# 3
2001
высшее
образование
в РОССИИ
Научнопедагогический журнал
Министерства образования Российской Федерации
КУРСОМ РЕФОРМ
Б. ЯКОВЛЕВ. В мире новых реальностей ....................................................3
А. ТИХОНОВ, А. ИВАННИКОВ, В. ДОМРАЧЕВ. О подготовке
специалистов по высокопроизводительным вычислениям ................7
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Б. КОРНЕЙЧУК. Налоговое регулирование доходов
в высшей школе ........................................................................................12
Н. БОНДАРЕНКО, Ю. ВЕТРОВ. Образовательная стратегия:
вопросы и проблемы ...............................................................................15
О. ОСИПЕНКО, А. ПРОВОРОВ, О. ПРОВОРОВА. Дополнительные
квалификации в вузе...............................................................................24
ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ
Ю. КИРИЛЛИНА. Сегментирование рынка
образовательных услуг ..........................................................................30
А. ДОРОФЕЕВ. Опыт выпуска учебной литературы ...............................33
Н.ЗВЕРЕВА, О. ПОПОВА. Каким быть курсу
предпринимательских дисциплин?.......................................................38
А. ФЕДОРОВ, Н. ДУДКИНА, Н. АСЕЕВ. Оценка мастерства
преподавателя ..........................................................................................41
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Э. СОСНИН, Б. ПОЙЗНЕР. «Экологический
изобретатель» (Полидисциплинарный проект).................................47
Т. ГОМЗА. Нарратив в лекции ....................................................................53
В. СЕНАШЕНКО, Н. СЕНАТОРОВА. Аспирантура как
образовательная программа..................................................................58
ВЫСШАЯ ШКОЛА: ГЕНДЕРНАЯ ПАРАДИГМА
Л. РОМАНЕНКО. Политика – искусство согласия: гендерный
аспект.........................................................................................................67
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии
В. М. Жураковский
Главный редактор
Б. Г. Яковлев
Редакционная коллегия:
В. А. Зернов
В. Г. Кинелев
В. В. Козлов
Л. П. Кураков
Г. В. Майер
Э. А. Манушин
А.М. Матвеенко
В.Л. Матросов
С. В. Мищенко
Ю. А. Новиков
М. А. Пальцев
Н. Д. Подуфалов
В. М. Приходько
В. П. Савиных
В. А. Садовничий
П. Д. Саркисов
А. Ф. Хохлов
А. М. Цыганенко
В. Д. Шадриков
Редакция:
заместитель главного
редактора Н.П. Огородникова
ответственный секретарь
М. Б. Сапунов
Редакторы:
А. М. Банкетов,
С. Ю. Ахмаков
(компьют. верстка)
Художник: С. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 309.
Тел./факс: 2089304.
Подписано в печать
с оригиналмакета 31.05.2001.
Формат 70´100/16.
Бумага офсетная.
Усл. п. л. 13. Тираж 2200 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом».
127550. Москва,
ул. Прянишникова, д. 2а.
