Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №2 2006 (190,00 руб.)

0   0
Страниц172
ID212520
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2006 .— №2 .— 172 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212520 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

8 КРУГЛЫЙ СТОЛ Образовательная среда и бизнес-сообщество – путь к диалогу ..................... 14 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Кубанский государственный университет: в чем секрет успеха? <...> ИТ-образование сегодня: проблемы и перспективы ......... 98 ЮБИЛЕЙ Ставка на интеллект (Интервью с ректором В.И. Трухачевым) ........... 104 Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. <...> (Ìåæäó ÂÒÎ è Áîëîíñêèì ïðîöåññîì) Б урное время перемен последних полутора десятилетий в российском обществе мало затронуло одну из важнейших его сфер – образование. <...> Попробуем показать это с помощью анализа характера образовательной услуги. <...> Образовательная услуга как экономическое измерение образования Основной функцией образования явля- ется передача новым поколениям знаний, умений и навыков (обобщённо – знаний) с целью удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности и общества. <...> По отношению к индивиду передача знаний выступает в виде услуги особого рода – образовательной услуги. <...> Самые распространенные сегодня понятия – «поставщик (провайдер или производитель) и потребитель», «спрос и предложение». <...> Вряд ли нужно доказывать, что игнорирование экономического измерения образования, проявившееся в нашей стране столь своеобразно в виде кратко описанных выше и других мифов, неизбежно ведёт к снижению качества выполнения школами и вузами и других общественно значимых задач, вытекающих из функции образования быть социальным институтом духовно-нравственного развития человека. <...> Выпускник школы часто не знает классической литературы, а это прямой путь к поверхностному знанию или откровенному незнанию национально-культурных корней, ущербной нравственности, аберрации патриотизма, появлению фобий, некритическому восприятию не самого лучшего из чужих культур. <...> В странах с рыночной экономикой формы примирения рынка образовательной <...>
Высшее_образование_в_России_№2_2006.pdf
Журнал издается с 1992 года В. КОЛЕСОВ. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом).................................... 3 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ В. СЕНАШЕНКО, Н. ВОЛОДИНА. ВТО и проблемы высшего образования .. 8 КРУГЛЫЙ СТОЛ Кубанский государственный университет: в чем секрет успеха? (Интервью с ректором В.А. Бабешко) .......................................... 35 А. ГАВРИЛОВ, О. МИРОНОВА. Научноинновационный комплекс университета ................................................................................................... 40 Н. КРАСНОВА. Подтверждаем статус классического… ............................... 44 И. БРЕГЕДА. Роль филиалов в развитии регионов Кубани ............................ 47 И. ШЕВЧЕНКО, К. ЛИТВИНСКИЙ. Инновационные механизмы трудоустройства ............................................................................................. 50 А. ЖДАНОВСКИЙ. Образовательная и научная поддержка инноваций в управлении .................................................................................................... 55 Н. ЯКОВЕНКО. Система «факультет – наукоемкое производство»............ 59 О. АГРОВА. Система довузовского образования в КубГУ ............................. 61 Ю. КОРОБКО. Изобразительное искусство: традиции и современность .... 65 В. МОМОТОВ. Формирование правового сознания молодежи ..................... 69 М. ХУАДЕ. Научная библиотека КубГУ: вчера и сегодня .............................. 70 Н. КРАВЧЕНКО. Вузовская газета в регионе.................................................. 73 Г. ГОВОРОВА. Международное сотрудничество – веление времени ............ 74 Образовательная среда и бизнессообщество – путь к диалогу..................... 14 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА М. АРУТЮНЯН. Идея «корпоративного духа» в образовании: методологический анализ .............................................................................. 78 В. НЕЧАЕВ. Опыт построения рейтинговых показателей вузов.................... 82 Е. ВОЛОДАРСКАЯ. Студенчество и наука: анализ социальных представлений ............................................................... 90 П. КУБРУШКО. Профессиональнопедагогическое образование: вопросы теории .............................................................................................................. 96 О. ДОЛИНИНА. ИТобразование сегодня: проблемы и перспективы......... 98 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Ставка на интеллект (Интервью с ректором В.И. Трухачевым) ...........104 ЮБИЛЕЙ
