Кадровая политика в высшей
школе: проблемы и тенденции
7 <...> Анализ полученной в процессе опроса информации начнем с описания престижа инженерных профессий, так как
именно этим во многом определяются
возможности приема в вузы на конкурсной основе талантливой молодежи и отн о ш е н и е с т у д е н т о в к процессу своей
профессиональной подготовки. <...> Д а н н ы е исследования п о к а з ы в а ю т
весьма существенное снижение статуса
инженерных профессий в российском обществе. <...> Это резко контрастирует
с мнением зарубежных участников симпозиума, среди которых представители
развитых стран в 65,2%, а по странам с
переходной экономикой в 100% случаев
отметили достаточно высокий престиж
инженерных профессий, а, следовательно, и высшего технического образования
в их обществе. <...> Падение рейтинга инженерных профессий среди других, весьма модных сегодня специальностей, объясняется катастрофическим положением в отраслях
материального производства и научнотехнической сфере, а также высоким показателем безработицы и низким уровнем оплаты труда. <...> В виду высокого уровня сложности
профессионально-образовательных программ подготовки специалистов инженерного профиля недостаточно строгий
о т б о р абитуриентов на вступительных
экзаменах приводит к увеличению количества студентов, отчисляемых за академическую неуспеваемость. <...> С переходом на новые профессионально-образовательные стандарты общий
уровень сложности программ подготовки специалистов инженерного профиля
в среднем практически не изменился, так
как по одним направлениям, специальностям и дисциплинам он несколько по-
4
Высшее образование в России fte 2 , 1 9 9 9
Таблица 1
Таблица 2
Оценка слабых мест в подготовке
специалистов-выпускников
технических вузов,%
Оценка эффективности системы
селективного отбора абитуриентов,
поступающих в инженерные вузы
России,%
Вузы
Москвы
Вузы
регионов
России <...> 2 позиции в значительно меньшей степени (14-10%) отмечались з а р у б е ж н <...>
Высшее_образование_в_России_№2_1999.pdf
ВЫСШЕЕ
2
ОБРАЗОВАНИЕ
1999 в РОССИИ
Научно-педагогический журнал
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
КУРСОМ РЕФОРМ
В. ЖУРАКОВСКИЙ, В. ПРИХОДЬКО, И. ФЕДОРОВ. Инженер на рынке труда
(Опыт экспертного анализа)
В. КОРОЛЬКОВ, В. ВЗЯТЫШЕВ, Л. РОМАНКОВА. Кадровая политика в высшей
школе: проблемы и тенденции
Р. ФАТХУТДИНОВ. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема
A. ПРОВОРОВ, 0. ПРОВОРОВА, Н. СЕНАТОРОВА. О роли магистратуры и
аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров
ИЗУЧАЕМ ПРОБЛЕМУ
Г. СИЛЛАСТЕ. Социологический инструментарий финансиста
B. БУГЛАЕВ, О. ГОРЛЕНКО, В. ПОПКОВ. Регион и вузовская наука
В. НАДЕЛЯЕВ, И. БОГОМАЗ, Л. МИХАЙЛЕНКО, С. КУХТЕЦКИЙ. Технологические
ресурсы обучения
Н. УШАКОВА, А. УШАКОВ. Обобщенная модель преподавания
М. ШИНКАРЕВА. Полифония в педагогическом ракурсе
В. КАЧАЛОВ, Б. ПРУДКОВСКИЙ. По поводу оценки качества
МИР И МЫ
В. ТАЛАНОВ. Человек в мире техники
М. ГРОМКОВА. Позиции и амбиции
А. ДОЛГОВ. Архитектоника науки
ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ
В. СЕНАШЕНКО. О Перечне направлений подготовки
76
59
61
72
30
36
41
44
48
54
3
7
18
23
Стр.2
Учредитель:
Министерство общего
и профессионального
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован
в Министерстве печати
РФ Per. св. № 735
от 14 марта 1991 г.
Председатель
редколлегии
В. М. Жураковский
Гпавный редактор
Б. Г. Яковлев
Редакционная коллегия:
В. А. Зернов
В. Г. Кинелев
B. В. Козлов
Н. В. Колкунов
Г. В. Майер
Э. А. Манушин
C. В. Мищенко
Ю. А. Новиков
М. А. Пальцев
Н. Д. Подуфалов
В. М. Приходько
В. П. Савиных
В. А. Садовничий
П. Д. Саркисов
А. Н. Тихонов
А. Ф. Хохлов
A. М. Цыганенко
B. Д. Шадриков
Г. К. Шестаков
Художник
А. П. Янушкевич
Компьютерная верстка
Е. В. Овчинниковой
Над номером работали:
М. Губина
А. Колодин
М. Сапунов
Е. Смехова
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. Садовая-Спасская,
д. 6, комн. 309.
Тел.: 208-93,-04.
Факс: 207-38-65
Подписано в печать с
готового оригиналмакета
22,03.99.
Формат 70x100/16.
Бумага офсетная.
Усл. п. л. 13. Тираж 3500.
Отпечатано в Московской
тип. Na 2 РАН. 121099,
Москва, Шубинский пр.
д. 6. Заказ №584
Е. ГАЛИЦКИХ. Экзамен в педагогическом университете
Т. ТЕРЮКОВА. Экономическое обучение педагога
Л. ЗАНИНА. Проверка знаний или поиск истины?
А. БЕЛЯЕВ. Против индивидуальности?
И. СМИРНОВА, С. СМИРНОВ. Еще раз о педагогике
Ф. ВЕСЕЛКОВ, С. АЛЕКСАНДРОВ. Приобщение к науке
И. ПЕТРОВ. Пусть каэдый решает сам
Е. СМИРНОВА, Л. СТУПНИКОВА. В профиль и анфас
Л. ВЯЗОВСКИЙ. Вуз как автономная система
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Ф. РУСИНОВ, М. МАГОМЕДОВ. Время экономистов
М. ГАРУНОВ. «Стремление к деятельности и стремление
к свободе неразрывны»
А. ЧЕНЦОВ. О бизнесе образовательных услуг
В МИРЕ УЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Г. РУДАКОВА, С. ЯКИМОВ. По информационным
технологиям
Н. КАМОРДЖАНОВА. С учетом меняющихся условий
Е. ПОПОВ. В издательском контексте
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
А. МОМОТ, В. ЧЕРНЕТА. Министр эпохи Великих реформ 134
Г. ВУЛИСАНОВА. Первый ректор Московского университета 153
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
Ю. ДМИТРИЕВ. Державные скрепы России
КНИЖНАЯ ПОЛКА
158
58,160
124
129
131
111
117
120
82
87
93
97
100
104
106
107
110
Стр.3