Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Логопсихология и основы логопедии (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЗволейко Е. В.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц352
ID211445
АннотацияУчебное пособие «Логопсихология и основы логопедии» составлено на основе литературных источников по данной проблематике и лекционного курса, разработанного автором. В нем представлены теоретические основы логопедии и логопсихологии и рассмотрены практические аспекты организации работы с данной категорией детей.
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов психологических и педагогических специальностей, может быть полезно для практикующих психологов, логопедов и учителей школ.
ISBN978-5-85158-340-7
УДК371.927(075.3)
ББКЧ 437.21я73
Зволейко, Е. В. Логопсихология и основы логопедии : учеб. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Е. В. Зволейко .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2008 .— 352 с. — ISBN 978-5-85158-340-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/211445 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.В. Зволейко ЛОГОПСИХОЛОГИЯ И ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> Структура дефекта и состояние речи при различных речевых нарушениях (логопедический и психологический аспекты) .............169 Тема 2. <...> ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ .........300 Тема 1. <...> А.Н.Толстой Важность знания психологии лиц, имеющих нарушения речи, определяется большим количеством детей, страдающих логопатологией. <...> По степени распространенности в детской возрастной группе первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (причем в литературе указывается, что среди школьников, испытывающих трудности в обучении, свыше 90% имеют речевые и языковые нарушения). <...> Лишь в ограниченной своей части речевые нарушения составляют первичный дефект, когда речевое нарушение составляет «ядро» аномалии и может стать причиной ряда других отклонений в развитии. <...> Таким образом, необходимо различать детей, имеющих в качестве первичного речевой дефект, и детей, у которых речь нарушается вторично, как следствие других (сенсорных, интеллектуальных, двигательных) нарушений. <...> Увеличение числа лиц с отклонениями в развитии, значительный процент лиц, страдающих речевой патологией настоятельно требуют внедрения в практическую педагогику и психологию достижений такого раздела психологии, как логопсихология. <...> В пособии рассматриваются особенности развития психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, специфика физического, двигательного развития разных категорий детей с логопатологией, особенности их поведения и деятельности, личности и эмоционально-волевой сферы. <...> Представлены необходимые психодиагностические методики, направленные на изучение различных сторон психической деятельности детей-логопатов и показаны способы психокоррекционой деятельности логопеда и психолога по преодолению имеющихся <...>
Логопсихология_и_основы_логопедии.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Логопсихология_и_основы_логопедии.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского Е.В. Зволейко ЛОГОПСИХОЛОГИЯ И ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ Учебное пособие Чита 2008
Стр.2
УДК 371.927 (075.3) ББК Ч 437.21я73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского Ответственный за выпуск: М.В. Константинов, д-р ист. наук, проф., проректор по научной работе ЗабГГПУ Рецензенты: О.Б. Григорьева, канд. пед. наук, заведующая Центром коррекционной педагогики ЧИПКРО; О.А. Ворона, канд. психол. наук, заведующая кафедрой общей и практической психологии ЗабГГПУ Зволейко Е.В. Логопсихология и основы логопедии: учебное пособие / Е.В. Зволейко. − Чита: Издательство ЗабГГПУ, 2008 − 357 с. ISBN 978-5-85158-3407 Учебное пособие «Логопсихология и основы логопедии» составлено на основе литературных источников по данной проблематике и лекционного курса, разработанного автором. В нем представлены теоретические основы логопедии и логопсихологии и рассмотрены практические аспекты организации работы с данной категорией детей. Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических специальностей, может быть полезно для практикующих психологов, логопедов и учителей школ. УДК 371.927 (075.3) ББК Ч 437.21я73 ISBN 978-5-85158-3407 © Зволейко Е.В., 2008 © ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ .............................................................................................. 3 ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................... 5 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ .. 9 Тема 1. Предмет, цели и задачи логопсихологии. Теоретикометодологические основы и методы логопсихологии ........................... 9 Тема 2. Проблема развития психики в медицине, психологии и педагогике .................................................................................................. 19 Тема 3. Характеристика речи ................................................................... 42 Тема 4. Развитие речи в норме и патологии ........................................... 48 Тема 5. Классификация речевых нарушений ......................................... 62 Тема 6. Причины речевых нарушений .................................................... 72 Тема 7. Условия нормального речевого развития ................................. 