(октябрь - декабрь)
№ 4 (73)
2013
научный журнал
УЧРедиТели:
Правительство Республики Мордовия
ФгБоУ ВПо «Мордовский государственный
университет им. н. П. огарёва»
издается с января 1996 года
Выходит 1 раз в квартал
адрес редакции:
430005, Россия, Республика
Мордовия, г. Саранск,
ул. Большевистская, 68
Тел., факс: (834-2) 48-14-24
Подписной индекс в каталоге
агентств «Роспечать» и «Мк-Периодика» 46316
Редакционная коллегия
С. В. Полутин – заместитель главного редактора,
д. соц. н., профессор (Саранск, Россия)
С. М. Вдовин – главный редактор, к. э. н.
(Саранск, Россия)
С. В. гордина – ответственный секретарь,
к. п. н. (Саранск, Россия)
С. к. Бондырева – д. псх. н., профессор, академик Рао
(Москва, Россия)
и. Р. гафуров – д. э. н., профессор (казань, Россия)
Б. а. Жигалев – д. п. н., профессор
(нижний новгород, Россия)
В. В. кадакин – к. п. н., доцент
(Саранск, Россия)
н. П. Макаркин – д. э. н., профессор (Саранск, Россия)
Т. В. Машарова – д. п. н., профессор (киров, Россия)
г. В. Мерзлякова – д. и. н., профессор
(ижевск, Россия)
и. а. носков – д. п. н., профессор (Самара, Россия)
Чаба Фёлдыш – профессор Университета Эрфурта
(Эрфурт, германия)
е. В. Чупрунов – д. физ.-мат. н., профессор
(нижний новгород, Россия)
л. П. кураков – д. э. н., профессор, действительный
член Рао (Чебоксары, Россия)
В. В. конаков – к. т. н., доцент
(Саранск, Россия)
н. В. Бычков – Министр образования
Республики Мордовия (Саранск, Россия)
г. а. Балыхин – д. э. н., профессор (Москва, Россия)
Scholarly journal
FOUNDERS:
Government of the Republic of Mordovia
Federal state-financed academic institution of
higher education “Ogarev Mordovia State University”
Published since January 1996
Goes out trimestral
Editors office address:
68, Bolshevistskaya Str.,
430005, Saransk,
Republic of Mordovia, Russia
Telephone, fax: (834-2) 48-14-24
Subscription index in catalogue
of agencies “Rospechat” and “MK-Periodiсa” 46316
e-mail: inted@mail.ru, inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
EdiTORial BOaRd
S. V. Gordina – Executive editor, Kandidat Nauk degree
holder (Phd) in pedagogics (Saransk, Russia)
S. M. Vdovin – Editor in chief, Kandidat Nauk degree
holder (Phd) in economics (Saransk, Russia)
S. V. Polutin – Deputy editor in chief, doctor of
sociological sciences, professor (Saransk, Russia)
i. R. Gafurov – doctor of economics, professor (Kazan, Russia)
B. a. Zhigalev – doctor of pedagogics, professor
(Nizhny Novgorod, Russia)
N. V. Bychkov – Minister of Education of the Republic of
Mordovia (Saransk, Russia)
engineering, research assistant professor (Saransk, Russia)
l. P. Kurakov – doctor of economics, professor, fullfledged
member of RaE (Cheboksary, Russia)
i. a. Noskov – doctor of pedagogics, professor (Samara, Russia)
Csaba Földes – Professor University of Erfurt
(Erfurt, Germany)
E. V. Chuprunov – doctor of physical and mathematical
sciences, professor (Nizhny Novgorod, Russia)
Журнал входит в Перечень российских рецензируемых
научных журналов, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук,
и международный справочник научных изданий Ulrichsweb Global Serials directory;
индексируется в Российском индексе научного цитирования (Ринц)
© «Интеграция образования», 2013
N. P. Makarkin – doctor of economics, professor (Saransk, Russia)
T. V. Masharova – doctor of pedagogics, professor (Kirov, Russia)
G. V. Merzlyakova – doctor of historical sciences,
professor (izhevsk, Russia)
V. V. Kadakin – Kandidat Nauk degree (Phd) in pedagogics,
research assistant professor (Saransk, Russia)
V. V. Konakov – Kandidat Nauk degree (Phd) in
G. a. Balykhin – doctor of economics, professor (Moscow, Russia)
S. K. Bondyreva – doctor of psychology, professor,
academician RaE (Moscow, Russia)
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. № 4, 2013
Содержание
Модернизация образования
н. и. наумкин, е. П. Грошева, н. н. Шекшаева, В. Ф. Купряшкин. Особенности
подготовки студентов национальных исследовательских университетов
к инновационной инженерной деятельности ........................................................................ 4
Г. Г. Зейналов, Л. В. Стародубцева. Социальное управление инновациями в сфере
профессионального образования (из опыта работы Мордовского государственного
педагогического института им. М. Е. Евсевьева) ...............................................................15
и. н. ефимова. Рейтинги как инструменты интеграции вузов в мировое образовательное
пространство ........................................................................................................................ 20
П. Ю. деменчук. Образовательный кластер как институциональная система интеграции
образования .......................................................................................................................... 27
интеграция образования, науки и производства
С. Э. Майкова, и. а. Головушкин. Малые инновационные предприятия как наиболее
предпочтительная форма коммерциализации вузовских технологий ................................. 31
Ю. В. Мананникова, н. и. Макеев. Институционализация малого предпринимательства
в системе среднего профессионального образования РФ: социологический аспект ........ 40
академическая интеграция
н. о. Колчина. Маркетинг образовательных услуг ................................................................ 48
Л. а. Челмакина, е. н. Сеськина. Проблемы интеграции российских вузов
в мировое образовательное пространство ........................................................................... 52
