№ 3 (72)
2013
(июль-сентябрь)
научный журнал
УЧРедиТели:
Правительство Республики Мордовия
ФгБоУ ВПо «Мордовский государственный
университет им. н. П. огарёва»
издается с января 1996 года
Выходит 1 раз в квартал
адрес редакции:
430005, Россия, Республика
Мордовия, г. Саранск,
ул. Большевистская, 68
Тел., факс: (834-2) 48-14-24
Подписной индекс в каталоге
агентств «Роспечать» и «Мк-Периодика» 46316
Редакционная коллегия
С. В. Полутин – заместитель главного редактора,
д. соц. н., профессор (Саранск, Россия)
С. М. Вдовин – главный редактор, к. э. н.
(Саранск, Россия)
С. В. гордина – ответственный секретарь,
к. п. н. (Саранск, Россия)
г. а. Балыхин – д. э. н., профессор (Москва, Россия)
С. к. Бондырева – д. псих. н., профессор, академик
Рао (Москва, Россия)
и. Р. гафуров – д. э. н., профессор (казань, Россия)
Б. а. Жигалев – д. п. н., профессор
(нижний новгород, Россия)
В. В. кадакин – к. п. н., доцент
(Саранск, Россия)
н. П. Макаркин – д. э. н., профессор (Саранск, Россия)
Т. В. Машарова – д. п. н., профессор (киров, Россия)
г. В. Мерзлякова – д. и. н., профессор
(ижевск, Россия)
и. а. носков – д. п. н., профессор (Самара, Россия)
Чаба Фёлдыш – профессор Университета Эрфурта
(Эрфурт, германия)
е. В. Чупрунов – д. физ.-мат. н., профессор
(нижний новгород, Россия)
л. П. кураков – д. э. н., профессор, действительный
член Рао (Чебоксары, Россия)
В. В. конаков – к. т. н., доцент
(Саранск, Россия)
н. В. Бычков – Министр образования
Республики Мордовия (Саранск, Россия)
Scholarly journal
FOUNDERS:
Government of the Republic of Mordovia
Federal state-financed academic institution of
higher education “Ogarev Mordovia State University”
Published since January 1996
Goes out trimestral
Editors office address:
68, Bolshevistskaya Str.,
430005, Saransk,
Republic of Mordovia, Russia
Telephone, fax: (834-2) 48-14-24
Subscription index in catalogue
of agencies “Rospechat” and “MK-Periodiсa” 46316
e-mail: inted@mail.ru, inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
EdiTORial BOaRd
S. V. Gordina – Executive editor, Kandidat Nauk degree
holder (Phd) in pedagogics (Saransk, Russia)
S. M. Vdovin – Editor in chief, Kandidat Nauk degree
holder (Phd) in economics (Saransk, Russia)
S. V. Polutin – Deputy editor in chief, doctor of
sociological sciences, professor (Saransk, Russia)
i. R. Gafurov – doctor of economics, professor (Kazan, Russia)
B. a. Zhigalev – doctor of pedagogics, professor
(Nizhny Novgorod, Russia)
N. V. Bychkov – Minister of Education of the Republic of
Mordovia (Saransk, Russia)
engineering, research assistant professor (Saransk, Russia)
l. P. Kurakov – doctor of economics, professor, fullfledged
member of RaE (Cheboksary, Russia)
i. a. Noskov – doctor of pedagogics, professor (Samara, Russia)
Csaba Földes – Professor University of Erfurt
(Erfurt, Germany)
E. V. Chuprunov – doctor of physical and mathematical
sciences, professor (Nizhny Novgorod, Russia)
Журнал входит в Перечень российских рецензируемых
научных журналов, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук,
и международный справочник научных изданий Ulrichsweb Global Serials directory;
индексируется в Российском индексе научного цитирования (Ринц)
© «Интеграция образования», 2013
N. P. Makarkin – doctor of economics, professor (Saransk, Russia)
T. V. Masharova – doctor of pedagogics, professor (Kirov, Russia)
G. V. Merzlyakova – doctor of historical sciences,
professor (izhevsk, Russia)
V. V. Kadakin – Kandidat Nauk degree (Phd) in pedagogics,
research assistant professor (Saransk, Russia)
V. V. Konakov – Kandidat Nauk degree (Phd) in
G. a. Balykhin – doctor of economics, professor (Moscow, Russia)
S. K. Bondyreva – doctor of psychology, professor,
academician RaE (Moscow, Russia)
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. № 3, 2013
Содержание
Модернизация образования
д. В. окунев, е. В. Солдатова, н. а. архипова. Идентификация стратегических партнеров университета
исследовательского типа на основе концепций управления межфирменным взаимодействием ...................................4
а. В. Кузнецов, В. р. Горячева. Модернизационная парадигма в исследовании генезиса научно-технической
сферы жизнедеятельности общества ..............................................................................................................................13
академическая интеграция
н. и. Мешков. Теоретико-методологические аспекты педагогической науки .......................................................23
