Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №9 2007 (190,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID212539
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2007 .— №9 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212539 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Гражданская религия и патриоти( ческое воспитание в системе образования США . <...> , профессор Московский государственный индустриальный университет В Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса мае 2007 г. прошла очередная, пятая встреча министров Европы, отвечаю( щих за высшее образование в рамках Бо( лонского процесса. <...> Как и в предыдущих случаях (Прага – 2001, Берлин – 2003, Бер( ген – 2005), по ее итогам принят документ1 , ориентирующий всех участников на очеред( ные два года, а если быть точным, – до 2010 года, заданного в Болонской декларации как предельный срок формирования Европей( ского пространства высшего образования (ЕПВО). <...> В пункте 1.3 документа, на мой взгляд, сформулирована его суть, а именно: в каче( стве главных целей создания ЕПВО назва( ны мобильность, увеличение занятости и улучшение привлекательности и конкурен тоспособности Европы, а в качестве средств, способствующих их достижению, – институциональная автономия, академи( ческая свобода, равные возможности и де( мократические принципы, основанные на богатом и разнообразном культурном на следии Европы (см. Приложение). <...> Тема мобильности в Лондонском ком( мюнике завершается следующими словами: «Наши вузы должны взять на себя бóль( шую ответственность за мобильность со( трудников и студентов, которую необхо( димо сделать более сбалансированной меж( ду разными странами ЕПВО» (Приложе ние, п. <...> Следующий за мобильностью сюжет Лондонского коммюнике – «Структура степеней» (Degree structure). <...> В специаль( ной литературе они получили название «Дублинских дескрипторов», однако в Лондонском коммюнике они названы «все( объемлющей структурой квалификаций ЕПВО» (п. <...> На интеграцию национальных структур квалификаций высшего образования и на эту «рамку» Лондонское коммюнике наце( ливает в явном виде в п. <...> 2.9 («Мы удовлет( ворены тем, что национальные структуры квалификаций, совместимые с всеобъемлю <...>
Высшее_образование_в_России_№9_2007.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года Л. ГРЕБНЕВ. Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса .... 3 К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализированного мира ...................................................................... 14 ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А. ЖИГАНОВ, С. КАРПОВ, И. ЦЕПАЕВА. Подготовка специалистаатомщика на интегративной основе ........................................................................................ 21 А. ЧУЧАЛИН, О. БОЕВ. Требования к компетенциям выпускников инженерных программ..................................................................................................................... 25 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А. КУЗЕВАНОВА. Проблемы управления в системе бизнесобразования ......... 29 С. БАРАБАНОВА. Размышления у парадного подъезда ......................................... 34 Р. ФАТХУТДИНОВ. Ориентация обучения на конкурентоспособность .............. 38 ИЭУП: новаторство, поиск, инициатива .................................................. 45 В. ТИМИРЯСОВ. Инновационный вуз: приоритеты развития .............................. 46 И. БИКЕЕВ. Модель организации научной работы в молодом вузе...................... 52 Л. ГАЙНУЛЛИНА, Ю. КАМАШЕВА. Построение вузовской системы гарантии качества образования .............................................................................................. 58 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Л. СУЛИМА. Единое воспитательное пространство вуза и филиалов .................................................................................................................. 64 Д. АХМЕТОВА, Х. ГАЙНУТДИНОВ. Системный подход к обеспечению качества ДО................................................................................................................ 67 А. КАЙБИЯЙНЕН. Корпоративная культура вуза и профессиональный имидж его выпускника .......................................................................................................... 71 И. АНТОНОВА. Инновационные процессы в дополнительном образовании ... 78 Н. ВАНЮХИНА. Социальнопсихологическая служба........................................... 81 А. МИНЕКАЕВА. Психологоюридическая клиника ................................................ 84 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ О. МАРТЫНЕНКО, И. ЧЕРНАЯ. Формирование и оценка профессиональных компетенций менеджеров в учебном процессе .................................................. 86 Н. СОЛОВЬЕВА, М. КРЫЛОВА. Рейтинговая оценка выпускной квалификационной работы..................................................................................... 91 Л. МИРОШНИЧЕНКО, А. ШАРАФЕЕВА. Программа воспитания культуры толерантности в университете............................................................................... 94 ONLINE EDUCA Г. ВОРОБЬЕВ. Виртуальная межкультурная среда .................................................... 98
