МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет» (ПГУ)
Туристская деятельность лиц
с отклонениями
в состоянии здоровья
Рекомендовано федеральным государственным бюджетным
образовательным учреждением высшего профессионального
образования «Государственный университет управления» в качестве
учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(Адаптивная физическая культура)» дисциплине
«Адаптивная двигательная реакция». Регистрационный номер
рецензии 686 от 21 декабря 2012 г. ФГАУ ФИРО
Второе издание,
исправленное и дополненное
Пенза
Издательство ПГУ
2013
Стр.1
УДК 796.011
ББК 75.09
Т86
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра теоретических основ физического воспитания
Пензенского государственного педагогического университета
им. В. Г. Белинского;
доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены, экологии
и спортсооружений Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
А. П. Лаптев
Туристская деятельность лиц с отклонениями
Т86
в состоянии здоровья : учеб. пособие / Н. О. Рубцова,
В. Н. Латчук, В. А. Ильин, А. А. Карпушкин. – 2-е изд.,
испр. и доп. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. – 252 с.
ISBN 978-5-94170-549-8
Раскрывается содержание профессиональной деятельности
специалистов по организационно-педагогическим аспектам адаптивной
двигательной рекреации в туризме, дается представление о
содержании рекреационных оздоровительных, спортивных, экскурсионных
и анимационных программ, о рекреационных ресурсах и
рекреационной сети в туризме, а также о методике рекреационного
обслуживания лиц с ограниченными возможностями.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности 032102 «Физическая
культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная
физическая культура)», а также для специалистов и работников
органов управления специальным образованием, специальных
(коррекционных) образовательных учреждений, учреждений
системы социальной защиты, общественных объединений и организаций,
занимающихся реабилитацией инвалидов.
УДК 796.011
ББК 75.09
ISBN 978-5-94170-549-8
2
© Пензенский государственный
университет, 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................... 6
Г л а в а 1. ТУРИЗМ В АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
РЕКРЕАЦИИ ............................................................................................. 11
1.1. Социально-исторические аспекты создания
безбарьерной среды жизнедеятельности для лиц
с ограниченными возможностями ........................................... 11
1.2. Основные понятия и определения туризма лиц
с ограниченными возможностями ........................................... 16
1.3. Основные сегменты индустрии туризма в России ................. 21
1.4. Мотивация занятий туризмом и ............................................... 33
Контрольные вопросы ...................................................................... 39
Г л а в а 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА .............................. 40
2.1. Понятие о рекреации в туризме для лиц с ограниченными
возможностями и ее функции .................................................. 40
2.2. Рекреационный туризм как вид адаптивной двигательной
рекреации .................................................................................. 52
2.3. Реабилитационные возможности туризма
в адаптивной двигательной рекреации ................................... 58
2.4. Особенности участия лиц с ограниченными
возможностями здоровья в туристских мероприятиях ......... 70
2.5. Структура и содержание туристских программ
для детей с отклонениями в состоянии здоровья ................. 82
Контрольные вопросы ...................................................................... 86
Г л а в а 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ .............................................................................. 88
3.1. Особенности подбора социально-досуговых
туристских программ для лиц с ограниченными
возможностями .......................................................................... 88
3.2. Рекомендации по разработке и реализации
познавательно-экскурсионных программ в области
историко-культурного наследия для лиц
с ограниченными возможностями .......................................... 94
3.3. Разработка и реализация туристско-оздоровительных
программ для лиц с ограниченными возможностями ...........104
3
Стр.3
3.4. Рекомендации по разработке и реализации
коррекционно-развивающих подвижных игр
в туризме .................................................................................... 127
Контрольные вопросы ...................................................................... 141
Г л а в а 4. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ
СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
С УЧАСТИЕМ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ............................................................................. 143
4.1. Организационно-методические особенности проведения
оздоровительно-спортивных туристских лагерей
с участием лиц с ограниченными возможностями ................ 143
4.2. Организационно-методические особенности проведения
туристских походов с участием лиц с ограниченными
возможностями .......................................................................... 150
4.3. Организационно-методические особенности проведения
туристских слетов с участием лиц с ограниченными
возможностями ......................................................................... 156
Контрольные вопросы .................................................................... 162
Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦАМ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ .................................... 163
5.1. Социально-психологические проблемы туристов
с ограниченными возможностями
при подготовке туристских мероприятий
и пути их решения ..................................................................... 163
5.2. Этикет общения с лицами, имеющими
ограниченные возможности, при проведении туристских
мероприятий .............................................................................. 173
5.3. Специфические особенности подготовки туристских
мероприятий с участием лиц с ограниченными
возможностями и обеспечение безопасности......................... 183
