(64)
(июль—сентябрь)
2011
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования и науки
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ФГБОУ ВПО
«Мордовский
государственный
университет
им. <...> Интеграция
процесса генерации новых знаний и коммерциализации
результатов научно-исследовательской деятельности
в национальном исследовательском университете ............................ 3 <...> Практика разработки комплексного
прикладного политологического исследования
(на примере темы «Политические механизмы территориального
управления в современной России») ................................................ 14 <...> Конфликтологическая подготовка будущего
специалиста по управлению: интегративный подход ..................... 20 <...> Интеграция семейной и образовательной среды как важнейшее условие успешной
социально-педагогической адаптации леворуких детей (исследовательский аспект) ....................... 85 <...> Эмоциональное выгорание в контексте переживания возрастного кризиса
педагогами. <...> Исследование процесса восприятия окказиональных фразеологических единиц
в психолингвистическом эксперименте на материале генетически неродственных языков........... 114 <...> С нашей точки зрения, коммерциализация результатов НИД представляет собой сложный многоуровневый
процесс, при котором новые идеи и знания обретают материальную оболочку,
потребительские характеристики новых
продуктов или технологий. <...> Одним из ключевых приоритетов в данной области является коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности университета. <...> Таким образом, коммерциализация
результатов НИД — это сложный многоступенчатый процесс, при котором новые знания, полученные в результате
научных исследований, обретают материальную оболочку и реализуются на
рынке в качестве нового продукта. <...> 8
№ 3, 2011
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ
АССОЦИАЦИИ ФИННО-УГОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ* <...> В. Н. Задорожный, А. Ю. Тимофеев
(Сыктывкарский государственный университет)
Приводится <...>
Интеграция_образования_№3_2011.pdf
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
C. Ì. Вдовин (ãëàâíûé ðåäàêòîð)Ã. À. Балыхин
Ñ. Â. Гордина (îòâ. ñåêðåòàðü)Â. Â. Кадакин
Â. Â. ÊîíàêîâË. Ï. ÊóðàêîâÂ. È. ÊóðèëîâÍ. Ï. Макаркин
Â. Ë. ÌàòðîñîâÀ. Â. Никитов
С. В. Полутин (зам. главного редактора)В. П. Савиных
Í. Å. Фомин
Научно-методический
журнал
¹3
(64)
(июльсентябрь)
2011
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования и науки
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ФГБОУ ВПО
«Мордовский
государственный
университет
èì. Í. Ï. Îãàð¸âà»
Издается с января
1996 года
Выходит 1 раз
в квартал
Адрес редакции:
430005, ã. Ñàðàíñê,
ул. Большевистская, 68
Телефон:
(834-2) 48-14-24
Факс:
(834-2) 48-14-24
e-mail:
inted@mail.ru
http://edumag.mrsu.ru
Подписной индекс
в каталоге Агентства
«Ðîñïå÷àòü» 46316
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Â. Ï. Андронов Î. Ã. Беломоева Þ. Â. Варданян
Í. È. Воронина Í. Ä. Гуськова Ì. È. Ломшин Í. È. Мешков
Â. À. Ïèñà÷êèí Ã. È. Саранцев Â. Ï. Фурманова Â. Â. Шигуров
СОДЕРЖАНИЕ
Модернизация образования
Ñ. Ì. Âäîâèí, Ä. Â. Îêóíåâ, È. À. Головушкин. Интеграция
процесса генерации новых знаний и коммерциализации
результатов научно-исследовательской деятельности
в национальном исследовательском óíèâåðñèòåòå............................ 3
В. Н. Задорожный, А. Ю. Тимофеев . Механизмы реализации
совместных образовательных пограмм в рамках Ассоциации
финно-угорских óíèâåðñèòåòîâ........................................................... 9
Академическая интеграция
И. В. Бахлов, И. Г. Напалкова. Практика разработки комплексного
прикладного политологического исследования
(на примере темы «Политические механизмы территориального
управления в современной Ðîññèè») ................................................14
Н. Е. Серебровская. Конфликтологическая подготовка будущего
специалиста по управлению: интегративный подход .....................20
Е. В. Заварцева. Определение интегративных признаков системной
модели управления проектами в рамках подготовки ýêîíîìèñòîâìåíåäæåðîâ....................................................................................26
Ã.
