Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Теоретические основы исследования фамилистической метакомпетентности молодёжи в образовательном пространстве вуза (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСёмина М. В.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц221
ID211626
АннотацияНастоящая монография освещает одну из традиционных для отечественной школы задач – подготовку молодёжи к браку и семье, профессиональной работе с семьёй в контексте процессов модернизации современного образования и системных изменений брачно-семейного института. В работе представлены методологическое обоснование и концепция развития фамилистической метакомпетентности обучающегося как сложного личностного качества; излагаются основы педагогического моделирования фамилистически направленного образовательного пространства вуза.
Кому рекомендованоКнига предназначена для организации самостоятельной образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, интересующихся инновационными тенденциями развития педагогики, философии образования, фамилистики как науки о комплексном изучении семьи и семейного образа жизни.
ISBN978-5-85158-852-5
УДК378+159.9
ББКЧ481.358+Ю956
Сёмина, М. В. Теоретические основы исследования фамилистической метакомпетентности молодёжи в образовательном пространстве вуза : [монография] / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; М. В. Сёмина .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2012 .— 221 с. — Библиогр.: с. 191-212 (362 назв.) .— ISBN 978-5-85158-852-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/211626 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М. В. Сёмина ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАМИЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> М. В. Сёмина ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАМИЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Чита ЗабГГПУ 2012 УДК 378+159.9 ББК Ч481.358+Ю956 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> ISBN 978-5-85158-852-5 Настоящая монография освещает одну из традиционных для отечественной школы задач – подготовку молодёжи к браку и семье, профессиональной работе с семьёй в контексте процессов модернизации современного образования и системных изменений брачно-семейного института. <...> Книга предназначена для организации самостоятельной образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, интересующихся инновационными тенденциями развития педагогики, философии образования, фамилистики как науки о комплексном изучении семьи и семейного образа жизни. <...> Методологические подходы к исследованию фамилистической метакомпетентности студенческой молодёжи . <...> Системно-синергетический подход в фамилистических и педагогических исследованиях . <...> Компетентностный подход как методологическая основа развития личности в современной высшей школе . <...> Ювентологический подход в исследовании брачно-семейных отношений молодёжи и её фамилистической метакомпетентности 50 Глава 2. <...> Педагогические принципы и условия развития фамилистической метакомпетентности студенческой молодёжи 144 <...> Компетентностный подход, являясь механизмом модернизации образования, призван преодолеть традиционные когнитивные ориентации образования, представить новое видение его содержания, методов и технологий и стать механизмом создания обновлённого образования как среды развития нового человека. <...> Проблема <...>
Теоретические_основы_исследования_фамилистической_метакомпетентности_молодёжи_в_образовательном_пространстве_вуза.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского М. В. Сёмина ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАМИЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Чита ЗабГГПУ 2012
Стр.2
УДК 378+159.9 ББК Ч481.358+Ю956 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобнауки РФ № 6.2229.2011 Ответственный за выпуск М. И. Гомбоева, доктор культурологии, проректор по научной работе ЗабГГПУ Рецензенты Т. К. Клименко, доктор педагогических наук, профессор ЗабГГПУ; В. В. Игнатова, доктор педагогических наук, профессор СибГТУ Сёмина, М. В. Теоретические основы исследования фамилистической метакомпетентности молодёжи в образовательном пространстве вуза / М. И. Сёмина; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2012. – 220 с. ISBN 978-5-85158-852-5 Настоящая монография освещает одну из традиционных для отечественной школы задач – подготовку молодёжи к браку и семье, профессиональной работе с семьёй в контексте процессов модернизации современного образования и системных изменений брачно-семейного института. В работе представлены методологическое обоснование и концепция развития фамилистической метакомпетентности обучающегося как сложного личностного качества; излагаются основы педагогического моделирования фамилистически направленного образовательного пространства вуза. Книга предназначена для организации самостоятельной образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, интересующихся инновационными тенденциями развития педагогики, философии образования, фамилистики как науки о комплексном изучении семьи и семейного образа жизни. УДК 378+159.9 ББК Ч481.358+Ю956 ISBN 978-5-85158-852-5 © ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