89 Тема 8. Профилактика речевых нарушений ........................................... 98 РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ............................................... 107 Тема 1. Особенности ощущений и восприятия при речевых нарушениях .............................................................................................. 107 Тема 2. Внимание детей-логопатов ....................................................... 121 Тема 3. Особенности памяти при речевых нарушениях ..................... 126 Тема 4. Особенности мыслительной деятельности детей с речевыми нарушениями ............................................................................................ 133 Тема 5. Особенности воображения при нарушениях речи ................. 147 Тема 6. Специфика физического и двигательного развития детей с речевыми нарушениями .......................................................................... 152 РАЗДЕЛ 3. КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ................................................ 169 Тема 1. Структура дефекта и состояние речи при различных речевых нарушениях (логопедический и психологический аспекты) ............. 169 Тема 2. Состояние речи и психических функций при общем недоразвитии речи ................................................................................... 181 Тема 3. Особенности коммуникации детей с речевыми нарушениями ....................................................................... 188 Тема 4. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детейлогопатов. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», их соотношение .................................................. 209 Тема 5. Особенности поведения и деятельности детей с речевыми нарушениями ............................................................................................ 231 Тема 6. Семейное воспитание и социально-психологические проблемы детей с речевыми нарушениями .......................................... 240 3
Стр.5
РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ................................. 254 Тема 1. Принципы психолого-педагогической диагностики и психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии .................................................................................................... 254 Тема 2. Диагностическая деятельность логопеда ................................ 260 Тема 3. Диагностическая деятельность психолога .............................. 273 Тема 4. Дифференциальная диагностика в логопедии и логопсихологии ....................................................................................... 284 РАЗДЕЛ 5. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ ......... 300 Тема 1. Логопедическая коррекция речевых нарушений ................... 300 Тема 2. Логопедическая коррекция при разных видах речевых нарушений ................................................................................................ 306 Тема 3. Психологическая коррекция речевых нарушений ................. 322 Тема 4. Психологическая коррекция при разных видах речевых нарушений ................................................................................................ 332 Тема 5. Учреждения для детей с нарушениями речи. ......................... 340 4
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия Э. Роттердамский Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке А.Н.Толстой Важность знания психологии лиц, имеющих нарушения речи, определяется большим количеством детей, страдающих логопатологией. По степени распространенности в детской возрастной группе первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (причем в литературе указывается, что среди школьников, испытывающих трудности в обучении, свыше 90% имеют речевые и языковые нарушения). Дети с нарушениями речи занимают третье место (около 20% от общего количества детей с нарушениями в развитии). Заиканием страдает до 3% населения. В России работает 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи. Согласно теории системного строения психики человека (Л.С.Выготский), речь не может нарушаться изолированно от других высших психических функций, она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка. В формировании высших психических функций у ребенка речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль − возникнув, она совершенствует и перестраивает неречевые психические процессы, под ее влиянием происходит качественное изменение их структуры и организации (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.) Восприятие, внимание, память, мышление, воображение, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.). Выполняя функцию общения ребенка со взрослыми, речь является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. С другой стороны, невербальные психические процессы являются предпосылкой для развития речи: для становления речи необходим определенный когнитивный базис. Речь появляется на этапе формирования наглядно-образного мышления, когда становится возможным закрепление связи между образом предмета, признака или действия и образом слова. Совершенствование мышления определяет в дальнейшем усвоение лексических, грамматических, морфологических и синтаксических закономерностей языка (Р.И. Лалаева). 5
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.