Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
М. В. Сёмина
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФАМИЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ
МОЛОДЁЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Чита
ЗабГГПУ
2012
Стр.2
УДК 378+159.9
ББК Ч481.358+Ю956
Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу
Минобнауки РФ № 6.2229.2011
Ответственный за выпуск
М. И. Гомбоева, доктор культурологии, проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты
Т. К. Клименко, доктор педагогических наук, профессор ЗабГГПУ;
В. В. Игнатова, доктор педагогических наук, профессор СибГТУ
Сёмина, М. В.
Теоретические основы исследования фамилистической метакомпетентности
молодёжи в образовательном пространстве вуза / М. И. Сёмина;
Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2012. – 220 с.
ISBN 978-5-85158-852-5
Настоящая монография освещает одну из традиционных для отечественной
школы задач – подготовку молодёжи к браку и семье, профессиональной работе
с семьёй в контексте процессов модернизации современного образования
и системных изменений брачно-семейного института. В работе представлены
методологическое обоснование и концепция развития фамилистической метакомпетентности
обучающегося как сложного личностного качества; излагаются
основы педагогического моделирования фамилистически направленного образовательного
пространства вуза.
Книга предназначена для организации самостоятельной образовательной
и научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов, аспирантов,
интересующихся инновационными тенденциями развития педагогики, философии
образования, фамилистики как науки о комплексном изучении семьи и
семейного образа жизни.
УДК 378+159.9
ББК Ч481.358+Ю956
ISBN 978-5-85158-852-5
© ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
Содержание
Введение .....................................................4
Глава 1. Методологические подходы к исследованию фамилистической
метакомпетентности студенческой молодёжи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.1. Системно-синергетический подход в фамилистических и педагогических
исследованиях.....................................10
1.2. Компетентностный подход как методологическая основа развития
личности в современной высшей школе........................35
1.3. Ювентологический подход в исследовании брачно-семейных отношений
молодёжи и её фамилистической метакомпетентности
50
Глава 2. Концепция развития фамилистической метакомпетентности личности
в образовательном пространстве вуза.......................79
2.1. Фамилистическая метакомпетентность
как педагогический феномен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
2.2. Факторы развития фамилистической
метакомпетентности личности ...............................111
2.3. Педагогические принципы и условия развития
фамилистической метакомпетентности студенческой молодёжи 144
2.4. Педагогический процесс моделирования фамилистически направленного
образовательного пространства вуза...................171
Заключение .................................................188
Библиографический список ...................................191
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Масштабные социально-экономические изменения в России и всём
мире, сопровождающиеся динамичными процессами глобализации, информатизации,
технологизации, гуманизации, детерминировали превращение
образования в движущую силу развития цивилизации. Ценностные
доминанты отечественного образования на современном этапе его развития
определяются проблемой соответствия образования становлению
такой личности, которая сможет успешно решать «три основных задачи
– выживания, функционирования и развития» (С. А. Булат, С. Н. Белова).
Приоритеты актуализированной сегодня воспитательной компоненты
образования как никогда ориентированы на общечеловеческие гуманистические
ценности, демократизм и толерантность, креативность и созидательную
активность личности. Вслед за К. А. Абульхановой-Славской,
Б. Г. Ананьевым, А. Г. Асмоловым, Л. И. Божович, Д. А. Леонтьевым,
В. В. Краевским, А. В. Хуторским и др., цель образования мы рассматриваем
как становление человека, готового к свободному, гуманистически
ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию,
обладающему многофункциональными компетентностями. Предполагается,
что именно эти характеристики позволят личности самостоятельно
решать различные проблемы в профессиональных и социальных
отношениях, в том числе брачно-семейных. Компетентностный подход,
являясь механизмом модернизации образования, призван преодолеть традиционные
когнитивные ориентации образования, представить новое видение
его содержания, методов и технологий и стать механизмом создания
обновлённого образования как среды развития нового человека. Обновление
стратегии отечественного образования потребовало пересмотра
его содержательных и процессуальных характеристик.
Для нас чрезвычайно важным является тот факт, что логика компетентностного
подхода позволяет интегрировать, во-первых, задачи качественной
профессиональной подготовки выпускника к работе с семьей
согласно требованиям ФГОС третьего поколения, во-вторых, создавать
условия для успешного решения личностью в процессе образования социальных
задач взросления (обретения адекватных юношескому возрасту
статусных брачно-семейных характеристик, личностной и социальной
успешности в партнёрстве, супружестве, родительстве).
Неотъемлемой составляющей успешной социализации молодёжи
традиционно остаётся активизация по мере взросления брачно-семейного
статуса. Проблема подготовки молодёжи к семейной жизни решалась и
4
Стр.5
решается в науке и практике достаточно вариативно. Разновекторные направления,
естественные в рамках нелинейности векторов цивилизации
и основных подходов к пониманию сущности человека и образовательных
возможностей в его формировании, значимы для проектирования
образовательной деятельности по развитию у современной молодёжи готовности
к брачно-семейным отношениям. Социальная детерминация современника
XXI в. как носителя активного брачно-семейного статуса может
и должна происходить в условиях информирования о существующих
тенденциях развития института брака и семьи и активной рефлексии
собственного выбора. Значимую помощь в становлении и развитии такой
личностной позиции может оказать современная высшая школа, приоритетным
направлением развития которой является личностная, культурологическая
составляющая компетентности обучающихся.
Отечественное образование накопило значительный опыт подготовки
молодёжи к браку и семье, безусловно имеющий историческое значение.
Вместе с тем, очевидна необходимость его критического осмысления
и существенной модернизации в силу происходящих в обществе
реформационных процессов. Нравственная дезинтеграция молодёжи, недостаточно
развитые у неё навыки жизненного самоопределения, разобщённость
в стремительно развивающемся обществе институтов, готовых
поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной
самореализации, стали тревожными характеристиками общественных
отношений на рубеже эпох.
Понятие «фамилистика», суть которого в определении науки о
комплексном исследовании семьи и её составляющих, введено в научный
аппарат в конце 70-х гг. прошлого века А. Г. Харчевым и М. С. Мацковским.
Известно ещё одно трактование этого понятия, предложенное
А. И. Антоновым и связывающее его смысл с «направленностью системы
взаимосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни на уровне
общества, социальных институтов, групп, индивидов; как приоритета
ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями».
В контексте изучения феномена фамилистической компетентности
личности в России в начале XXI в. было проведено несколько диссертационных
исследований. Среди них научные работы Н. Ю. Шлейковой
о формировании фамилистической компетентности учителя на примере
подготовки учителей технологии; Б. Б. Хубиева о роли и месте фамилистических
исследований в социогуманитарном знании; Л. И. Васильевой
о технологии формирования фамилистической компетентности будущего
учителя; Г. И. Исакаевой о формировании фамилистической культуры
студентов педагогических вузов и др. В доступной нам литературе не рассматривается
фамилистическая метакомпетентность как надуровневое
метакачество личности современного человека.
5
Стр.6