В. Милованова, И. В. Харитонова. Исследование готовности
к осуществлению самостоятельной учебной деятельности
студентов вуза в условиях интеграции образования .....................33
В. В. Катунова. Экологическое образование и туризм:
пути èíòåãðàöèè....................................................................................38
Н. Г. Попова. Достижение целостности экологического знания
посредством интеграции направлений подготовки специалиста .. 44
Инновации в образовании
Ю. Г. Древс, М. Ю. Иванов. Учет особенностей познавательной
деятельности учащихся при проектировании электронных
ó÷åáíèêîâ............................................................................................... 47
О. Н. Журавлева. Гуманитарносообразная модель учебного
содержания как средство формирования гуманитарности
личности øêîëüíèêà.............................................................................51
С. А. Никишова. Коммуникативные универсальные действия
младших школьников в сруктуре интегрированного урока ........57
Е. А. Бакулина. Проектные домашние задания по математике как
средство интеграции деятельности учителя и ó÷àùèõñÿ............... 60
Л. Н. Шарахова. Управление качеством дополнительного
образования детей с использованием электронной формы
сбора èíôîðìàöèè................................................................................63
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2011
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Философия образования
Ю. В. Лопухова. Толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма
морального сознания ................................................................................................................................... 69
О. Ю. Шишилова. Образовательная деятельность Религиозно-философской академии
в эмиграции ................................................................................................................................................... 74
Д. Н. Мешков. Интеграция субстанционального и функционального подходов к проблеме природы
человека ......................................................................................................................................................... 79
Психология образования
Е. В. Ледяева. Интеграция семейной и образовательной среды как важнейшее условие успешной
социально-педагогической адаптации леворуких детей (исследовательский àñïåêò) ....................... 85
Ю. Н. Дмитриева. Эмоциональное выгорание в контексте переживания возрастного кризиса
педагогами. .................................................................................................................................................... 89
В. В. Соколов. Исследование уровня психологического прогнозирования у аспирантов гуманитарных
ñïåöèàëüíîñòåé.............................................................................................................................................. 94
Образование и культура
Ò. À. Øèãóðîâà. Изучение мордовской вышивки в контексте этнокультуры .......................................... 98
С. В. Кахнович. Психолого-педагогические основы формирования культуры
межличностных отношений у детей дошкольного возраста в процессе занятий
изобразительной деятельностью ............................................................................................................ 103
Филологическое образование
Н. А. Белова, Е. А. Николаева. Мозаика мировых культур в зеркале русской литературы:
интегративный и культурологический подходы к изучению словесности (заметки о русском
видении испанской êóëüòóðû)................................................................................................................. 109
Д. Н. Давлетбаева. Исследование процесса восприятия окказиональных фразеологических единиц
в психолингвистическом эксперименте на материале генетически неродственных языков........... 114
Í. Â. Åãîðîâà. Эссе и совершенствование гуманитарного потенциала личности .................................. 120
Журнал входит в Перечень российских резензируемых
научных журналов, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
Редактор Е. С. Руськина. Корректор Е. С. Cуркова
Компьютерная верстка И. А. Пакшиной
Информационная поддержка Р. В. Карасева
Перевод С. И. Янина
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ¹ 7714191 от 20.12.02.
Территория распространения Российская Федерация.
Подписано в печать 29.09.11. Формат 70 Ч 108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 11,90. Тираж 500 ýêç. Заказ ¹ 3610.
Редакция журнала «Интеграция образования».
430005, Ñàðàíñê, óë. Большевистская, 68.
http://edumag.mrsu.ru
Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография Красный Октябрь».
430005, Ñàðàíñê, óë. Советская, 55à.
2
Стр.2
¹ 3, 2011
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ГЕНЕРАЦИИ
НОВЫХ ЗНАНИЙ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
C. Ì. Âäîâèí, Ä. Â. Îêóíåâ, È. À. Головушкин
исследовательского университета. Предлагаются методические подходы к реализации процесса коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности. Определяются ключевые проблемы реализации
инновационного продукта на рынке.
мерциализации результатов научно-исследовательской деятельности; инновационная деятельность вуза.
Отличительными чертами современной
мировой экономики являются формирование
наукоемких производств, повышение
роли невещественных форм капитала.
Непрерывное освоение новых технологий
для хозяйствующих субъектов
составляет одно из приоритетных векторов
развития. Целенаправленная система
мероприятий по разработке, внедрению,
освоению, диффузии и коммерциализации
новшеств становится нормой
при осуществлении инновационной деятельности,
т. е. в настоящее время экономический
рост не мыслится без современных
решений.
Ключевым фактором в обеспечении
конкурентоспособности отечественных
инноваций в условиях глобальной экономики
знаний выступают научно-исследовательские
организации и ведущие вузы
страны. Не случайно в 2009 г. Правительством
РФ было принято решение о
реализации проекта, направленного на
качественную модернизацию сектора
науки и образования через создание новой
институциональной формы современного
вуза национального исследовательского
университета. Такой университет
должен одинаково эффективно осуществлять
образовательную и научную
деятельность на основе принципов интеграции
науки и образования.
Национальные исследовательские
университеты, являясь источником нового
знания, активно участвуют в инноваКлючевые
слова: национальный исследовательский университет; маркетинговое обеспечение комционном
развитии отечественной экономики.
Их отличительные признаки
способность генерации нового научного
знания на основе широкого спектра фундаментальных
и прикладных исследований,
возможность трансфера технологий
в реальный сектор экономики, наличие
эффективной системы подготовки кадров
высшей квалификации. Особое значение
имеет система профессиональной переподготовки
и повышения квалификации.
С ее помощью обеспечивается трансляция
передовых научных достижений в
практику работы предприятий и организаций
высокотехнологичных секторов
экономики.
Как правило, научно-исследовательская
деятельность вуза сосредоточена
на четырех основных направлениях, к
которым относятся:
фундаментальные и прикладные
научно-исследовательские, опытно-конструкторские
работы в области приоритетных
направлений развития науки и
техники и критических технологий федерального
уровня;
участие в разработке и реализации
федеральных целевых программ;
участие в выполнении обязательств,
предусмотренных межгосударственными,
межправительственными
договорами и другими документами о
научно-техническом сотрудничестве;
подготовка и переподготовка высококвалифицированных
научных кадров
© Вдовин C. Ì., Окунев Ä. Â., Головушкин È. À., 2011
3
(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
Рассматривается процесс генерации новых знаний в инновационной деятельности национального
Стр.3