Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Высшее образование в России

Высшее образование в России №6 2006 (190,00 руб.)

0   0
Страниц169
ID212524
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2006 .— №6 .— 169 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212524 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ <...> Академическая и профессиональная квалификации (Болонский процесс и российское законодательство) ...................... 6 <...> осударственный совет вновь вернулся к теме образования: в связи с задачами реH ализации национального проекта сфера обH разования сейчас находится в центре интеH ресов высшего руководства страны, при том что решения предыдущего Госсовета, соH стоявшегося пять лет назад, оказались выH полнены далеко не полностью. <...> Почти все участники сходились во мнеH нии, что концептуально наша система обраH зования «лучшая в мире»: не хватает лишь какихHто организационных нюансов, чтобы она вернула былой престиж. <...> Однако за исH текшее время позиции отечественного обH разования на мировом рынке основательно пошатнулись. <...> Главное же заключается в том, что обH разование в современных условиях выстуH пает не только как необходимое условие развития общества и государства, но и само по себе становится мощной отраслью экоH номики, от успешного функционирования которой во многом зависит состояние всей экономики страны. <...> Нужен именно рыH ночный механизм, и Сергей Леонидович Катанандов в своем выступлении предлоH жил в качестве такового систему контрак тных отношений: «государство – вуз – обуH чающийся», значительно увеличивающую эффективность вложения ресурсов в сисH тему образования. <...> Речь идет о таком кредитовании обуH чающихся, при котором деньги возвращаH ются государству. <...> Между тем на тот момент в МоскH ве насчитывалось всего три педагогических вуза, а сейчас их около десяти, но острота проблемы не уменьшается, ибо тот мехаH низм, который заложен в основу подготовH ки кадров, остался прежним – социалистиH ческим, а экономика, в которую они выпусH каются, – уже рыночная. <...> Нынешняя систеH ма оплаты, к сожалению, не мотивирует их повышать квалификацию. <...> ПредH ставители Минобрнауки и Рособразования заверяют, что количество бюджетных мест, выделяемых для непрофильной <...>
Высшее_образование_в_России_№6_2006.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года В. ЗЕРНОВ. Образование и общество: поиск языка взаимопонимания ....3 Л. ГРЕБНЕВ. Академическая и профессиональная квалификации (Болонский процесс и российское законодательство) ......................6 А. НОВИКОВ. Наука и практика сегодня .................................................16 В. ГУРТОВ, С. СИГОВА. Контингент студентов и государственные гарантии....................................................................22 А. ГРЕТЧЕНКО. Автономизация вузов России и Болонский процесс ..............................................................................25 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ И. АРТЮШИНА. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда ........................................................................................28 А. ОСИПОВ, Н. МАТВЕЕВА, В. ТУМАЛЕВ. О научной и профессиональной компетенции в социологии образования ........32 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ М. РОЗЕНОВА. Ценность любви в представлениях современных студентов.........................................................................38 Инновации – ресурс развития университета ................................ 42 Ю. ЧЕБОТАРЕВСКИЙ, В. АТОЯН. СГТУ: трансформация на основе науки ..........................................................................................................48 А. СЛЕПУХИН, Л. КОСТЮЧЕНКО. Инженерное образование в свете Болонского процесса ...................................................................56 Т. ОДИНЦОВА. Отдел маркетинга в инновационном вузе ..................65 А. БОЛЬШАКОВ. Интеллектуальные автоматизированные обучающие системы: методология создания .....................................70 О. ДОЛИНИНА. Gridтехнологии в управлении вузом .........................76 С. ФЕДЮНИНА. Проводник ценностей мультикультурализма ..........81 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Б. САЗОНОВ, Ю. САЗОНОВА. Финансовая поддержка студентов: франчайзинговая модель .......................................................................85 Н. ЗВЕРЕВА, С. ШЕВЧЕНКО, О. КАТКОВА. Подготовка выпускника к социальной и профессиональной мобильности .............................89 Д. ТРУНОВ. О гуманизации бизнесобразования ..................................93 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова Л.