Физическое образование в ВУЗах", том 3, номер 4 (1997)
Введение
16-19 сентября 1997 года в г. Волгограде на базе Волгоградского государственного
педагогического университета и Волгоградского государственного технического
университета состоялась очередная Международная конференция "Физика в системе
современного образования (ФССО-97)", проходящая в России под эгидой ЮНЕСКО
(предыдущая конференция ФССО-95 проходила в г. Петрозаводске на базе Петрозаводского
государственного университета, а ее материалы опубликованы в журнале "Физическое
образование в ВУЗах", том 2, № 3 (1996)). <...> Ellermeijer, К. van der Veen (3 доклада о постановке
физического образования в Нидерландах), В.А. Алешкевич, Н.А. Сухарева (Россия)
"Ресурсы глобальных информационных магистралей организации преподавания курсов
общей физики", Г. А. Бордовский, Ю.А. Гороховатский (Россия) "Физика в педагогическом
вузе: проблемы и задачи", А.Д. Гладун (Россия) "Высшее образование в технологическом
обществе", О.Н. Голубева (Россия) "Концепция итогового курса "Фундаментальное
естествознание" для бакалавров и специалистов", В.И. Данильчук (Россия)
"Гуманитаризация физического образования", А.С. Кондратьев (Россия) "Физическое
образование как учебная модель науки", А.Д. Суханов (Россия) "Флуктуационные
представления и обобщенные соотношения неопределенности в общем курсе физики";
Секция 2 - R. <...> Алешкевич, К. М. Салецкий (Россия) "Развитие лабораторного практикума
по общей физике в современных условиях", Г.А. Бордовский, И.Б. Горбунова (Россия)
"Информационные технологии в современном физическом образовании", Н.И. Коротеев, <...> Б.А. Струков (Россия)" Проблема модернизации курса общей физики на естественных
факультетах университетов", В. И. Якименко (Россия) "Интегрирующие темы в курсе
физики на естественных факультетах университетов";
Секция 5 - В.В. Свиридов (Россия) " Построение курса "Концепция современного
Введение
5
естествознания" для гуманитарных специальностей вузов", Б.Л. Свистунов <...>
Физическое_образование_в_вузах_№4_1997.pdf
"Физическое образование в ВУЗах", том 3, номер 4 (1997)
Введение
16-19 сентября 1997 года в г. Волгограде на базе Волгоградского государственного
педагогического университета и Волгоградского государственного технического
университета состоялась очередная Международная конференция "Физика в системе
современного образования (ФССО-97)", проходящая в России под эгидой ЮНЕСКО
(предыдущая конференция ФССО-95 проходила в г. Петрозаводске на базе Петрозаводского
государственного университета, а ее материалы опубликованы в журнале "Физическое
образование в ВУЗах", том 2, № 3 (1996)). В числе организаторов конференции -
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации,
Российская академия образования, Московский государственный университет им. М.В.
Ломоносова, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Российское физическое общество и Московское физическое общество. Сопредседателями
Оргкомитета конференции являлись академик РАН (Москва) Л.В. Келдыш, академик РАН
(Москва) А.А. Логунов, академик РАО, ректор РПГУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
проф. ГА. Бордовский, чл.-корр. РАО, ректор ВГПУ (Волгоград) проф. В.И. Данильчук,
проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, декан физического факультета МГУ проф. В.И.
Трухин. В работе конференции приняло участие 146 человек, (в том числе 8 иностранных
участников из США, Японии и Нидерландов), представлявших 86 образовательных
учреждения из 40 городов России и СНГ.
В составе конференции работало 9 секций (в конференции 1995 года лишь 7).
1. Теоретические проблемы физического образования (14 докладов), рук. -
проф. А.Д. Суханов, проф. А.С. Кондратьев.
2. Физика как основа профессиональной деятельности (21 доклад), рук. -
проф. В.А. Алешкевич, проф. А.Н. Гордеев.
3. Физика в системе инженерного образования (19 докладов), рук. -
проф. А.Д. Гладун, проф. А.В. Шильников.
