МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
А. Ю. КОЛОВСКАЯ, Л. В. КОЛОВСКАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
И РЕСУРСЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В ОБЛАСТИ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию
в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники
и автоматизации в качестве учебника для студентов вузов по
направлению 211000 «Конструирование и технология электронных
средств», 01.06.2011 г.
Красноярск
СФУ
2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
РАЗДЕЛ 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Введение в теоретико-методологические
проблемы образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.1. Язык образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.1.1. Язык науки — язык образования . . . . . . . . . . . . . 12
1.1.2. Нарратив в языке образования . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.1.3. Креативность языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.1.4. Язык науки в исследованиях ХХ-ХХ1 века. . . . . . . . 26
1.1.5. Язык логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
1.2. Концепты основных понятий науки и научного знания . . . 38
1.2.1. Наука, её предмет и принципы. . . . . . . . . . . . . . . 38
1.2.2. Категориальный язык науки . . . . . . . . . . . . . . . . 46
1.2.3. Логика – методология образования . . . . . . . . . . . . 53
1.3. Новые реальности в образовании . . . . . . . . . . . . . . . 62
1.3.1. Образование в постмодерне: виртуальность и симулякры 62
1.3.2. Виртуальная педагогика . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
1.3.3. Модели инновационных образовательных процессов.
Ризома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Глава 2. О сущности образования. . . . . . . . . . . . . . . . . 107
2.1. Философия и педагогика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
2.2. Науки о человеке и обществе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
2.3. Теория практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Глава 3. Образовательная деятельность . . . . . . . . . . . . . 135
3.1. Современные тенденции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
3.2. Управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
3.2.1. Управленческая культура . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
3.2.2. Управление внеаудиторной деятельностью . . . . . . . 149
3.2.3. Образовательные услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
3.3. Формирование культурной среды . . . . . . . . . . . . . . . 153
3.3.1. Вузовский музей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
3.3.2. Исследование практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
3
Стр.4
Оглавление
Глава 4. Педагогический процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
4.1. Теория педагогического процесса . . . . . . . . . . . . . . . 163
4.2. Субъекты педагогического процесса . . . . . . . . . . . . . 167
4.2.1. Общение в педагогическом процессе . . . . . . . . . . . 169
4.2.2. Виды педагогического общения . . . . . . . . . . . . . . 172
4.2.3. Педагогические технологии . . . . . . . . . . . . . . . . 174
4.3. Педагогика преодоления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
4.3.1 Социальные болезни в студенческой среде . . . . . . . . 176
4.3.2. Фрустрация и девиации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
4.3.3. Другие особенности социального самочувствия . . . . . 184
РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
Глава 5. В поисках идеала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
5.1. Образование и культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
5.2. Идеал свободной личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
5.3. Гуманистический идеал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
5.4. Идеал нравственной личности. Духовность . . . . . . . . . 212
5.5. Идеал рациональной личности. Прагматизм . . . . . . . . . 217
РАЗДЕЛ 3. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТУДЕНТ
КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Глава 6. Студент как реальность для педагога . . . . . . . . . 226
6.1. Индивидуально-личностные тенденции и качества . . . . . 226
6.1.1. Способности. Одарённость. Талант. Гениальность . . . 230
6.1.2. Творчество. Интеллект. Креативность. . . . . . . . . . . 234
6.1.3. Эмоционально-психологические типы . . . . . . . . . . 242
6.2. Опыт психодиагностического тестирования . . . . . . . . . 249
6.3. Студенческие граффити как способ
самораскрытия личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Глава 7. Психологический образ педагога . . . . . . . . . . . . 265
7.1. Профессиональное педагогическое сознание. . . . . . . . . 265
7.2. Особые качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
7.2.1. Интеллигентность. Духовность. Индивидуальность. .