Ю. Одинокова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова зам. председателя редколлегии, обозреватель Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов К. А. Рыбалко Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrus@hiedu.ru Подписано в печать с оригиналмакета 20.05.2006 Усл. п. л. 12. Тираж 2650 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Заказ № © «Высшее образование в России» В. КРУЧИНИН, И. ВИНОГРАДОВА. Рынок образовательных услуг: стратегия расширения ... 97 И. КУРАМШИН, В. ЧИСТОУСОВ. Дополнительная военнопрофессиональная подготовка в инженерном вузе .............................102 М. БОТОВ. Научнометодическое обеспечение военногражданского образования ......................107 ВОЕННАЯ КАФЕДРА ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ О. ОЛЕЙНИКОВА, А. МУРАВЬЕВА. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза .......111 А. ФАТЕЕВА. Екатерина II как писатель.................121 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КРУГОЗОР Б. ТЕБИЕВ, С. КУЛИНА. Гражданином быть обязан… ....................................................................133 Н. РУМЯНЦЕВА. Педагогические советы Сперанского .............................................................146 Л. КАРТАШОВ. Как внедрять вузовские научные разработки ................................................151 В. ДЕНИСОВ, Н. СЕРЕБРЕННИКОВА, В. МОРОЗОВ. Опыт подготовки специалистов химиков: многоуровневая система .......................153 О. ПЛОТНИКОВА, В. СУХАНОВА. Практикум по физике в экономическом вузе ..........................155 М. КОЧЕТКОВ. Нужен здоровый консерватизм...157 Н. БЕРКИН, В. ИВЕНИНА, В. МОНЖИЕВСКАЯ. О проблемах географического образования ........... 160 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ А. ХЛЕБНИКОВ, А. ХМЕЛИНИН. VI школьные Харитоновские чтения ............................................163 Е. МАЛЮГА. Деловое общение: лингвистические аспекты......................................................................166 В. ШИЛЬНИКОВА. Новая серия..............................167 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ В. ЗЕРНОВ, профессор, ректор Российский новый университет Г Образование и общество: поиск языка взаимопонимания осударственный совет вновь вернулся к теме образования: в связи с задачами ре ализации национального проекта сфера об разования сейчас находится в центре инте ресов высшего руководства страны, при том что решения предыдущего Госсовета, со стоявшегося пять лет назад, оказались вы полнены далеко не полностью. Данный факт подчеркивался и в ходе подготовки доку ментов, и на самом заседании. В выступле нии С.Л. Катанандова был проведен анализ основных положений, которые не были выполнены, но не потеряли своей актуаль ности. Они нашли свое отражение в докла де Рабочей группы, представленном на рас смотрение Президента РФ. Пять лет назад главной темой дискуссий на заседаниях Рабочей группы был вопрос: российское образование – лучшее в мире или нет? Почти все участники сходились во мне нии, что концептуально наша система обра зования «лучшая в мире»: не хватает лишь какихто организационных нюансов, чтобы она вернула былой престиж. Однако за ис текшее время позиции отечественного об разования на мировом рынке основательно пошатнулись. Наверное, дело всетаки в том, что необходимы серьезные системные изменения, а стратегия «немножко подре монтировать, подладить, и все пойдет как надо» – уже невозможна. Главное же заключается в том, что об разование в современных условиях высту пает не только как необходимое условие развития общества и государства, но и само по себе становится мощной отраслью эко номики, от успешного функционирования которой во многом зависит состояние всей экономики страны. Поэтому экономичес кие отношения в образовании должны быть адекватны современному состоянию народ ного хозяйства и являться стимулом к его развитию. Если посмотреть с проектных позиций, то система образования, которая готовила блестящие кадры в тоталитарном государ стве для индустриальной экономики, не может так же эффективно работать и в постиндустриальном государстве с рыноч ной экономикой и демократическим уст ройством. Рассмотрим некоторые проблемы, выз вавшие серьезное обсуждение на Госсовете. Одна из них – распределение выпуск ников. Представители различных СМИ неоднократно озвучивали предложения сделать «отработку» молодых специалис тов обязательной. Однако в условиях ры ночной экономики, по твердому убежде нию большинства участников Рабочей груп пы, эта идея утопична. Нужен именно ры ночный механизм, и Сергей Леонидович Катанандов в своем выступлении предло жил в качестве такового систему контрак тных отношений: «государство – вуз – обу чающийся», значительно увеличивающую эффективность вложения ресурсов в сис тему образования. При условии одновременного суще ствования рынка платных образователь ных услуг и предложения бесплатных для учащегося образовательных услуг, реали зуемых за счет бюджетного финансирова ния, критерий доступности расчленяется, размывается и в контексте рынка теряет свою определенность. Сегодня в мире нет ни одного государ ства, которое решало бы проблемы систе
Стр.3