Е.В. Зволейко
ЛОГОПСИХОЛОГИЯ
И ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> Структура дефекта и состояние речи при различных речевых
нарушениях (логопедический и психологический аспекты) .............169
Тема 2. <...> ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ .........300
Тема 1. <...> А.Н.Толстой
Важность знания психологии лиц, имеющих нарушения речи,
определяется большим количеством детей, страдающих логопатологией. <...> По степени распространенности в детской возрастной группе первое
место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (причем в литературе указывается, что среди школьников, испытывающих трудности в обучении, свыше 90% имеют речевые и языковые
нарушения). <...> Лишь в ограниченной своей части речевые нарушения составляют первичный дефект, когда речевое нарушение составляет «ядро» аномалии и может стать причиной ряда других отклонений в развитии. <...> Таким образом, необходимо различать детей, имеющих в качестве первичного речевой дефект, и детей, у
которых речь нарушается вторично, как следствие других (сенсорных,
интеллектуальных, двигательных) нарушений. <...> Увеличение числа лиц с отклонениями в развитии, значительный
процент лиц, страдающих речевой патологией настоятельно требуют
внедрения в практическую педагогику и психологию достижений такого
раздела психологии, как логопсихология. <...> В пособии рассматриваются особенности развития психических
процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения,
специфика физического, двигательного развития разных категорий детей с логопатологией, особенности их поведения и деятельности, личности и эмоционально-волевой сферы. <...> Представлены необходимые
психодиагностические методики, направленные на изучение различных
сторон психической деятельности детей-логопатов и показаны способы
психокоррекционой деятельности логопеда и психолога по преодолению имеющихся <...>
Логопсихология_и_основы_логопедии.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г.Чернышевского
Е.В. Зволейко
ЛОГОПСИХОЛОГИЯ
И ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ
Учебное пособие
Чита 2008
Стр.2
УДК 371.927 (075.3)
ББК Ч 437.21я73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского
Ответственный за выпуск: М.В. Константинов, д-р ист. наук, проф.,
проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты: О.Б. Григорьева, канд. пед. наук, заведующая Центром
коррекционной педагогики ЧИПКРО;
О.А. Ворона, канд. психол. наук, заведующая кафедрой общей
и практической психологии ЗабГГПУ
Зволейко Е.В.
Логопсихология и основы логопедии: учебное пособие / Е.В. Зволейко. −
Чита: Издательство ЗабГГПУ, 2008 − 357 с.
ISBN 978-5-85158-3407
Учебное пособие «Логопсихология и основы логопедии» составлено на основе
литературных источников по данной проблематике и лекционного курса, разработанного
автором. В нем представлены теоретические основы логопедии и логопсихологии
и рассмотрены практические аспекты организации работы с данной категорией
детей.
Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических
специальностей, может быть полезно для практикующих психологов, логопедов и
учителей школ.
УДК 371.927 (075.3)
ББК Ч 437.21я73
ISBN 978-5-85158-3407
© Зволейко Е.В., 2008
© ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ .............................................................................................. 3
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................... 5
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ .. 9
Тема 1. Предмет, цели и задачи логопсихологии. Теоретикометодологические
основы и методы логопсихологии ........................... 9
Тема 2. Проблема развития психики в медицине, психологии и
педагогике .................................................................................................. 19
Тема 3. Характеристика речи ................................................................... 42
Тема 4. Развитие речи в норме и патологии ........................................... 48
Тема 5. Классификация речевых нарушений ......................................... 62
Тема 6. Причины речевых нарушений .................................................... 72
Тема 7. Условия нормального речевого развития ................................. 89
Тема 8. Профилактика речевых нарушений ........................................... 98
РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ............................................... 107
Тема 1. Особенности ощущений и восприятия при речевых
нарушениях .............................................................................................. 107
Тема 2. Внимание детей-логопатов ....................................................... 121
Тема 3. Особенности памяти при речевых нарушениях ..................... 126
Тема 4. Особенности мыслительной деятельности детей с речевыми
нарушениями ............................................................................................ 133
Тема 5. Особенности воображения при нарушениях речи ................. 147
Тема 6. Специфика физического и двигательного развития детей с
речевыми нарушениями .......................................................................... 152
РАЗДЕЛ 3. КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ................................................ 169
Тема 1. Структура дефекта и состояние речи при различных речевых
нарушениях (логопедический и психологический аспекты) ............. 169
Тема 2. Состояние речи и психических функций при общем
недоразвитии речи ................................................................................... 181
Тема 3. Особенности коммуникации детей
с речевыми нарушениями ....................................................................... 188
Тема 4. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детейлогопатов.
