А.К. Лукина
В пособии рассматриваются культурно-исторические
традиции возникновения социальной педагогики, её
категории и принципы, факторы социального развития личности и особенности работы социального
педагога с отдельными категориями детей. <...> СОЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Институт педагогики, психологии и социологии
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет <...> ISBN 978-5-7638-2377-6
В пособии рассматриваются культурно-исторические традиции возникновения социальной педагогики, её категории и принципы, факторы социального развития личности и особенности работы социального педагога с
отдельными категориями детей. <...> Социально-педагогическая работа с детьми группы риска ....... 217
Тема 9. <...> Вторая часть, включающая темы 4, 5, 6 и 7, посвящена описанию основных факторов социализации личности – биологических,
социальных, педагогических и собственной деятельности личности. <...> Человек, его жизнь, развитие, воспитание являются
объектом исследования различных наук. <...> Так, Б. А. Ананьев в работе «Человек как предмет познания», написанной в 60-е г.
XX в., приводит различные схемы классификации проблем наук о
Ноmo sapiens (как объекте исследования, субъекте деятельности,
личности и жизненном пути и т. п.) <...> С момента возникновения этого понятия до настоящего времени в педагогической литературе прослеживаются две его
трактовки:
• социальная сторона воспитания;
• педагогическая помощь в определенных условиях. <...> Главными задачами этой науки и сферы практической деятельности он считал интеграцию воспитательных сил
общества с целью повышения культурного уровня всего народа, воспитание в молодежи начал солидарности и общественности, то есть,
по сути – социальное воспитание. <...> В силу своей интегративности социальная педагогика
проникает во все сферы воспитания, т. е. выступает одним из принципов педагогики. <...> Человек для этих организаций выступал как объект воздействия, «материал <...>
Социальная_педагогика_учебное_пособие.pdf
А.К. Лукина
СОЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Институт педагогики, психологии и социологии
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
А.К. Лукина
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования и
науки РФ в качестве учебно-методического пособия
для преподавателей и студентов педагогических
вузов, 7.10.2010
Красноярск
СФУ
2011
Стр.2
УДК 37.013.42 (07)
ББК 74.60я73
Л 20
Рецензенты:
В.А. Дмитриенко, д-р филос. наук профессор, зав. кафедрой теории
образования ТГПУ
З.Б. Ефлова, канд. пед. наук доцент кафедры педагогики и психологии
начального образования КГПУ
Лукина, А.К.
Л 20 Социальная педагогика : учеб. пособие / А.К. Лукина. – Красноярск:
Сиб. федер. ун-т, 2011. – 306 с.
ISBN 978-5-7638-2377-6
В пособии рассматриваются культурно-исторические традиции возникновения
социальной педагогики, её категории и принципы, факторы социального
развития личности и особенности работы социального педагога с
отдельными категориями детей.
Предназначено для студентов направления 050000 «Педагогическое образование»
специальности 050711 «Социальная педагогика».
УДК 37.013.42 (07)
ББК 74.60я73
ISBN 978-5-7638-2377-6
© Сибирский
федеральный
университет, 2011
Стр.3
Содержание
Предисловие ...........................................................................................................4
Тема 1. Методологические основы социальной педагогики .........................6
Тема 2. История становления социальной педагогики ................................27
Тема 3. Социализация как социально-педагогическое явление .................55
Тема 4. Психобиологические факторы развития личности .........................85
Тема 5. Социальная среда и ее влияние на развитие личности .............. 114
Тема 6. Воспитание как фактор социального развития личности ..........152
Тема 7. Социальная деятельность и ее роль в развитии личности .........188
Тема 8. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска ....... 217
Тема 9. Сферы деятельности социального педагога ..................................249
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................271
Приложение ........................................................................................................280
Словарь терминов .............................................................................................287
Стр.4
Предисловие
В настоящее время имеется достаточно много различных учебных
пособий по курсу «Социальная педагогика». Вместе с тем автор
этого пособия имеет свой, в чем-то отличный от других взгляд на
предмет, объект и суть такого интереснейшего явления, как социальная
педагогика в современной России.
Особенность этого взгляда заключается в том, что в качестве
основы и предмета социально-педагогической деятельности автор
рассматривает целостный процесс развития человека, происходящий
в результате воздействия стихийно складывающихся условий,
сознательных воздействий различных социальных институтов,
врожденных, наследственных и приобретенных особенностей; собственной
деятельности, активности во взаимодействии с социальным
окружением.
Различные аспекты этого подхода отражены у разных авторов
и даже в рамках различных учебных дисциплин. Так, проблемы социализации
и особенности средового подхода в социальной педагогике
достаточно подробно представлены в работах А. В. Мудрика,
В. А. Ясвина; проблемы возрастного развития личности – в различных
курсах возрастной психологии (психологии развития), деятельностный
подход – в работах Д. И. Фельдштейна и О. В. Лишина и т. д.
Однако, будучи разнесенными по разным источникам и даже
учебным дисциплинам, эти представления не складываются в целостную
картину развития и социализации личности, что не способствует
формированию образа объекта труда у будущего социального
педагога, затрудняет становление его профессионального сознания.
Именно на построение целостной картины социально-пе да го гичес
кой действительности и направлено настоящее учебное пособие.
Оно состоит из трех частей.
Первая часть, включающая темы 1, 2 и 3, является вводной и посвящена
общему обзору истории, концепций и предмета социальной
педагогики. В качестве предмета рассматривается процесс социализации
во всем многообразии его проявлений и факторов.
Вторая часть, включающая темы 4, 5, 6 и 7, посвящена описанию
основных факторов социализации личности – биологических,
социальных, педагогических и собственной деятельности личности.
4
Стр.5
Третья часть, включающая темы 8 и 9, посвящена обзору основных
объектов и сфер социально-педагогической деятельности.
Пособие будет интересно не только студентам Сибирского федерального
университета, но и студентам других вузов, нашим коллегам,
практикам, исследователям этой сравнительно новой, интереснейшей
проблемы современной России.
5
Стр.6