Заказ №
Е. ТРОФИМОВА. Словарь гендерных
исследований...................................................... 72
МИР И МЫ
Е. ГАЛИЦКИХ. Интеллигентность – основа
становления будущего педагога ..................... 79
В. БАРАННИКОВ. Русская интеллигенция:
родовая миссия .................................................. 86
КРУГОЗОР
Б. ЯКОВЛЕВ. Язык мой........................................... 95
А. ЕРМАКОВА. Русский мат как феномен
культуры .......................................................... 104
НА ВЫСОТАХ ДУХА
Л. ГОЛУБЕВА. «Взыскание погибших»
(Проза Андрея Платонова) ........................... 113
К. КИСЕЛЕВ. «Сказ о минувшей войне» ........... 119
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Л. БУХАРАЕВА. Диалогическая педагогика
Пауло Фрейре .................................................. 122
А. ИВАНОВ. Культура учебного
книгоиздания.................................................... 127
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
С. ДВОРЕЦКИЙ, В. ТАРОВ, Е. МУРАТОВА
Информационные технологии в подготовке
инженеров......................................................... 130
Т. СОРОКИНА. Компьютер в деловых
играх .................................................................. 135
В. ЛЕОНТЬЕВА, М. ЩЕРБИНА. Компьютери
зация и «креативная педагогика» ................ 138
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В. ЗМЕЕВ. Зарождение сельхозобразования
в России ............................................................. 142
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
В. ТАЛАНОВ. Образование и культура
толерантности .................................................. 150
Л. ГОСТОМЫСЛОВ. Тестирование: плюсы
и минусы............................................................ 152
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
Т. ДАВЫДОВА. Литература и менталитет ........ 155
Э. ЛАВРИК. О важном и нужном Словаре ....... 157
Стр.2
КУРСОМ РЕФОРМ
Б. ЯКОВЛЕВ, публицист
щущение жизни как непрерывной
новизны – вот, пожалуй, то состо
яние, которое испытывает каждый
мыслящий человек, прислушиваясь к
историческому ходу времени, загляды
вая в перспективы личного и обще
ственного жизнеустройства. И замеча
ет при этом, что благодать на старте
нового века, равно как и стремление
наполнить повседневность достойным
смыслом, дается совсем нелегко. Судь
ба по мере развития цивилизации пре
подносит совершенно неожиданные
социальные и прочие сюрпризы, кото
рые надо понять и истолковать, оце
нить их созидательные или разруши
тельные последствия.
О
Что касается практической реакции
на подобные неожиданности, то одно
значного ответа здесь, как правило, не
бывает. Хотя, как писал Ежи Лец, все
гда найдутся эскимосы, которые разра
ботают для жителей Конго инструк
цию, как вести себя во время жары.
Но что определенно растет в цене,
когда мы имеем дело с миром ускоряю
щихся изменений, так это прежде все
го наша способность воспринимать но
вые идеи, потребность видеть новое в
жизни и людях. В просторечии это на
зывается чувством нового.
Для тех, кто профессионально
включен в образовательное сообще
ство, это свойство можно смело отнес
ти к числу знаковых, судьбоносных. С
ним напрямую связана эффективность
всех образовательных структур, их ес
тественнонаучная, техническая и, ко
нечно же, гуманитарная, духовно
нравственная состоятельность.
В мире новых
реальностей
Вот почему новые вызовы времени
не терпят ни растерянности и смятения
перед возникшими проблемами, ни без
думного фрондерства. Довольно поза
бытый Маркс, размышляя о возможной
надписи перед входом в науку в предис
ловии к «Капиталу», не случайно цити
ровал Данте: «Здесь нужно, чтоб душа
была тверда, здесь страх не должен по
давать совета».
Разработка научной стратегии, свя
занной с сохранением и увеличением
интеллектуального потенциала страны
в его рациональном, психоэмоциональ
ном и деятельностном аспектах, требу
ет именно такой твердости и такого
бесстрашия.
Кто скажет, к примеру, что практи
ка овладения знаниями и умениями
«идущими вслед», именуемая учебным
процессом, становится проще и легче?
О других предметных уроках быстро
текущей жизни говорить не приходит
ся: их обилие, неординарность и про
тиворечивость сопровождают среду
образования всю ее жизнь, насчитыва
ющую самое малое – три века!
И все же то, что произошло и про
исходит с высшей школой на стыке двух
веков и тысячелетий, требует особого
внимания; не нами сказано – будущее
прорастает в прошлом, а настоящее
состоит из причудливых сплетений тра
диционного и новаторского начал.
Право же, все эти «тонкости» стоили
того, чтобы распознать их глубокий
реальный смысл – и для пользы дела, и
для осознания личной заинтересован
ности в успехе последнего.
Рискую высказать несколько сооб
Стр.3