4. Физика для естественнонаучных специальностей (21 доклад), рук. -
проф. Б. А. Струков, проф. Л.В. Королева.
5. Современное естествознание для гуманитарных специальностей (13 докладов), рук.
проф. Ю.Г. Рудой, проф. С.Д. Ханин.
6. Физика в системе общего среднего образования (22 доклада), рук. -
проф. В.В. Лаптев, проф. В.И. Данильчук.
7. Подготовка педагогических кадров в области физического образования (20
докладов), рук. - проф. Ю.А. Гороховатский, проф. В.Е. Коробов.
8. Математическое обеспечение физического образования (9 докладов), рук. —
проф. В.В.Афанасьев, проф. Т. М. Шмелев.
9. Учебный физический эксперимент (28 докладов), рук. - проф. Г.Г. Спирин,
доц. М. Б. Шапочкин.
Стр.1
4
А. Д. Суханов
Следует отметить, что по сравнению с предшествующей конференцией добавилось
две новые секции - 8 и 9, существенно расширившие диапазон обсуждаемых вопросов.
Как и ранее, в рамках конференции удалось собрать "под одной крышей" все три системы
физического образования — в классических, технических и педагогических университетах,
а также в средней школе, причем обсуждение этих вопросов заинтересованными
специалистами как на секционных, так и на пленарных заседаниях оказалось весьма
плодотворным.
К числу наиболее интересных докладов на секциях следует, по-видимому, отнести
доклады:
Секция 1 - W.Bustraan, N. Ellermeijer, К. van der Veen (3 доклада о постановке
физического образования в Нидерландах), В.А. Алешкевич, Н.А. Сухарева (Россия)
"Ресурсы глобальных информационных магистралей организации преподавания курсов
общей физики", Г. А. Бордовский, Ю.А. Гороховатский (Россия) "Физика в педагогическом
вузе: проблемы и задачи", А.Д. Гладун (Россия) "Высшее образование в технологическом
обществе", О.Н. Голубева (Россия) "Концепция итогового курса "Фундаментальное
естествознание" для бакалавров и специалистов", В.И. Данильчук (Россия)
"Гуманитаризация физического образования", А.С. Кондратьев (Россия) "Физическое
образование как учебная модель науки", А.Д. Суханов (Россия) "Флуктуационные
представления и обобщенные соотношения неопределенности в общем курсе физики";
Секция 2 - R. J. Reimann (США) "Pedagogy of the Advanced Physics Lab at Boise State
University", B.A. Алешкевич, К. М. Салецкий (Россия) "Развитие лабораторного практикума
по общей физике в современных условиях", Г.А. Бордовский, И.Б. Горбунова (Россия)
"Информационные технологии в современном физическом образовании", Н.И. Коротеев,
В.П.Кандидов и др. (Россия) "Оптическая физика в университетском образовании: опыт и
перспективы", В.В.Светозаров, Ю.В. Светозаров (Россия) "Информационная технология
прямого доступа - новое направление физического образования";
Секция 3 - J.M. Marat-Mendes (Португалия) "Teaching Physics to Engineering Students:
A Methodologic Approach"; P. Pissis (Греция) " Physics in the education of engineers at the
National Technical University of Athens", А.В.Шильников (Россия) "Организация
самостоятельной работы студентов при изучении физики в техническом вузе", СИ. Крылова
и др. (Россия) "Проблемы физического образования в региональном вузе";
Секция 4 - A. Hatano (Япония) " Physics Education in University of Japan under recent
reformation: A Case of the University of Tokyo", ЛН.Заварыкина, Л.В. Королева и др. (Россия)
"Физика как фундамент естественнонаучного образования в педагогических университетах",
Б.А. Струков (Россия)" Проблема модернизации курса общей физики на естественных
факультетах университетов", В. И. Якименко (Россия) "Интегрирующие темы в курсе
физики на естественных факультетах университетов";
Секция 5 - В.В. Свиридов (Россия) " Построение курса "Концепция современного
Стр.2