Понятия «человек», «индивид», «личность»,
«индивидуальность», их соотношение .................................................. 209
Тема 5. Особенности поведения и деятельности детей с речевыми
нарушениями ............................................................................................ 231
Тема 6. Семейное воспитание и социально-психологические
проблемы детей с речевыми нарушениями .......................................... 240
3
Стр.5
РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ................................. 254
Тема 1. Принципы психолого-педагогической диагностики и
психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в
развитии .................................................................................................... 254
Тема 2. Диагностическая деятельность логопеда ................................ 260
Тема 3. Диагностическая деятельность психолога .............................. 273
Тема 4. Дифференциальная диагностика в логопедии и
логопсихологии ....................................................................................... 284
РАЗДЕЛ 5. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ ......... 300
Тема 1. Логопедическая коррекция речевых нарушений ................... 300
Тема 2. Логопедическая коррекция при разных видах речевых
нарушений ................................................................................................ 306
Тема 3. Психологическая коррекция речевых нарушений ................. 322
Тема 4. Психологическая коррекция при разных видах речевых
нарушений ................................................................................................ 332
Тема 5. Учреждения для детей с нарушениями речи. ......................... 340
4
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ
Язык – лучший посредник
для установления дружбы и согласия
Э. Роттердамский
Можно с уверенностью сказать,
что человек, говорящий на хорошем языке,
на чистом языке, богаче мыслит, чем человек,
который говорит на плохом и бедном языке
А.Н.Толстой
Важность знания психологии лиц, имеющих нарушения речи,
определяется большим количеством детей, страдающих логопатологией.
По степени распространенности в детской возрастной группе первое
место по численности занимают дети с образовательными затруднениями
(причем в литературе указывается, что среди школьников, испытывающих
трудности в обучении, свыше 90% имеют речевые и языковые
нарушения). Дети с нарушениями речи занимают третье место (около
20% от общего количества детей с нарушениями в развитии). Заиканием
страдает до 3% населения. В России работает 60 учреждений для детей
с тяжелыми нарушениями речи.
Согласно теории системного строения психики человека
(Л.С.Выготский), речь не может нарушаться изолированно от других
высших психических функций, она теснейшим образом связана со всеми
сторонами психического развития ребенка.
В формировании высших психических функций у ребенка речь
играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль − возникнув, она
совершенствует и перестраивает неречевые психические процессы, под
ее влиянием происходит качественное изменение их структуры и организации
(А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.) Восприятие, внимание,
память, мышление, воображение, целенаправленное поведение
формируются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец
и др.). Выполняя функцию общения ребенка со взрослыми, речь является
базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования
и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической
жизни, влияет на развитие личности в целом.
С другой стороны, невербальные психические процессы являются
предпосылкой для развития речи: для становления речи необходим
определенный когнитивный базис. Речь появляется на этапе формирования
наглядно-образного мышления, когда становится возможным закрепление
связи между образом предмета, признака или действия и образом
слова. Совершенствование мышления определяет в дальнейшем
усвоение лексических, грамматических, морфологических и синтаксических
закономерностей языка (Р.И. Лалаева).
5
Стр.7