РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
C. Ì. Вдовин (ãëàâíûé ðåäàêòîð)Ã. À. Балыхин
Ñ. Â. Гордина (îòâ. ñåêðåòàðü)Â. Â. Кадакин
Â. Â. ÊîíàêîâË. Ï. ÊóðàêîâÂ. È. ÊóðèëîâÍ. Ï. Макаркин
Â. Ë. ÌàòðîñîâÀ. Â. Никитов
С. В. Полутин (зам. главного редактора)В. П. Савиных
Í. Å. Фомин
Научно-методический
журнал
¹2
(63)
(апрельиюнь)
2011
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ГОУВПО «Мордовский
государственный
университет имени
Í. Ï. Îãàðåâà»
Издается с января
1996 года
Выходит 1 раз
в квартал
Адрес редакции:
430005, ã. Ñàðàíñê,
ул. Большевистская, 68
Телефон:
(834-2) 48-14-24
Факс:
(834-2) 48-14-24
e-mail:
inted@mail.ru
http://edumag.mrsu.ru
Подписной индекс
в каталоге Агентства
«Ðîñïå÷àòü» 46316
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Â. Ï. Андронов Î. Ã. Беломоева Þ. Â. Варданян
Í. È. Воронина Í. Ä. Гуськова Ì. È. Ломшин Í. È. Мешков
Â. À. Ïèñà÷êèí Ã. È. Саранцев Â. Ï. Фурманова Â. Â. Шигуров
СОДЕРЖАНИЕ
Модернизация образования
Е. А. Неретина, Г. А. Федоренко. Динамические способности вуза
основа создания устойчивых конкурентных преимуществ ............. 3
Þ. È. Íÿøèí, Ò. À. Кузнецова, Ñ. È. Ïàõîìîâ. Проектный метод
как основа повышения эффективности междисциплинарной
подготовки научных кадров ................................................................. 7
Т. А. Щучка. Интеграция науки и производства в подготовке
èíôîðìàòèêà-ýêîíîìèñòà.................................................................... 11
Академическая интеграция
П. А. Кисляков. Профессиональная подготовка будущих педагогов
к безопасной жизнедеятельности в социуме: технологии
интеграции ............................................................................................ 14
А. И. Иргалиева. Самостоятельная работа студентов:
деятельностный подход к определению понятия ........................... 19
А. А. Камьянов. Самообразование студентов в современном вузе
(концептуально-технологический àñïåêò) ........................................ 25
Инновации в образовании
Ì. Þ. ×åðíûøîâ, Ã. Þ. Чернышова, À. Ì. Журавлева.
Инновационный подход к формированию личности школьников
на основе культурно-языковой интеграции (в условиях
обучения дополнительному иностранному ÿçûêó)....................... 30
О. В. Кузнецова. Модель формирования ценностного отношения
к культуре стран изучаемого иностранного языка
у старшеклассников (на примере интегрированного курса
«Èñòîðèÿ, культура и искусство англоговорящих ñòðàí»)......... 36
М. А. Заборина. Экологическое образование: интеграция в учебновоспитательный
процесс учреждений ÑÏÎ.................................... 42
Философия образования
А. Н. Ходусов, С. И. Шуклин. Виртуализация сознания и мышления
как основа формирования профессионального менталитета
будущего специалиста ........................................................................ 45
И. А. Юрасов, О. Н. Юрасова. Религиозная компетенция.
Концептуализация понятия ................................................................ 52
Å. À. Мартынова. Духовность как основа образования .................... 58
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2011
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Н. А. Плугина. Интеграция естественно-научной и гуманитарной культур при реализации идейнопонятийного
подхода в профессиональном образовании ..................................................................... 61
Н. А. Стеклова. Конфликтные поля в рискогенном обществе: интеграция локального и глобального
àñïåêòîâ......................................................................................................................................................... 67
Психология образования
М. Б. Чижкова. Индивидуально-личностные факторы риска нарушений адаптации старших
школьников к образовательной среде ..................................................................................................... 72
Т. И. Саноян. Изучение феномена нравственности через его интегративные социальнопсихологические
показатели ...................................................................................................................... 78
Е. Г. Костенко. Феномен индивидуального познавательного стиля с точки зрения функций
учебно-исследовательской деятельности современных ñòóäåíòîâ...................................................... 84
Н. В. Панова. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших
ïîäðîñòêîâ.................................................................................................................................................... 88
Образование и культура
А. Г. Бурнаев. Балетное искусство и национальное хореографическое образование Мордовии:
проблемы интеграции ................................................................................................................................. 93
В. П. Гришунина. Приобщение студентов к этнокультуре при изучении диалектной лексики
(íà материале названий родства в мокшанском языке и его диалектах) ............................................ 96
Филологическое образование
Н. А. Свищева. Формы и функции глаголов прошедшего времени в «Повести об Улиянии
Осорьиной» (1-ÿ половина XVII â.)....................................................................................................... 101
Е. А. Пестова. Обучение самоконтролю речевых навыков с учетом индивидуальных языковых
способностей (íà материале немецкого ÿçûêà) ..................................................................................... 105
Интеграция образования и воспитания
Круглый стол «Воспитание как ведущий фактор формирования личности:
концепты и äèñêóðñû» .......................................................................................................................... 111
Журнал входит в Перечень российских резензируемых
научных журналов, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
Редактор Е. С. Руськина. Корректор Е. С. Cуркова
Компьютерная верстка И. А. Пакшиной
Информационная поддержка Р. В. Карасева
Перевод С. И. Янина
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ¹ 7714191 от 20.12.02.
