РАЗВИТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОЙ
СТРУКТУРЫ СЛОВА
ХОПРЕНИНОВА В.А. <...> Оренбургский государственный педагогический университет,
e-mail – valenteena@yandex.ru
Младший школьный возраст – один из самых важных периодов
языкового развития ребёнка, поскольку именно в начальной школе дети
начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка. <...> Изучение состава слова начинается со 2-го класса. <...> По мнению методистов и
учителей, изучение морфемной структуры слов имеет исключительно важное
значение в развитии лингвистических способностей младших школьников и
их общем развитии, поскольку способствует формированию внимательного
отношения ребёнка к слову, потребности и способности анализировать и
обобщать языковые явления, «открывать» закономерности языковых явлений. <...> Отличительной
особенностью новых подходов
является реализация практической
направленности обучения морфемному составу слова. <...> Авторами
предлагаются задания и упражнения, основанные на имеющемся речевом
опыте детей, максимально способствующие не только пониманию учащимися
лексического значения слова, но и развитию осознанного контекстного
употребления слов с определёнными приставками и суффиксами. <...> Слово – это «основная структурно-семантическая единица языка», и
как единица языковой системы оно «имеет определённую структуру» [6], т.е.
состоит из морфем – одной или нескольких. <...> Морфемам, как установлено
многочисленными лингвистическими исследованиями, свойственно
семантико-словообразовательное и грамматическое значения. <...> Лексическое
значение слова «создается» путем взаимодействия и слияния в единое целое
значений, присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово. <...> Особая роль принадлежит корню как смысловому ядру, дающему
семантическую общность однокоренных слов. <...> Немотивированным (первичным) называется значение, которое является
генетически непроизводным <...>
РАЗВИТИЕ_ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ_СПОСОБНОСТЕЙ_МЛАДШИХ_ШКОЛЬНИКОВ_В_ПРОЦЕССЕ_ИЗУЧЕНИЯ_МОРФЕМНОЙ_СТРУКТУРЫ_СЛОВА.pdf
РАЗВИТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОЙ
СТРУКТУРЫ СЛОВА
ХОПРЕНИНОВА В.А.
Оренбургский государственный педагогический университет,
e-mail – valenteena@yandex.ru
Младший школьный возраст – один из самых важных периодов
языкового развития ребёнка, поскольку именно в начальной школе дети
начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка.
Изучение состава слова начинается со 2-го класса. По мнению методистов и
учителей, изучение морфемной структуры слов имеет исключительно важное
значение в развитии лингвистических способностей младших школьников и
их общем развитии, поскольку способствует формированию внимательного
отношения ребёнка к слову, потребности и способности анализировать и
обобщать языковые явления, «открывать» закономерности языковых явлений.
В последние годы возрос интерес учёных-методистов и учителейпрактиков
к проблемам обучения морфемному анализу слова учащихся.
Произошло значительное обновление содержания учебного материала по
данной теме: созданы новые программы, курсы, пособия. Отличительной
особенностью новых подходов является реализация практической
направленности обучения морфемному составу слова. Авторами
предлагаются задания и упражнения, основанные на имеющемся речевом
опыте детей, максимально способствующие не только пониманию учащимися
лексического значения слова, но и развитию осознанного контекстного
употребления слов с определёнными приставками и суффиксами.
Слово – это «основная структурно-семантическая единица языка», и
как единица языковой системы оно «имеет определённую структуру» [6], т.е.
состоит из морфем – одной или нескольких. Морфемам, как установлено
многочисленными лингвистическими исследованиями, свойственно
семантико-словообразовательное и грамматическое значения. Лексическое
значение слова «создается» путем взаимодействия и слияния в единое целое
значений, присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово.
Особая роль принадлежит корню как смысловому ядру, дающему
семантическую общность однокоренных слов.
Один из основных типов лексического значения слова выделяется с
точки зрения мотивированности значения слова, т.е. является ли оно
первичным или мотивировано каким-либо значением того же самого слова.
Немотивированным (первичным) называется значение, которое является
генетически непроизводным для современного русского языка.
Мотивированным (вторичным) значение именуется потому, что оно
производно в смысловом или словообразовательном отношении. Мотивированные
слова обладают «внутренней формой»: они связаны с
производящим словом своей формой и теми семами, которые входят в
1
Стр.1