. 278
7.2.2. Самосознание. Простота. Сверхмотивация . . . . . . . . 282
7.2.3. Этичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
7.3. Искусство и мастерство педагога . . . . . . . . . . . . . . . 287
4
Стр.5
Оглавление
РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИИ И ПОИСК
Глава 8. Инновации. Технологии. Методы и стили учебной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
8.1. Сущность инноваций и драматизм
«Прометеева огня» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
8.1.1. Инновации и культурная традиция университета . . . . 303
8.1.2. Инновационные модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
8.2. Понятие и виды технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
8.2.1 Обучение как исследование. . . . . . . . . . . . . . . . . 315
8.2.2. Технологии индивидуального развития. . . . . . . . . . 317
8.2.3. Электронные обучающие технологии . . . . . . . . . . 320
8.3. Технологии и психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
8.4. Методы и стили в творчестве педагога . . . . . . . . . . . . 330
8.4.1. О методе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
8.4.2. О стиле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
Глава 9. Лекция — интеллектуально-духовный
ресурс образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
9.1. Лекция как технология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
9.1.1. Проблемная лекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
9.1.2. Лекция с элементами дидахографии . . . . . . . . . . . 349
9.1.3. Лекция-монолог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
9.1.4. Эвристическая лекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
9.1.5. Лекция-диалог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
9.1.6. Другие виды лекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
9.2. Эссеистский и драматургический подходы к лекции. . . . . 361
9.3. Роль паузы в лекции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
Глава 10. Игра в педагогическом процессе . . . . . . . . . . . 368
10.1. Культура и игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
10.2. Игра и индивидуальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
10.3. Игра как форма деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . 373
10.4. Методология и теория игры. . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
10.5. Игровое имитационное моделирование . . . . . . . . . . . 378
10.6. Компьютерные технологии и игровая деятельность . . . . 380
10.7. Дидактическая игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
10.8. Театрализованные игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
10.9. Психологические тренинги: психодрама. . . . . . . . . . . 392
Глава 11. Комическое в образовательной технологии . . . . . 403
11.1. Комическое как прием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
11.2. Социальное и духовное содержание комического. . . . . . 405
5
Стр.6
Оглавление
11.3. Дидактическая сущность смешного . . . . . . . . . . . . . 411
Глава 12. Образовательные тенденции в других странах . . . 419
12.1. Социокультурные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
12.2. Образовательные модели и обучающие средства . . . . . . 422
12.3. Оценка деятельности преподавателей . . . . . . . . . . . . 431
РАЗДЕЛ 5. НЕПРЕРЫВАЮщАЯСЯ НИТЬ.БУДУщЕЕ
Глава 13. К образу человека культуры . . . . . . . . . . . . . . 438
13.1. Поиск новой модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
13.1.1. Поликультурная ориентация . . . . . . . . . . . . . . . 439
13.1.2. Модель вариативного образования. . . . . . . . . . . . 441
13.1.3. Идея антропологической педагогики . . . . . . . . . . 442
13.1.4. Идея трансцендентальной педагогики . . . . . . . . . 445
13.2. Профессиональная элита. Интеллигенция . . . . . . . . . . 447
13.2.1. Интеллигентность и прагматизм - две ценности
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
13.2.2. Информационная культура личности . . . . . . . . . . 456
13.3 Постмодернизм в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . 461
13.4. Новый тип педагогического управления . . . . . . . . . . . 470
13.5. Непрерывающаяся нить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471
Г Л О С С А Р И Й . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 527
6
Стр.7
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский писал: «... в воспитании
все должно основываться на личности воспитателя, потому что
воспитательная сила изливается из живого источника человеческой
личности. Никакие уставы и программы не могут заменить личности
в деле воспитания. Только характером можно образовать характер».
В соответствии с актуальными задачами воспитания, самовоспитания,
саморазвития, самосовершенствования личности в предлагаемом учебнике
характеризуются и раскрываются основные тенденции, наметившиеся
в психолого-педагогической науке и практике в ХХ веке и перешедшие
в ХХ1 век, представлены развернутые положения современной
дидактики, освещается широкий круг проблем сложившейся педагогической
практики. Авторы старались постепенно подвести читателя к образовательным
технологиям, рассматривая главным ресурсом высшей
школы – мировоззренческие контексты, идеи и идеалы образования.
Учебник адресован магистрантам в области радиоэлектроники, ставшей
особенно актуальной в связи с процессами информатизации всех
сфер общества. Как известно, важной стороной магистерской подготовки
являются компетенции в области организации образовательного процесса,
обучения и развития личности. В этом отношении предлагаемый
учебник отвечает практической целесообразности и соответствует профессиональным
компетенциям магистерской подготовки. Будущие магистры
в области радиоэлектроники являются полноценным ресурсом
высшей школы. Между тем подготовка по данной специальности, как
правило, не предполагает специального педагогического и психологического
образования, поэтому будущие преподаватели на практике постоянно
испытывают потребность в совершенствовании всех навыков
организации образовательной деятельности. Данный учебник в определённой
мере обеспечит удовлетворение этой потребности.
Педагогическую теорию авторы старались изложить как исторический
опыт развертывания различных идей и направлений в образовании.
Поэтому оправдано большое количество упомянутых исторических
имен, чьи идеи оказали существенное влияние на различные стороны
развития педагогических направлений. Особое место в учебнике занимает
один из самых больших разделов – IV «Технологии и поиск», в котором
авторы выдерживают общий принцип построения и изложения
материала: исторический контекст развития инноваций раскрывается на
Стр.8
Предисловие
уровне методологических и методических проблем. В разделе IV охарактеризованы
современные модели образования, компьютерные технологии,
перспективы внедрения виртуальной обучающей среды. Глубоко
раскрыты темы «Лекция как образовательная технология», «Игра в образовательном
процессе», а также такие приемы преподавания дисциплин,
как комическое, его дидактическая и развивающая сущность.