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова Л.Ю. Одинокова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова зам. председателя редколлегии, обозреватель Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов К. А. Рыбалко Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrus@hiedu.ru Подписано в печать с оригиналмакета 20.01.2006 Усл. п. л. 12. Тираж 2800 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Заказ № © «Высшее образование в России» Ю. ЛОБЕЙКО, Н. ЗАРУБИНА. Интеграция образования, науки и производства .....................110 М. ВОРОНИН, Е. ХОХЛОВА. Качество – стратегия XXI века..................................................................114 И. ЛЯКИШЕВА. Экономический факультет открывает двери в будущее ..................................118 Т. РОЗОВА, В. ИВАШОВА. Современная стратегия управления качеством в вузе...............122 В. МОРОЗОВ, С. СОТНИКОВА. Путь в большую науку .......................................................................125 Н. ВОРОБЬЕВ. МиниБанк .......................................128 С. ТАРАСОВА, Е. ТАРАНОВА. Становление специалиста: психологопедагогический мониторинг .............................................................129 И. МАКЛАКОВ, И. КАРГАЛЕВ. Мы вместе сможем сделать больше ........................................133 Н. КУЛЬКИН. Издательство «АГРУС» ..................136 В. ЕРОХИН. Международное сотрудничество СтГАУ: успехи и перспективы ..............................139 А. СМОРОДИНА. Доступность, открытость, качество, эффективность! .....................................142 В ПОМОЩЬ АСПИРАНТУ М. РОЗОВ. Неклассическая наука и проблема объективности знания ...........................................145 КРУГОЗОР Л. ГРИБОВ. Россия и Европа ....................................155 Г. КУРГАН. Отечественная история: смена парадигмы...............................................................159 А. ЯКУШЕВ, Д. КАЗНАЧЕЕВ, А. КЛИМОВ. Кого следует называть «знаменитым ученым»? ..........162 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА Ж. ПУСТОВАЛОВА, О. ПЕТРОВА, Л. РЯЗЯПОВА, А. КОЧНЕВ. О формировании коммуникативных умений в техническом вузе ...................................165 Н. ОРЛОВА. Экологическая подготовка офицеров пограничников........................................................167 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ В. КОЛЕСОВ, профессор, декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Б Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) урное время перемен последних полуто ра десятилетий в российском обществе мало затронуло одну из важнейших его сфер – образование. Рынок своим вниманием его, конечно, не обошел, а вот государство из него практически ушло и сегодня плохо себе пред ставляет, как и с чем вернуться. Спонтанные, плохо продуманные и администрируемые за теи вроде ГИФО или ЕГЭ вызвали было не большую рябь на поверхности, однако обра зование в целом остаётся достаточно тихой гаванью, хотя проблем и разрушительных процессов в нём накопилось немало. В любой развитой стране даже в стационарном состо янии примерно раз в треть века происходит обновление или реформа, ключевым словом которой выступает «соответствие» (relevance, pertinence и т. д.) запросам общества. Может быть, и нам подождать лет тридцать, пока придёт понимание того, каким оно, это соот ветствие, должно быть у нас? Только вот нет у нас этих тридцати лет. По двум причинам. Первая: рыночная реформа, хотя и с издерж ками, но состоялась и сильно поменяла об лик страны. Вторая: изменения происходят в условиях глобализации со всеми её вызовами и императивами, игнорировать которые не позволительно. В образовательном сообще стве их принято сегодня отождествлять с Болонским процессом. Думается, что это не совсем так, а точнее, совсем не так. Попробуем показать это с помощью ана лиза характера образовательной услуги. Образовательная услуга как экономическое измерение образования Основной функцией образования явля ется передача новым поколениям знаний, умений и навыков (обобщённо – знаний) с целью удовлетворения разнообразных об разовательных потребностей личности и общества. По отношению к индивиду пере дача знаний выступает в виде услуги особо го рода – образовательной услуги. При всём многообразии воспитательных, культур ных, нравственных, идеологических, соци альных, политических и других аспектов образования «услуга» – экономическая ка тегория, в которой концентрированно вы ражены сложные экономические отноше ния в системе образования. Следовательно, к образовательной услуге применимы эко номические категории – «производство», «потребление», «издержки», «цена», «по лезность», «качество» и т.д. и т.п. Самые распространенные сегодня понятия – «по ставщик (провайдер или производитель) и потребитель», «спрос и предложение». Где спрос и предложение – там и рынок. «Ры нок образовательных услуг» – вполне сло жившееся общеупотребительное выраже ние. Привычным стало и то, что примени тельно к образовательным услугам исполь зуются понятия – «администрирование», «менеджмент», «маркетинг», «техноло гии», «институты», «тарифы» и др. Однако большинство людей видит в об разовании такой общественный институт, который выполняет прежде всего задачи обучения и воспитания личности – физи ческого, нравственного, духовного, патри отического, гражданского. О цене и из держках такого воспитания говорить не принято и, по социалистической традиции, даже неудобно, а многие считают – и про
Стр.3