Г. Б. Кошарная, е. В. Щанина. Особенности обучения пожилых людей ............................ 57
Л. В. Митякина, Т. В. Хромова. Обучение мордовским языкам в условиях депопуляции
финно-угорских народов ..................................................................................................... 62
история образования
М. В. Зелев. Становление системы высшего и среднего технического образования
в Среднем Поволжье в 1928–1932 гг. ................................................................................. 69
и. а. Кубанцева. Переводные книги XIX в., используемые в просвещении мордвы .......... 78
Точка зрения
М. Ю. Чернышов. Об инклюзивном образовании как форме интеграции образования в
интересах инвалидов ........................................................................................................... 84
Круглый стол
Актуальные проблемы преподавания русского языка как государственного в условиях
полиэтнического и поликультурного региона .................................................................... 92
Инновация как парадигма современной культуры .................................................................. 107
ЭкСПеРТный СоВеТ
В. П. андронов, доктор психологических наук, профессор • В. М. арсентьев, доктор исторических наук, профессор
о. г. Беломоева, доктор культурологии, профессор • н. и. Воронина, доктор философских наук, профессор
Ю. а. елисеева, доктор философских наук, профессор • н. и. Мешков, доктор психологических наук, профессор
н. и. наумкин, доктор педагогических наук, профессор • е. а. неретина, доктор экономических наук, профессор
В. а. Писачкин, доктор социологических наук, профессор • г. и. Саранцев, доктор педагогических наук, профессор
Ю. н. Сушкова, доктор исторических наук, доцент• а. а. Сычев, доктор философских наук, профессор
а. Б. Танасейчук, доктор филологических наук, профессор • В. П. Фурманова, доктор педагогических наук, профессор
В. В. Шигуров, доктор филологических наук, профессор
2
Стр.2
IntegratIon of educatIon. № 4, 2013
CONTENTS
Modernisation of Education
N. I. Naumkin, E. P. Grosheva, N. N. Shekshaeva, V. F. Kupryashkin. Special Aspects
of Training the Students of National Research Universities for Innovative Engineering Activities ..... 4
G. G. Zeynalov, L. V. Starodubtseva. Social Management of Innovations in Sphere
of the Professional Dducation (case study of Evsevyev Mordvia State Pedagogical Institute) ... 15
I. N. Efimova. Rankings as a Tool for the Integration of Universities into
the Global Education Space .................................................................................................. 20
P. Yu. Demenchuk. The Educational Cluster: Classification and Description of Concepts ........ 27
Integration of Education, Science and Industry
S. E. Maikova, I. а. Golovushkin. Small Innovative Enterprises as the Most Appropriate
form for Commercialisation of University Technologies ....................................................... 31
Yu. V. Manannikova, N. I. Makeev. The Institutionalisation of Small Enterprise in the
System of Vocational Secondary Education in the Russian Federation: Sociological Aspect ..... 40
Academic Integration
N. O. Kolchina. Marketing of Educational Services .................................................................. 48
L. A. Chelmakina, E. N. Seskina. The Problems of Integrating Russian Universities into
the World Education Spase ................................................................................................... 52
G. B. Kosharnaya, E. V. Shchanina. Specifics of the Elderly People Education ..................... 57
L. V. Mityakina, T. V. Khromovа. Teaching the Mordovian Language under the Conditions
of Depopulating the Finno-Ugric Peoples ............................................................................. 62
History of Education
M. V. Zelev. The Formation of the System of Higher and Secondary Technical Education
in the Middle Volga, 1928−1932 .......................................................................................... 69
I. A. Kubantseva. Translated Books of the Nineteenth Century Used for Mordva’s Education ... 78
Point of View
M. Yu. Chernyshov. On Inclusive Education as a Form of Education Integration
for the Disable People .......................................................................................................... 84
Round Table
Current Problems of Teaching the Russian Language as the State Language in Polyethnic
and Multicultural Regions ..................................................................................................... 92
Innovation as a Modern Culture Paradigm ................................................................................ 107
ExPERT BOaRd
V. P. andronov, doctor of Psychology, professor • V. M. arsent’ev, doctor of Historical Sciences, professor
O. G. Belomoeva, doctor of Culturology, professor • N. i. Voronina, doctor of Philosophical Sciences, professor
Ju. a. Eliseeva, doctor of Philosophical Sciences, professor • N. i. Meshkov, doctor of Psychology, professor
N. i. Naumkin, doctor of Pedagogics, professor • E. a. Neretina, doctor of Economics, professor
V. a. Pisachkin, doctor of Sociological Sciences, professor • G. i. Sarancev, doctor of Pedagogics, professor
Ju. N. Sushkova, doctor of Historical Sciences, research assistant professor
a. a. Sychev, doctor of Philosophical Sciences, professor • a. B. Tanasejchuk, doctor of Philological Sciences, professor
V. P. Furmanova, doctor of Pedagogics, professor • V. V. Shigurov, doctor of Philological Sciences, professor
3
Стр.3