Н. В. Мезенцева МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ГРУПП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ Монография Красноярск
СФУ
2012
УДК 796.325
ББК 75.569
М 442
Рецензенты <...> В. П. Астафьева
М 442
Мезенцева, Н. В.
Методика подготовки волейболисток групп спортивного совершенствования к соревнованиям : монография / Н. В. Мезенцева. <...> Предназначена для студентов вузов и средних учебных заведений, тренеров по спортивным играм и преподавателей, использующих волейбол как
средство физического воспитания, а также игроков, самостоятельно повышающих свой уровень тренировочной и соревновательной деятельности. <...> Методика подготовки волейболисток в возрасте 14–15 лет
к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости....... <...> Анализ литературы показал: в спортивной психологии эмоциональная
устойчивость в основном изучалась применительно к высококвалифицированным спортсменам (Б.Б. Косов, Р.М. Найдиффер, Л. <...> С традиционной точки зрения соревновательная деятельность
рассматривается как физическое взаимодействие спортсмена или спортсменов (А.А. Тер-Ованесян, 1967; Л.П. Матвеев, 1977; В.Н. Платонов, 1984
и др.) <...> Современные теоретикометодические аспекты учебнотренировочного процесса (или команда в целом) может осознать, что наступает решающий, кульминационный момент в игре [21]. <...> Современные теоретикометодические аспекты учебнотренировочного процесса определенного уровня физической подготовки, необходимого для перехода в группу спортивного совершенствования. <...> Именно в это время начинают проявляться и закрепляться в игроке тревожность, эмоциональное возбуждение, страх и др. <...> Кроме того, на этом
этапе у занимающихся формируется амплуа: защитник, нападающий, связующий. <...> . Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. <...> Структура соревновательной деятельности и факторы,
обусловливающие ее эффективность, служат основополагающими при построении процесса подготовки волейболистов и эффективном управлении <...>
Методика_подготовки_волейболисток_групп_спортивного_совершенствования_к_соревнованиям_монография.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Н. В. Мезенцева
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК
ГРУПП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
К СОРЕВНОВАНИЯМ
Монография
Красноярск
СФУ
2012
Стр.1
УДК 796.325
ББК 75.569
М 442
Рецензенты
К. К. Марков, д-р пед. наук, проф. кафедры спорт. дисциплин
Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева, засл. тренер России по
волейболу;
Л. К. Сидоров, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой теорет. основ
физ. воспитания Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева
Мезенцева, Н. В.
М 442
Методика подготовки волейболисток групп спортивного совершенствования
к соревнованиям : монография / Н. В. Мезенцева.
– Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012. – 118 с.
ISBN 978-5-7638-2522-0
Приведены наиболее эффективные средства и методы тренировки
и степень их воздействия в каждом занятии, микроцикле, на определенном
этапе, периоде подготовки, цикле, а также конкретный материал по вопросам
подготовки к соревнованиям волейболисток групп спортивного совершенствования.
Предназначена
для студентов вузов и средних учебных заведений, тренеров
по спортивным играм и преподавателей, использующих волейбол как
средство физического воспитания, а также игроков, самостоятельно повышающих
свой уровень тренировочной и соревновательной деятельности.
