Университетский комплекс и инновационный потенциал региона .... <...> Абитуриент – студент: проблемы адаптации ................ 54
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Гуманитарный проект в классическом университете (Интервью с ректором ЕГУ
им. <...> Культурно*образовательная среда: из опыта елецкой школы ............... 89
ONLINE EDUCA <...> Электронное портфолио как инструмент оценки компетенций ... <...> Профессионально направленное
мышление – основа компетентности учителя ................. 159 <...> , профессор,
ректор
Оренбургский государственный
университет
С
егодня университетский комплекс стал
одним из интегрирующих центров ре*
гиона, важнейшим социальным институтом,
обеспечивающим устойчивое и сбалансиро*
ванное развитие экономики, социальной
сферы и культуры регионального сообще*
ства. <...> Проведенный анализ научных исследо*
ваний последних лет показал, что внима*
ние ученых и практиков в этой сфере при*
влекали следующие направления:
разработка новых концептуальных и
методологических подходов в управлении
социальными системами;
проектирование инновационных
структур университетских комплексов и
определение целесообразности их реализа*
ции;
апробация функциональных, инсти*
туциональных, технологических, сетевых,
качественных и других моделей развития
университетских комплексов на базе реги*
ональных вузов;
установление оценочно*критериаль*
ной базы для определения статуса, ресур*
сов и характеристик регионального универ*
ситетского комплекса;
проблемы повышения потенциала
университетского комплекса, эффективно*
сти его функционирования, конкуренто* и <...> Ак*
туальность такой программы основана на
анализе инновационного и образовательно*
го потенциала Оренбургской области, про*
гнозе развития рынка труда и образова*
тельных услуг региона, исследовании со*
стояния и перспектив развития универси*
тетского комплекса ОГУ. <...> В этой связи значительную долю инно*
вационных проектов по интеграции ресур*
сов регионального образования, науки,
практики и производства <...>
Высшее_образование_в_России_№4_2007.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
В. КОВАЛЕВСКИЙ. Университетский комплекс и инновационный потенциал региона .... 3
Н. КРОТОВА. Современные проблемы развития системы художественного
образования ...................................................................................................................... 11
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А. ВЕРБИЦКИЙ, Н. ЖУКОВА. Кросскультурные контексты в контекстном
обучении ............................................................................................................................ 16
А. РОБОТОВА. Современная лекция: гуманитарный смысл ............................................... 20
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
С. ТИМЧЕНКО, А. ЛАЗИЧЕВ, А. ГУРАКОВ. Групповое проектное обучение.................... 25
С. ПЕНЯЕВА. Рефлексия как условие становления компетентного специалиста............ 31
Т. СТАРШИНОВА, В. ИВАНОВ, Т. КОЖЕВНИКОВА. Система ДПО: интеграция
содержания образования на основе модульного принципа ......................................... 34
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А. КАБАЦКОВ. Институты высшей школы в процессе
формирования региональных сообществ ....................................................................... 40
Н. МАТВЕЕВА. Почем социологическая неграмотность? ................................................... 47
А. ФЕДОРОВ, Е. ФЕДОРОВА. Человеческий капитал: регион и образование ..................... 50
А. СОЛОВЬЕВ, Е. МАКАРЕНКО. Абитуриент – студент: проблемы адаптации................ 54
Гуманитарный проект в классическом университете (Интервью с ректором ЕГУ
им. И.А. Бунина В.П. Кузовлевым) ................................................................ 57
Е. СЛИВИНСКИЙ, А. ЗАЙЦЕВ. Подготовка инженеров к организации патентно
лицензионной работы ...................................................................................................... 64
Е. ГЕРАСИМОВА, Н. ФЕДИНА. Развитие системы общественного дошкольного
образования ...................................................................................................................... 67
Р. БЕЛКАНОВ. Университет и современное филологическое образование ...................... 72
В. МЕЗИНОВ. Ориентация педагогического образования на подготовку
конкурентоспособного учителя ...................................................................................... 79
Т. КРАСНОВА. Топонимия – ключ к духовному наследию нации..................................... 83
А. САМОЙЛОВ. Культурнообразовательная среда: из опыта елецкой школы ............... 89
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
М. КАРПЕНКО. Новая парадигма образования XXI века................................................... 93
А. БРАУН. Инновационные образовательные технологии................................................. 98
Х. КЭУРУЛАЙНЕН. Электронное портфолио как инструмент оценки компетенций ... 100
Дж. Б. СТАВ. Общеевропейский образовательный проект: опыт использования
аудио и видеосредств связи ......................................................................................... 103
ONLINE EDUCA
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Редакция:
зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н.П. Огородникова
ответственный секретарь:
Т. В. Гордеева
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Корректор:
М. В. Куликова
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: 2089304.
email: vovrus@hiedu.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 27.03.2007
Усл. п. л. 11. Тираж 2650 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Зак. №
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
В.Н. БУЛАТОВ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
Д. ПОГОДИН. Г.И. Россолимо: врач, ученый, педагог ......... 106
Е. СОРОКИНА, В. ФИЛИППОВ, В. ОВЧИННИКОВ, М. ТИТОВ.
