Система военного обучения в вузах – в интересах
гражданской специальности ................................................................. 77
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. <...> В самом общем плане социальные стратегии можно естественным образом разделить на адаптивные и локомотивные (или,
если угодно, продвигающие). <...> В противоположность этому локомотивные стратегии предполагают мысленное дистанцирование
субъекта от наличных обстоятельств, что
позволяет ставить задачи по их преобразованию. <...> 9
Таким образом, в целом можно сказать,
что локомотивные стратегии являются базовыми, а адаптивные – дополнительными. <...> Локомотивные стратегии непосредственно
соотносятся с поступательным движением
«потока истории». <...> В течение нескольких десятков лет проблемой непрерывного развития содержания, форм и методов подготовки преподавателей инженерных вузов последовательно и серьезно занимается основанное профессором Адольфом Мелецинеком (Австрия, 1972 г.) Международное Общество по
инженерной педагогике (IGIP). <...> В настоящее
время президентом IGIP является профессор Федерико Флюкегер (Швейцария). <...> В период с 27 сентября по 1 октября 2004
года в Швейцарии состоялся организованный Правлением IGIP 33-й ежегодный
Международный симпозиум по инженерной педагогике. <...> Значительное внимание было уделено новым технологиям в области дистанционного образования и вопросам поддержки исследований в области инженерного образования. <...> Самым активным коллективным участником симпозиума явилась российская делегация, возглавленная президентом Российского мониторингового комитета IGIP,
ректором МАДИ (ГТУ), чл.-корр. <...> Россия
продемонстрировала высокий уровень разработки теоретических аспектов инженерной педагогики и значительные достижения в области практических приложений. <...> Дело в том, что одна из главных
целей проекта – это международная интеграция <...>
Высшее_образование_в_России_№2_2005.pdf
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А. АНДРЕЕВ. Знания или компетенции? .....................................................3
З. САЗОНОВА. Кто он, инженер будущего? (Интервью с академиком
Ю.В. Гуляевым) ........................................................................................12
К. ЩУРИН. О структуре непрерывного профессионального
образования .............................................................................................20
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
В. ВЕРЯСКИНА. Динамика развития человеческого потенциала и
приоритеты высшего образования ......................................................29
В. ЕЛИСЕЕВ. Технологии формирования рефлексивной культуры
учителя ......................................................................................................37
К. КУРБАКОВ. «Совмещенная система» ..................................................41
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Мал золотник, да дорог (Интервью с ректором АГНИ) ............. 44
А. ЕМЕКЕЕВ. Альметьевский нефтяной: итоги и перспективы...........48
А. ИВАНОВ. Информационные технологии в подготовке
специалистов нефтяного профиля.......................................................52
В. ФРОЛОВА. Наука и производство: региональный контекст ...........56
Р. РАХИМОВА. Молодежная политика и социальное развитие
студентов ..................................................................................................60
Л. АДЛЕР. От вечернего факультета – к институту ............................66
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ, А. ОВЕЧКИН. Вопросы формирования государ
ственной военнообразовательной политики ...................................70
А. ТАРАСОВ. Система военного обучения в вузах – в интересах
гражданской специальности.................................................................77
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель
редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Редакция:
зам. главного редактора
Н. П. Огородникова
ответственный секретарь
Е. А. Гогоненкова
зам. председателя
редколлегии, обозреватель
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
А. М. Банкетов
К. А. Рыбалко
Корреспондент:
Ю. Г. Седова
Художник: С. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: 2089304.
email: vovrussia@umail.ru
Подписано в печать
с оригиналмакета 20.01.2005.