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам.главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова ответственный секретарь: Т. В. Гордеева зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Корректор: М. В. Куликова Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 22.08.2007 Усл. п. л. 11. Тираж 2550 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак. № © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ К. ОВЧИННИКОВА. Электронный учебник как модель образовательного процесса ...................................... 101 А. БОГОМОЛОВ. Профессиональный портрет преподавателя в системе ДО ..................................... 106 Н. ДНЕПРОВСКАЯ. Стандарты информационной грамотности ................................................................. 110 ДВГГУ: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Н. СОЛОВЬЕВА. Педагогическая тактика организации жизнедеятельностного пространства ..................... 115 Н. ТАБАЧУК. Информационная компетенция студентов гуманитарного вуза .................................. 121 Д. КРЕЧКО. «Образование», «воспитание» и «обуче ние» с позиций компетентностного подхода ......... 124 А. ХОМЫЛЕВА. Модульнокомпетентностный подход в обучении преподавателей вуза информационным технологиям .................................................................. 127 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА Т. САФОНОВА. Технология контекстной подготовки пилотов........................................................................... 132 Е. СИЗОВА. Моделирование в структуре учебной деятельности ................................................................. 134 Н. КОСОВА. Управление проектом как элемент подготовки госслужащего.......................................... 136 Д. САБИРОВА. Пробный год работы в школе ............... 138 Г. ПОПОВА. Студенческое самоуправление: система и диагностика ................................................................ 141 В. ШМИДТ. Эпоха Патриарха Никона в контексте истории и культуры ..................................................... 145 КРУГОЗОР И. ЗАДОРОЖНЮК. Гражданская религия и патриоти ческое воспитание в системе образования США . 150 Т. КАМЕНЕВА. О методологической культуре будущего педагога .......................................................................... 156 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ Е. ГИНГЕЛЬ. Диалог как фактор адаптации первокурсников ............................................................ 158 Г. ВЛАСЮК. Профессиональная и социальная адапта ция выпускника ............................................................. 160 А. ИВАНОВ. История России: учебное пособие для профессионалов ........................................................... 165 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИК ГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ Е. ЗВЕРЕВА. Творческие задания .................................... 163 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Л. ГРЕБНЕВ, профессор Московский государственный индустриальный университет В Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса мае 2007 г. прошла очередная, пятая встреча министров Европы, отвечаю щих за высшее образование в рамках Бо лонского процесса. Как и в предыдущих случаях (Прага – 2001, Берлин – 2003, Бер ген – 2005), по ее итогам принят документ1 , ориентирующий всех участников на очеред ные два года, а если быть точным, – до 2010 года, заданного в Болонской декларации как предельный срок формирования Европей ского пространства высшего образования (ЕПВО). Уже само название этого коммюнике – «К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глоба лизированного мира» – возвращает к ос новным целям Болонского процесса в це лом, а его содержание позволяет еще раз подумать о целях участия в этом процессе российской высшей школы. В пункте 1.3 документа, на мой взгляд, сформулирована его суть, а именно: в каче стве главных целей создания ЕПВО назва ны мобильность, увеличение занятости и улучшение привлекательности и конкурен тоспособности Европы, а в качестве средств, способствующих их достижению, – институциональная автономия, академи ческая свобода, равные возможности и де мократические принципы, основанные на богатом и разнообразном культурном на следии Европы (см. Приложение). Коротко говоря: экономика – цель, культура – средство. Если вдуматься, та кое соотношение противоречит здравому смыслу, который, вроде бы, подсказывает прямо противоположную диспозицию: че ловек, его культура – цель, а экономика – средство поддержания жизни и повышения ее качества2 . Однако современная общеми ровая ситуация – «глобализированный мир» – диктует свои приоритеты. Приори теты эти – экономические просто потому, что сама глобализация в настоящее время имеет и в обозримом будущем будет иметь преимущественно экономический харак тер. Глобализации культуры, несмотря на продолжающиеся разговоры об общечело веческих ценностях, пока не происходит3 Конкурентоспособность – ключевое . слово Болонского процесса именно пото му, что глобальные вызовы Европе сейчас носят в основном экономический, а не во енный характер. Ее основной конкурент – США – в настоящее время имеет значи тельное конкурентное преимущество как раз в сфере пространственной мобильнос ти «человеческого фактора» и по истори ческим («страна мигрантов»), и по культур ным причинам (WASP – белые англоязыч ные протестанты – пока доминируют и обеспечивают высокую степень однород ности экономического пространства в рам ках США), а сам этот фактор выходит на первый план по мере «сброса» экологичес ки затратных производств «на Восток и Юг». Отсюда самое пристальное внимание к мобильности во всех ее формах – студен тов, преподавателей, научных сотрудников и вузовских управленцев – на протяжении всего Болонского процесса. С этого же сю жета (п. 2.2) начинается и Лондонское ком мюнике: «Мобильность сотрудников, сту дентов и выпускников является одним из основных элементов Болонского процесса, создающим возможности для личного рос та, развития международного сотрудниче ства между людьми и учреждениями, по
Стр.3