Социальный потенциал студенческой молодежи .......... 108
С. ФАЙРУШИНА. Формирование экологической культуры
студентов педвуза ............................................................. 111
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
И. ТРОФИМОВА. Историконаучный материал в
содержании вузовского образования.............................. 113
Н. БААЛЬ. Явление молодежного политического
экстремизма ....................................................................... 116
В ПОМОЩЬ АСПИРАНТУ
Д. ЧЕРНАВСКИЙ, А. НИКИФОРОВ, Е. МАМЧУР. Нужна ли
вузам философия? ............................................................ 119
Г. ЗАВАРЗИН. Антирынок в природе................................... 123
В. ИЛЬИН, Г. АВЕРЬЯНОВА, Ю. ЗОЛОТОВСКИЙ, Н. КУПЧИН,
В. ЛОГИНОВА, К. РОМАШКИН, Т. КАТИНА, И. ХАНОВА.
Постижение «Я» .............................................................. 134
А. КОЛОДИН. Образование и религия: политологический
контекст ............................................................................. 141
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
КРУГОЗОР
Л. ГРАЧЕВА, З. САЗОНОВА, П. СМЫСЛОВ. Инженерное
образование в России: становление концепции .............. 146
С. ПЯСТОЛОВ. Обучение за рубежом: опыт «включенного
наблюдения»...................................................................... 152
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
ОБРЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С. ГИЛЬМАНШИНА. Профессионально направленное
мышление – основа компетентности учителя................. 159
О. ЧУКСИНА, Г. КРЕТИНИНА, Н. ГОНЧАРОВА. Обучение
англоязычному диалогическому общению:
социокультурный аспект .................................................. 160
М. ХУСАИНОВ, Т. ХЛЕБНИКОВА, Н. ЛЮБИНА, А. ЦЫБИНА.
Образовательный проект «Альтернативный репетитор» . 162
Н. ЕГОВЦЕВА. О коммуникативной компетентности
социального работника ..................................................... 164
В. ИОГОЛЕВИЧ, Н. ИОГОЛЕВИЧ. Подготовка менеджеров:
психологическая составляющая ...................................... 167
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
Д. ЧЕРНИЛЕВСКИЙ, Т. ПЕТРАКОВА, Е. ВЛАСОВА. Образ
жизни – продукт духовных усилий каждого ................. 170
Р. ГРИГОРЬЕВ. На каком языке мы пишем? ......................... 175
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИК
ГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.Н. НЕВОЛИН
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
В. КОВАЛЕВСКИЙ, профессор,
ректор
Оренбургский государственный
университет
С
егодня университетский комплекс стал
одним из интегрирующих центров ре
гиона, важнейшим социальным институтом,
обеспечивающим устойчивое и сбалансиро
ванное развитие экономики, социальной
сферы и культуры регионального сообще
ства. Радикальные технологические, эконо
мические, социальные изменения в начале
XXI в. не только увеличили непреходящую
ценность качественных образовательных и
научных услуг, но и потребовали создания
инновационных механизмов, которые мог
ли бы более полно интегрировать систему
образования в региональное общество, «от
крыть» ее производству и рынку труда.
Проведенный анализ научных исследо
ваний последних лет показал, что внима
ние ученых и практиков в этой сфере при
влекали следующие направления:
социальными системами;
ции;
разработка новых концептуальных и
методологических подходов в управлении
проектирование инновационных
структур университетских комплексов и
определение целесообразности их реализа
апробация функциональных, инсти
туциональных, технологических, сетевых,
качественных и других моделей развития
университетских комплексов на базе реги
ональных вузов;
установление оценочнокритериаль
ной базы для определения статуса, ресур
сов и характеристик регионального универ
ситетского комплекса;
проблемы повышения потенциала
университетского комплекса, эффективно
сти его функционирования, конкуренто и
Университетский
комплекс
и инновационный
потенциал региона
«конкордоспособности» (термин М.Лука
шенко), а также рейтинга, уровня и масш
таба влияния;
прогнозирование перспектив разви
тия университетских комплексов в различ
ных социальноэкономических ситуациях.
Одним из эффективных механизмов
конструктивного взаимодействия региона
и университетского комплекса стала раз
работка инновационных программ регио
нальных университетских комплексов, ос
нованных на анализе интегративных ресур
сов и потенциала, разработке стратегии,
тактики и моделей развития.
Инновационная образовательная про
грамма Оренбургского государственного
университета представляет собой страте
гию развития университетского комплекса
как фактора повышения инновационного и
образовательного потенциала региона. Ак
туальность такой программы основана на
анализе инновационного и образовательно
го потенциала Оренбургской области, про
гнозе развития рынка труда и образова
тельных услуг региона, исследовании со
стояния и перспектив развития универси
тетского комплекса ОГУ.
Оренбургская область обладает сложив
шейся системой регионального производ
ства, развитие которой возможно на основе
внедрения достижений науки, широкого
применения экономических знаний, рацио
нального природопользования, здоровье
сбережения, активизации информационных
технологий и выхода на международные
рынки технологий, производства и образо
вания. Обладая разнообразными по составу
и значительными по масштабу природными
Стр.3