М. В. Чугунов, и. н. Полунина. Конечноэлементное моделирование стержневых систем
как инструмент междисциплинарной интеграции в инженерном образовании ..................................................................28
н. и. Созонтова. Активизация внеаудиторной самостоятельной работы студентов-менеджеров
при обучении в высшем учебном заведении ....................................................................................................................33
Т. а. Вергазов. Кодирование коммуникативных процессов в структуре образования ................................................39
непрерывное образование
и. В. Гришина. Методологические основы формирования профессиональной компетентности
руководителей школ в системе дополнительного профессионального образования ..........................................................43
С. П. Бурланков, и. В. Захватова. Дополнительное профессиональное образование в сфере
туризма как условие повышения качества туристических услуг в России ...........................................................................51
инновации в образовании
В. и. ивлев. Продуктивная интеллектуальная деятельность учащихся ................................................................58
н. Г. Лаврентьева. Интеграция в педагогическом процессе дошкольного учреждения:
традиции и современность ................................................................................................................................................61
Г. В. Михалева. Социально-педагогический опыт массового медиаобразования в Великобритании ...........................65
Психология образования
Л. В. Мищенко, а. С. Войтов. Психологические особенности пологендерного становления
интегральной индивидуальности младших школьников с низкой учебной мотивацией в условиях
психологического сопровождения ....................................................................................................................................70
Социология образования
Ч. и. ильдарханова. Межпоколенческая образовательная мобильность сельской семьи (на примере
муниципального района Республики Татарстан) .............................................................................................................78
Т. М. дадаева. Социально-профессиональный статус преподавателей вуза: гендерный аспект ................................85
Филологическое образование
В. В. Шигуров. Изучение механизма межчастеречного взаимодействия языковых единиц на занятиях
по русской грамматике (на материале предикативации) .................................................................................................90
образование и культура
Л. е. Корсакова. Этнокультурные основы современного образования .................................................................99
е. П. Курбатова. Осуществление принципа интеграции в лингвокультурологии ................................................104
Традиционная культура в зеркале восприятий: наука, образование, практика
(по материалам круглого стола) ....................................................................................................................................107
Этические проблемы современного образования (материалы круглого стола) ...............................................124
ЭкСПеРТный СоВеТ
В. П. андронов, доктор психологических наук, профессор • В. М. арсентьев, доктор исторических наук, профессор
о. г. Беломоева, доктор культурологии, профессор • н. и. Воронина, доктор философских наук, профессор
Ю. а. елисеева, доктор философских наук, профессор • н. и. Мешков, доктор психологических наук, профессор
н. и. наумкин, доктор педагогических наук, профессор • е. а. неретина, доктор экономических наук, профессор
В. а. Писачкин, доктор социологических наук, профессор • г. и. Саранцев, доктор педагогических наук, профессор
Ю. н. Сушкова, доктор юридических наук, профессор • а. а. Сычев, доктор философских наук, профессор
а. Б. Танасейчук, доктор филологических наук, профессор • В. П. Фурманова, доктор педагогических наук, профессор
В. В. Шигуров, доктор филологических наук, профессор
2
Стр.2
IntegratIon of educatIon. № 3, 2013
CONTENTS
Modernisation of Education
D. V. Okunev, E. V. Soldatova, N. A. Arkhipova. Identification of the Research University Strategic Partners
Based on the Concepts of the Inter-firm Partnership Management ..............................................................................................4
A. V. Kuznetsov V. R. Goriacheva. Modernisation Paradigm in the Study of the Genesis of Scientific