Усл. п. л. 13. Тираж 2550 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». 127650,
Москва, ул. Прянишникова,
д. 2а. Заказ №
© «Высшее образование
в России»
С. ФИЛЬКОВ. «Оптимизация» военных
кафедр ................................................................. 79
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В. РАБИНОВИЧ. Мои энциклопедии................... 84
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Т. ЧУМАКОВА. Наука в российских
университетах (вторая половина XIX в.) ... 103
А. АНДРЕЕВ. «Национальная модель» универси
тетского образования: возникновение и
развитие ............................................................ 110
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Л. ГРЕБНЕВ, В. ПОПОВ. Аккредитация и
контроль качества образовательных
программ в США ............................................ 120
ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ
А. КИСЕЛЕВ. Европеец........................................ 134
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
О. РАГИМОВА. Социальное здоровье учащейся
молодежи .......................................................... 146
Г. ЧАНЫШЕВА. О коммуникативной
компетентности ............................................... 148
В. ВВЕДЕНСКИЙ. Учебная программа повышения
квалификации: концептуальные основания .. 151
РЕЦЕНЗИИ
З. КАЛИНИНА, В. ЧЕРНОИВАНОВ. Размышле
ния по поводу Всероссийского совещания.. 153
А. ГАЙКОВ. «Служение Отечеству и долгу».. 157
Л. ЛОГУНОВА. STOP насилию........................... 159
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель
И.С. БОЛОТИН
В.А. БОНДАРЕНКО
В.Н. БУЛАТОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
С.Х. КАРПЕНКОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
Н.И. КУЗНЕЦОВА
А.К. КУСАИНОВ
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.Н. НЕВОЛИН
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.М. СЕРГЕЕВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
И.И. ХАЛЕЕВА
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Г.А. ЯГОДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПР Обсуждаем проблему
АКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А. АНДРЕЕВ, профессор
Московский энергетический
институт (ТУ)
аждая значительная историческая
эпоха вырабатывает свою соб
ственную модель образованности, воп
лощаемую в специфически ей прису
щем типе «образованного человека».
Сегодня рафинированный академизм в
образовании практически у всех вызы
вает растущее чувство неудовлетво
ренности. Вот почему программа мо
дернизации российского образования
немыслима без сильной практической
составляющей, ориентированной на
базовые социокультурные потребнос
ти современного позднеиндустриаль
ного и постиндустриального общества.
В этой связи все чаще возникает вопрос
о формировании в процессе образования
некоторого набора специфических субъек
тных качеств, определяемых как «компетен
тности» и «компетенции». Интерес к этой
теме в российском научнопедагогическом
сообществе нарастает. Но параллельно это
му растет и число вопросов, которые нуж
даются в разъяснении и осмыслении.
Удивительно, но практически ни в одной
из вышедших за последние 34 года работ на
эту тему мы не найдем ни скольконибудь
развернутой диагностики тех реальных ком
петенций, которыми располагают различные
социальнодемографические группы и слои
российского общества, ни качественного и
тем более количественного анализа тех ком
петентностей, которые реально приобрета
ет учащаяся молодежь в российских шко
лах и вузах, ни характеристики сложивших
ся в общественном сознании представлений
о том, какие компетенции должны быть при
сущи образованному человеку. Номенклату
ра компетенций и компетентностей, а также
их содержательные характеристики конст
К
Знания или
компетенции?*
руируются в основном умозрительно, исхо
дя из некой нормативной модели «современ
ного общества». Логическое и предметно
фактическое обоснование в этом случае за
меняется какимито риторическими форму
лами: «соответствие обучения новым фор
мам социальности» (каким?), «формирова
ние готовности и способности к эффектив
ной жизнедеятельности в широком поле
различных контекстов на этапе возрастаю
щей личностной автономии с высокими сте
пенями свободы и обновленными смыслами
и принципами гуманизма» (что это означа
ет?), «реализация посредством образования
призвания жить счастливо в новой энергети
ке социальноморального напряжения» (ну
кто же возразит против счастливой жизни?)
и т.д. и т.п.
Между тем факты сами по себе приме
чательны и к тому же дают немало поводов
для беспокойства. Только, помоему, про
блема реально состоит не в том, что «тради
ционная образовательная культура» не мо
жет дать личности необходимые сегодня
компетенции, а в том, что дезорганизация и
хроническое недофинансирование всех
сфер интеллектуального труда приводят к
утрате тех ключевых (базовых) предметных
и образовательных компетенций, с форми
рованием которых она раньше вполне ус
пешно справлялась (хотя сами термины
«компетентность» и «компетенция» при
этом могли не использоваться).
Например, уже не только профессора и
преподаватели, но и некоторые наиболее
добросовестные студенты со все возраста
ющим беспокойством отмечают сегодня па
дение уровня культурной и языковой ком
*
При поддержке РГНФ. Грант № 0402
00202.
Стр.3