Содержание Введение .....................................................4 Глава 1. Методологические подходы к исследованию фамилистической метакомпетентности студенческой молодёжи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 1.1. Системно-синергетический подход в фамилистических и педагогических исследованиях.....................................10 1.2. Компетентностный подход как методологическая основа развития личности в современной высшей школе........................35 1.3. Ювентологический подход в исследовании брачно-семейных отношений молодёжи и её фамилистической метакомпетентности 50 Глава 2. Концепция развития фамилистической метакомпетентности личности в образовательном пространстве вуза.......................79 2.1. Фамилистическая метакомпетентность как педагогический феномен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79 2.2. Факторы развития фамилистической метакомпетентности личности ...............................111 2.3. Педагогические принципы и условия развития фамилистической метакомпетентности студенческой молодёжи 144 2.4. Педагогический процесс моделирования фамилистически направленного образовательного пространства вуза...................171 Заключение .................................................188 Библиографический список ...................................191 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213 3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Масштабные социально-экономические изменения в России и всём мире, сопровождающиеся динамичными процессами глобализации, информатизации, технологизации, гуманизации, детерминировали превращение образования в движущую силу развития цивилизации. Ценностные доминанты отечественного образования на современном этапе его развития определяются проблемой соответствия образования становлению такой личности, которая сможет успешно решать «три основных задачи – выживания, функционирования и развития» (С. А. Булат, С. Н. Белова). Приоритеты актуализированной сегодня воспитательной компоненты образования как никогда ориентированы на общечеловеческие гуманистические ценности, демократизм и толерантность, креативность и созидательную активность личности. Вслед за К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, А. Г. Асмоловым, Л. И. Божович, Д. А. Леонтьевым, В. В. Краевским, А. В. Хуторским и др., цель образования мы рассматриваем как становление человека, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, обладающему многофункциональными компетентностями. Предполагается, что именно эти характеристики позволят личности самостоятельно решать различные проблемы в профессиональных и социальных отношениях, в том числе брачно-семейных. Компетентностный подход, являясь механизмом модернизации образования, призван преодолеть традиционные когнитивные ориентации образования, представить новое видение его содержания, методов и технологий и стать механизмом создания обновлённого образования как среды развития нового человека. Обновление стратегии отечественного образования потребовало пересмотра его содержательных и процессуальных характеристик. Для нас чрезвычайно важным является тот факт, что логика компетентностного подхода позволяет интегрировать, во-первых, задачи качественной профессиональной подготовки выпускника к работе с семьей согласно требованиям ФГОС третьего поколения, во-вторых, создавать условия для успешного решения личностью в процессе образования социальных задач взросления (обретения адекватных юношескому возрасту статусных брачно-семейных характеристик, личностной и социальной успешности в партнёрстве, супружестве, родительстве). Неотъемлемой составляющей успешной социализации молодёжи традиционно остаётся активизация по мере взросления брачно-семейного статуса. Проблема подготовки молодёжи к семейной жизни решалась и 4
Стр.5
решается в науке и практике достаточно вариативно. Разновекторные направления, естественные в рамках нелинейности векторов цивилизации и основных подходов к пониманию сущности человека и образовательных возможностей в его формировании, значимы для проектирования образовательной деятельности по развитию у современной молодёжи готовности к брачно-семейным отношениям. Социальная детерминация современника XXI в. как носителя активного брачно-семейного статуса может и должна происходить в условиях информирования о существующих тенденциях развития института брака и семьи и активной рефлексии собственного выбора. Значимую помощь в становлении и развитии такой личностной позиции может оказать современная высшая школа, приоритетным направлением развития которой является личностная, культурологическая составляющая компетентности обучающихся. Отечественное образование накопило значительный опыт подготовки молодёжи к браку и семье, безусловно имеющий историческое значение. Вместе с тем, очевидна необходимость его критического осмысления и существенной модернизации в силу происходящих в обществе реформационных процессов. Нравственная дезинтеграция молодёжи, недостаточно развитые у неё навыки жизненного самоопределения, разобщённость в стремительно развивающемся обществе институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации, стали тревожными характеристиками общественных отношений на рубеже эпох. Понятие «фамилистика», суть которого в определении науки о комплексном исследовании семьи и её составляющих, введено в научный аппарат в конце 70-х гг. прошлого века А. Г. Харчевым и М. С. Мацковским. Известно ещё одно трактование этого понятия, предложенное А. И. Антоновым и связывающее его смысл с «направленностью системы взаимосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни на уровне общества, социальных институтов, групп, индивидов; как приоритета ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями». В контексте изучения феномена фамилистической компетентности личности в России в начале XXI в. было проведено несколько диссертационных исследований. Среди них научные работы Н. Ю. Шлейковой о формировании фамилистической компетентности учителя на примере подготовки учителей технологии; Б. Б. Хубиева о роли и месте фамилистических исследований в социогуманитарном знании; Л. И. Васильевой о технологии формирования фамилистической компетентности будущего учителя; Г. И. Исакаевой о формировании фамилистической культуры студентов педагогических вузов и др. В доступной нам литературе не рассматривается фамилистическая метакомпетентность как надуровневое метакачество личности современного человека. 5
Стр.6