традициями и инновациями (Интервью с ректором С.В. Калмыковым) ................................................................... 36 И. БАТУЕВА, Г. РОГАЛЕВА. Востребованное образование .............................................. 43 А. БУЛДАЕВ. Научноинновационная деятельность ........................................................ 48 А. ЗАНДАНОВ, С. НИКОЛАЕВ. Подготовка кадров для здравоохранения Бурятии..... 55 Б. НАМСАРАЕВ. Научнообразовательный центр «Байкал» ........................................... 59 И. ОСИНСКИЙ. Подготовка преподавателейфилософов .............................................. 63 Л. ШУЛУНОВА. Востоковедные исследования в БГУ....................................................... 67 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ О. АЛЕКСАНДРОВА. Мотивы выбора образовательных стратегий на новом этапе реформы высшей школы .................................................................................... 72 П. ТВЕРДЫНИН, А. ЧЕРЕМИСИН. Приоритеты московского студенчества в Интернетпространстве ............................................................................................. 79 К. ХАРЧЕНКО. Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии ............... 83 МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И. МЕЛИКГАЙКАЗЯН. Моделирование образовательных систем: исследовательская программа...................................................................................... 88 Е. ЖУКОВА. Вызов высоких технологий содержанию образования ............................... 94 Е. РОГОТНЕВА. Аксиологические пределы моделирования образовательных систем ... 99 М. МЕЛИКГАЙКАЗЯН. Аттрактивный менеджмент: моделирование целей динамики образовательных систем ............................................................................................ 102
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова ответственный секретарь: Т. В. Гордеева зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Корректор: М. В. Куликова Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 28.08.2008 Усл. п. л. 11. Тираж 2600 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ О. МАТВЕЕВА. Управление знаниями как технология достижения цели ........................................ 106 М. ГОРБУЛЕВА, Л. ШАБАНОВ. Маргинальность как симптом срыва социальной адаптации.......................................... 109 EDUCATION ONLINE А. АНДРЕЕВ. Открытые образовательные ресурсы ........... 114 С. ТИМКИН. Мотивация студента в модели смешанного обучения ......................................................................... 116 А. НЕМЦЕВ, В. БЕЛЕНКО. Система непрерывного профессионального развития кадров на основе ДО .... 120 Н. ОГАНЕСЯНЦ. Конструктивистские подходы в eLearning ..................................................................... 125 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ А. МЯГОТИН. О моральном измерении реформ ................ 128 Е. ИЛЯСОВ. Оценка эффективности деятельности центров содействия занятости учащейся молодежи................... 131 А. АН, О. РАБИНОВИЧ, А. САМОХИН. Формирование ключевых компетенций личности в системе непрерывного физического образования ...................... 140 С. АНДРЕЕВ, А. ЗОТОВ. Становление корпоративной компетентности выпускника технического вуза ........... 144 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ Л. ТИМИРОВА. Доступность высшего технического образования для выпускника национальной сельской школы ............................................................................. 149 Р. ЗАРИПОВ. Управление воспитательной системой вуза: процессный подход ........................................................ 153 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА Е. КУРБАКОВА. Провинциальный журналист: знать и/или уметь? .............................................................................. 157 А. СОКОЛОВА. «Образование для карьеры» ...................... 160 Г. КРЕТИНИНА, Н. ГОНЧАРОВА. Формирование лингвистической компетенции в иноязычном коммуникативном пространстве .................................... 162 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ И. БОЛОТИН, И. ЗАДОРОЖНЮК. Оценка качества образования: социологический ракурс .......................... 165 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
М. ЖУКОВА, профессор П. КУБРУШКО, чл.корр. РАО, первый проректор Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина М Подготовка преподавателей технических вузов к проектированию учебно программной документации одернизация высшей технической школы выдвигает новые требования к качеству профессиональнопедагогичес кой подготовки преподавателей. Наряду с высоким уровнем предметноотраслевой компетентности преподавателей техничес ких вузов предполагается их готовность к реализации учебной, воспитательной и ме тодической функций в условиях перехода российского образования на общеевропей ские стандарты качества. Изменение пара дигмы результата отечественного профес сионального образования (с определения поуровневых требованийцелей к подготов ленности будущего специалиста на прогно зирование компетенций и компетентностей выпускника) требует серьезной проектно методической работы преподавателей. Она включает целеполагание в новом формате (проектирование содержания предметных компетенций и компетентностей студентов, изучающих учебные предметы по образо вательным программам разного уровня), пересмотр содержания предметов, подбор педагогически эффективных технологий обучения и методик контроля качества ос воения компетенций и компетентностей, определенных программами. Однако для многих преподавателей ву зов эти задачи являются трудноразреши мыми. Причинами служат и недостаточная дидактическая подготовленность препода вателей технических дисциплин, и отсут ствие в отечественной высшей школе тра диций проектирования учебнопрограмм ной документации по учебным предметам с определением в качестве целей их освоения интегративных результатов – компетенций и компетентностей, и нерешенность в тео рии компетенций понятийнотерминологи ческих вопросов. На основе зарубежного опыта исполь зования теории компетенций в бизнесе и образовании, принципов Болонской декла рации в отечественной дидактике к настоя щему времени в целом сформирован тезау рус компетентностного подхода, а в УМО по специальностям фактически завершена работа по созданию ГОС третьего поколе ния на его основе. Вместе с тем в академи ческих кругах, в научнопедагогической среде вузов, в научной литературе и печати попрежнему бурно обсуждаются как при кладные вопросы использования компетен тностного подхода в российской системе образования, так и теоретические пробле мы, в первую очередь глоссарий этого под хода. С одной стороны, безусловно, настало время перевода акцента в дискуссии с ме тодологических и общетеоретических воп росов (дефиниции понятий «компетенция» и «компетентность», подходы к их класси фикации и др.) на предметный анализ ре зультатов реальной деятельности вузов, кафедр, конкретных преподавателей по использованию данного подхода в обеспе чении должного уровня подготовки выпус кников. И в этом плане мы разделяем мне ние В. Медведева и Ю. Татура, высказан ное ими на страницах журнала «Высшее образование в России». Авторы отмечают, что «ученый спор на эту тему несколько затянулся, а время, отпущенное на модер
Стр.3