УДК 796.325
ББК 75.569
ISBN 978-5-7638-2522-0
© Сибирский федеральный университет, 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................................................ 4
1. Современные теоретико-методические аспекты учебнотренировочного
процесса .......................................................................... 6
1.1. Характеристики соревновательной деятельности .................... 6
1.1.1. Структура соревновательной деятельности ................... 9
1.1.2. Модельные характеристики соревновательной
деятельности ..................................................................... 11
1.2. Виды подготовки .......................................................................... 13
1.2.1. Психолого-педагогическая характеристика в зависимости
от игровой функции .............................................. 18
1.2.2. Эмоциональная устойчивость .......................................... 21
1.3. Эмоциональная устойчивость на основе проявления
внимания ....................................................................................... 28
1.3.1. Эмоциональная устойчивость и её влияние на процесс
подготовки к соревнованиям ........................................... 34
1.3.2. Особенности эмоциональной устойчивости волейболисток
в возрасте 14–15 лет ............................................. 36
1.3.3. Эффективность соревновательной деятельности .......... 37
2. Методика подготовки волейболисток групп спортивного
совершенствования к соревнованиям с учетом эмоциональной
устойчивости ................................................................................................ 43
2.1. Диагностика уровня эмоциональной устойчивости волейболисток
в возрасте 14–15 лет для совершенствования методики
подготовки к соревнованиям ............................................. 43
2.2. Управление командой на соревнованиях .................................. 53
2.3. Методика подготовки волейболисток в возрасте 14–15 лет
к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости ....... 57
3. Результаты практического использования разработанной
методики в учебно-тренировочном процессе женских команд
Советского района ...................................................................................... 99
Библиографический список ...................................................................... 114
3
Стр.3
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения результативности и надежности соревновательной
деятельности привлекает все большее внимание специалистов
(Ф. Генов, 1971; О.В. Дашкевич, 1973; Ю.Г. Кудряшов, 1978; В.А. Плахтиенко,
Ю.М. Блудов, 1983; Ю.Н. Шилин, 1984; А.В. Родионов, 1986;
О.Ф. Батрова, 1992; С.П. Четвертаков, 1998; С.В. Кочеткова, 2000 и др.).
В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленными этим
требованиями к уровню выступлений спортсменов роль психологического
фактора в этой сфере деятельности становится все более ощутимой
(А.В. Алексеев, 1971; Б.А. Вяткин, 1978; В.И. Моросанова, 1984;
Я.И. Эминбейли, 1991, и др.). Поэтому на современном этапе развития
спорта проблема повышения эффективности самой системы психологической
подготовки спортсменов занимает одно из первых мест (Ю.Я. Киселев,
1977; Е.П. Ильин, 1972; А.А. Красников, 1991; Н.И. Непомнящая, 2001).
Она непосредственно связана с управлением тренировочным и соревновательным
процессом. Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих
надежность соревновательной деятельности, является фактор
эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять
целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования
нервно-психических резервов.
Проблема эмоциональной устойчивости является актуальной в связи
с участившимися ситуациями, вызывающими у человека состояние
длительного психического напряжения. Поэтому разработка методики
с учетом эмоциональной устойчивости спортсмена необходима для своевременной
профилактики стрессовых состояний и состояний нервнопсихического
напряжения. До последнего времени подавляющее большинство
исследований психических состояний в спорте относилось
к изучению предстартовых состояний. В настоящее время использование
инструментальных методик позволяет получать более точную и объективную
информацию о различных психических функциях в процессе соревновательной
деятельности.
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта,
получивших всенародное признание (А.В. Беляев, 2000). В силу своей
эмоциональности игра в волейбол требует от спортсмена эффективного
переживания эмоциональных состояний. Поэтому дальнейшие исследования
психических состояний спортсменов являются важной составляющей
совершенствования учебно-тренировочного процесса (Р.М. Найдиффер,1979;
Л.С. Выготский, 1956; Г.Д. Бабушкин, 1980; Е.Н. Гогунов, 2000;
П.А. Рудик, 1960).
4
Стр.4
Введение
От познавательных процессов во многом зависит успешность соревновательной
деятельности (Б.Б. Косов, 1973; М.С. Роговин, 1987;
В.Д. Шадриков, 1990). Игра в волейбол развивает мгновенное переключение
внимания с одного объекта на другой, а также способность сосредоточивать
внимание на наиболее важном моменте в различных игровых ситуациях
(Г.Г. Мондзолевский, 1984; Н.И. Карполь, 1998; А.И. Завьялов,
2000; Г.Я. Шипулин, 2001). Требования к совершенству систем познавательных
процессов особенно велики. Поэтому их исследования у спортсменов,
особенно в связи с решением важных вопросов подготовки, имеют
свои трудности.
Анализ литературы показал: в спортивной психологии эмоциональная
устойчивость в основном изучалась применительно к высококвалифицированным
спортсменам (Б.Б. Косов, Р.М. Найдиффер, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер,
А.В. Родионов, С.П. Четвертаков, С.В. Кочеткова и др.) и недостаточно
в процессе подготовки юных спортсменов, что позволяет признать настоящее
исследование актуальным.
5
Стр.5