and Technical Sphere of Society .......................................................................................................................................13
Academic Integration
N. I. Meshkov. Theoretical and Methodological Aspects of Pedagogical Science .........................................................23
M. V. Chugunov, I. N. Polunina. Finite-Element Modeling of Beam Frame Structures as a Tool for Integrating
Subjects in Engineering Education .......................................................................................................................................28
N. I. Sozontova. Intensifying Independent off the Class Studies Among Undergraduate Students Specialising
in Management in Higher Education Institutions ..............................................................................................................33
T. A. Vergazov. Coding Communication Processes in the Structure of Education .........................................................39
Life-long Education
I. V. Grishina. Methodological Basis for Developing Professional Competence Among Heads of Schools
in the System of Further Education .......................................................................................................................................43
S. P. Burlankov, I. V. Zakhvatova. Further Education in Tourism as a Condition for Improving Quality
of Hospitality Services in Russia .........................................................................................................................................51
Innovations in Education
V. I. Ivlev. Productive Intellectual Activities of Students .............................................................................................58
N. G. Lavrentyeva. Integration at Pre-school Institutions’ Pedagogical Process: Traditions and Modernity ..................61
G. V. Mikhaleva. British Social and Pedagogical Experience in Media Education .......................................................65
Psychology of Education
L. V. Mishchenko, A. S. Voitov. Psychological Features of Gender Development of Primary School Children’s
Integrated Personality with a Low Academic Motivation under the Conditions of Psychological Support ...............................70
Sociology of Education
Ch. I. Ildarhanova. Intergenerational Educational Mobility of a Rural Family (based on the study
of the municipal area of the Republic of Tatarstan) ...........................................................................................................78
T. M. Dadaeva. Social and Professional Status of Higher School Teachers: Gender Aspect ............................................85
Philological Education
V. V. Shigurov. The Study of Interaction Mechanism of Linguistic Units of Different Parts of Speech
in Russian Grammar Classes (based on predicativation) ...................................................................................................90
Education and Culture
L. E. Korsakova. Ethnocultural Fundamentals of Modern Education ...........................................................................99
E. P. Kurbatova. Application of Principle of Integration in Linguoculturology .........................................................104
Traditional Culture: Mirrors of Perceptions (Science, Education, Practice) .............................................................107
Ethical Issues of Contemporary Education ................................................................................................................124
ExPERT BOaRd
V. P. andronov, doctor of Psychology, professor • V. M. arsent’ev, doctor of Historical Sciences, professor
O. G. Belomoeva, doctor of Culturology, professor • N. i. Voronina, doctor of Philosophical Sciences, professor
Ju. a. Eliseeva, doctor of Philosophical Sciences, professor • N. i. Meshkov, doctor of Psychology, professor
N. i. Naumkin, doctor of Pedagogics, professor • E. a. Neretina, doctor of Economics, professor
V. a. Pisachkin, doctor of Sociological Sciences, professor • G. i. Sarancev, doctor of Pedagogics, professor
Ju. N. Sushkova, doctor of Juridical Sciences, professor • a. a. Sychev, doctor of Philosophical Sciences, professor
a. B. Tanasejchuk, doctor of Philological Sciences, professor • V. P. Furmanova, doctor of Pedagogics, professor
V. V. Shigurov, doctor of Philological Sciences, professor
3
Стр.3