Территория распространения Российская Федерация.
Подписано в печать 29.06.11. Формат 70 Ч 108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 11,90. Тираж 500 ýêç. Заказ ¹ 2331.
Редакция журнала «Интеграция образования».
430005, Ñàðàíñê, óë. Большевистская, 68.
http://edumag.mrsu.ru
Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография Красный Октябрь».
430005, Ñàðàíñê, óë. Советская, 55à.
2
Стр.2
¹ 2, 2011
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ВУЗА
ОСНОВА СОЗДАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ
КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
Г. А. Федоренко (Саровский государственный физико-технический
институт)
Е. А. Неретина (Мордовский государственный университет
èì. Í. Ï. Îãàðåâà),
устойчивых конкурентных преимуществ; обосновывается необходимость формирования динамических
способностей вуза.
стратегическое видение; стратегический оппортунизм; динамические способности; ценности.
Быстрота и глубина изменений, происходящих
во внешней среде, диктуют
необходимость поиска и наращивания
высшими учебными заведениями динамических
способностей. Под динамическими
способностями принято понимать
потенциальные способности организации
обновляться в соответствии с
изменениями во внешней среде. Их наличие
у вуза позволяет объединять, создавать,
реконфигурировать его внешние
и внутренние компетенции.
Идея динамических способностей
применительно к компаниям, работающим
в сфере бизнеса, была обоснована
в научных трудах таких известных зарубежных
ученых, как Б. Вернерфельт,
Ã. Õàìåë, Ê. Ê. Ïðàõàëàä, Ä. Äæ. Òèñ,
Г. Пизано, Э. Шуен и др. Она базируется
на синтезе ключевых положений новой
институциональной экономической
теории, социологии, теории сетей, ресурсной
концепции, согласно которым в качестве
источников конкурентных преимуществ
компании рассматриваются
способности последней эффективно взаимодействовать
и интегрироваться с
окружающей бизнес-средой, ее инфраструктурой
и информационным полем.
В условиях усиливающейся конкуренции
на рынках труда и образовательных
услуг высшие учебные заведения также
вынуждены искать источники конкурентных
преимуществ. Необходимость понимания
требований высокоизменчивой
Ключевые слова: высшее учебное заведение; стратегия; устойчивое конкурентное преимущество;
среды побуждает вузы к поиску новых
идей, построению систем и структур
управления, адекватных требованиям
потребителей и деловых партнеров. Конкурентные
преимущества обеспечивают
себе те вузы, которые способны проводить
более восприимчивый анализ внешней
среды, осуществлять постоянный
мониторинг информационно ненасыщенных
областей, обеспечивать стратегическую
гибкость и быструю реализацию
идей предпринимательства. Такие вузы
работают в рамках стратегического рыночного
управления, которое носит проактивный,
упреждающий характер. Их
конкурентные преимущества, как правило,
являются результатом интеграции в
вузе процессов взаимодействия на индивидуальном,
организационном и межорганизационном
уровнях (ðèñ. 1).
Вузам, желающим взять на вооружение
концепцию динамических способностей,
следует по-другому выстраивать
алгоритм конкурентного поведения.
Прежде всего их стратегия должна быть
четко ориентирована на целевые рынки,
т. е. группы потребителей, заинтересованных
в образовательных, научно-исследовательских,
информационно-технологических,
консультационных, экспертных
и других услугах вуза. Кроме того,
компетенции и активы высшего учебного
заведения должны обеспечивать целевым
аудиториям нечто более ценное,
чем им могут предложить конкуренты.
© Неретина Å. À., Федоренко Ã. À., 2011
3
В статье рассматриваются альтернативные подходы к созданию высшими учебными заведениями
Стр.3