Учебник достаточно информативен. В нем содержатся педагогические
воззрения философов и мыслителей разных времен, направлений
и эпох, не бесспорные с точки зрения сложившейся образовательной
практики, но в то же время раскрывающие глубинное содержание
вечных проблем становления личности. Даны развернутые положения
педагогов-новаторов, создателей теорий, историков, ученых из разных
областей знания; используются отрывки из художественной, мемуарной
литературы, истории техники и радиоэлектроники. В библиографическом
списке, предметном указателе содержаться основные биографические
сведения о более 200 упомянутых именах. В приложения включены
глоссарий, краткие биографические сведения, предметный указатель,
придающие изданию справочную широту. В этом смысле учебник будет
полезен не только в системе магистерской подготовки специалистов
в области радиоэлектроники, но к нему может быть проявлен интерес
более широкого круга читателей.
Изложенным объясняется структура пособия и его содержание. В разделе
I (1-4 главы) в обобщенном виде представлены основные тенденции
образовательной деятельности на уровне методологии, теории и практики.
Здесь ставилась задача рассмотреть наиболее проблематичные,
дискуссионные и не бесспорные с точки зрения традиционной практики
идеи. В ряду актуальных методологических проблем сферы науки,
включая образование, стоит проблема языка в аспекте постижения его
роли и значения в познании, рассмотрения языковой деятельности в качестве
образовательного ресурса. Ориентированная на язык современная
теория познания, а вместе с ней и образовательная практика признают
язык в качестве необходимого условия развития педагогических идей.
Выдающиеся учёные всего мира изучают язык как источник и фундамент
познания (Г.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас, П. П. Гайденко,
М. Е. Соболева и др.). В I разделе данного учебника показаны главным
образом те стороны проблемы языка, по которым в науке состоялись широкие
дискуссии и имеются развёрнутые публикации.
Раздел II (глава 5) посвящен целям образования по отношению
к педагогическому идеалу, в котором раскрывается субъективный мир
личности педагога, его «сверхличные» задачи, определяющие контуры
8
Стр.9
Предисловие
того, что называется методами, стилями, технологиями преподавания.
Хотелось бы, чтобы весь арсенал педагогического воздействия соотносился
с педагогическим идеалом, так как назначение педагогических
технологий — сохранить идеальную доминанту и усилить её. Только
страстное стремление к идеалу побуждает к беспрерывному творчеству
и созиданию.
Самый большой по объему раздел III «Личность в образовании»
(главы 6, 7). Глава 6 посвящена личности студента как психологической
реальности, с которой работает преподаватель: интеллектуальная активность,
профессиональная компетентность, социальность, психологическая
культура. Новый тип отношений между субъектами педагогического
процесса предполагает широкое использование психологических знаний
и методов управления процессом развития личности, знание и учет
индивидуальных особенностей студентов.
В главе 7 раскрывается психологический образ педагога, его профессиональное
сознание. Хотелось привлечь внимание педагогов к проблеме
активности профессионального сознания не по отношению к студенту
как объекту деятельности, а отношениям внутри самой деятельности.
С этой целью рассматриваются такие составляющие профессионального
сознания, как личность педагога, рефлексия, самосознание, понимание,
интерпретация, интеллигентность, мастерство и искусство педагога, духовность
и душевность.
В разделе IV (главы 8, 9, 10, 11, 12) сделан акцент на сущность инноваций
в образовании и традиционно драматический характер их внедрения.
Инновация, как и культура вообще, реализует себя через разновекторные
действия людей. Поэтому инновационный процесс — это
дерзость, новизна, смелость, сила, воля и отвага. Педагогическое знание
должно находиться в поиске гармоничного и осмысленного существования
в образовательных технологиях таких составляющих, как методы,
приемы, стили преподавания и учения. В этой связи в разделе IV
предложены темы культурных традиций в университете, педагогической
техники, электронной обучающей среды. Здесь же представлена тема
«Современная лекция», в которой наряду с традиционными методами
и приемами описаны относительно новые поиски философов и дидактов:
эссеистский и драматургический подход.
В основу раздела V (глава 13) положена мысль о непреложном законе
преемственности. Даже концепции вариативного образования, либерализации
элитарного образования или трансцендентной педагогики имеют
глубокие основания и тенденции, просматривающиеся во все времена
развития педагогической мысли и технологии. Будущее педагогической
9
Стр.10
Предисловие
деятельности связано с расширением возможностей профессиональной
рефлексии, компетентного выбора личностью стратегий саморазвития
и самораскрытия в обстоятельствах образовательно-воспитательного
процесса. Только опираясь на эти возможности, можно предложить студентам
ориентиры самостановления и саморазвития.
Учебник снабжен терминологическим словарем (глоссарий).
В предметный указатель вошли ключевые понятия, подробно рассмотренные
в пределах учебника. В сведениях об авторах приведены
имена философов, педагогов, психологов и дидактов,
упомянутые в учебнике, чьи идеи оказали и оказывают существенное
влияние на теорию и методику преподавания. Каждая глава завершается
кратким обобщением. Рекомендуемая литература, вопросы и задания
для самостоятельной работы расположены в конце глав.
Содержание основных разделов и глав, характер изложения материала
в учебнике, его композиция и стиль позволяют считать, что сохранена необходимая
широта рассмотрения образовательных процессов в методологии
образования, дидактике, психологии и ряде других наук.
Авторы надеются, что учебный материал будет полезен всем интересующимся
теоретико-методологическими проблемами образования.
10
Стр.11