Контрольные вопросы ...................................................................... 189
Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ
В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ................................................................... 190
6.1. Менеджмент безопасности в адаптивной физической
культуре, спорте и туризме лиц с отклонениями
в состоянии здоровья ................................................................. 190
4
Стр.4
6.2. Основные факторы риска при возникновении
чрезвычайных ситуаций у различных категорий лиц
с нарушениями в состоянии здоровья......................................194
6.3. Взаимопомощь у лиц с нарушениями в состоянии
здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций.........................198
6.4. Планирование мероприятий по обеспечению
безопасности туристских мероприятий с участием лиц
с отклонениями в состоянии здоровья ....................................199
Контрольные вопросы ......................................................................201
Список литературы....................................................................................203
Приложение 1. Федеральный закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» ................................................206
Приложение 2. Декларация по туризму (извлечения) ...........................219
Приложение 3. Монреальская декларация (извлечения).......................223
Приложение 4. Заболевания внутренних органов
и рекомендуемые виды туристских мероприятий .................................229
Приложение 5. Основные типы минеральных вод ................................232
Приложение 6. Основные типы лечебных грязей..................................234
Приложение 7. Примерный план подготовки и проведения полевого
оздоровительно-спортивного туристского лагеря районного
масштаба.....................................................................................................236
Приложение 8. Примерная программа полевого
оздоровительно-спортивного туристского лагеря .................................239
Приложение 9. Примерный учебный план полевого
оздоровительно-спортивного туристского лагеря
для начинающих туристов........................................................................240
Приложение 10. Инструкция по организации
и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий
(путешествий) с учащимися общеобразовательных школ
и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов
и школ-интернатов, студентами педагогических училищ
Российской Федерации (извлечения) ......................................................241
Приложение 11. Типовой перечень снаряжения и оборудования
полевого туристского лагеря (из расчета на 50 человек) .....................249
Приложение 12. Рекомендуемый список группового снаряжения
для участия в работе туристского лагеря ...............................................250
Приложение 13. Рекомендуемый список личного снаряжения
участника полевого туристского лагеря .................................................251
5
Стр.5
Введение
Представления социума о здоровье и болезни, норме и патологии
изменчивы, динамичны, во многом определяются культурноисторическими
условиями, эпохой и во многом зависят от системы
ценностных ориентаций и социальных установок. Грань между
здоровыми и больными по своей сути есть социальный конструкт.
Соответственно, неспособность инвалидов к различным видам деятельности,
сложности в адаптации, изолированность от общества –
это результат бытующих в данном обществе социальных представлений.
Понятие
«инвалидность» раскрывается как ограничение жизнедеятельности,
выраженное в полной или частичной утрате человеком
способности или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,
контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой
деятельностью.
Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья
со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее
к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость
его социальной адаптации.
Инвалиды составляют особую категорию населения, численность
которой постоянно увеличивается. Мировым сообществом
социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной
важности.
В большинстве развитых стран мира понятие «инвалид» заменено
на «лицо с ограниченными возможностями», что более гуманно
по отношению к больным людям, так как подразумевает определенный
конструктивизм, возможность комплексной реабилитации
и социальной адаптации.
Обеспечивая социальную защищенность лиц с ограниченными
возможностями, государство должно создавать им необходимые
условия для достижения одинакового со своими согражданами
уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости,
участия в общественной жизни.
Восстановлению способности инвалидов к социальному
функционированию, независимому образу жизни призвана помочь
система многопрофильной комплексной реабилитации как
самостоятельная область научной и практической деятельности.
6
Стр.6
Эффективность реабилитационного воздействия физкультуры, спорта
и туризма на инвалидов является научно доказанным фактом.
Сегодня одним из перспективных направлений в практике
реабилитации инвалидов становится туристская деятельность, которая
способствует развитию их возможностей, навыков, компетентности
и интеграции в социальную жизнь, а одной из наиболее
эффективных оздоровительных технологий в ней является рекреационный
туризм, основная целевая функция которого – восстановление
физических и психических сил человека средствами туризма.
Перед государством в области реабилитации людей с ограниченными
возможностями стоит первостепенная задача по их социализации,
в связи с этим туристское движение сегодня призвано
решить следующие задачи:
с помощью средств туризма обеспечить людям, имеющим
инвалидность, доступ к прекрасному миру природы;
содействовать всестороннему гармоничному развитию личности
инвалида и обеспечению его полноценного отдыха.
В настоящее время рекреационный туризм становится одним
из основных методов в практике реабилитации лиц с ограниченными
возможностями. При этом одним из основных позитивных
средств удовлетворения общественно полезной потребности в активном
отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании
личности с ограниченными возможностями является
двигательная активность, связанная непосредственно с рекреацией,
т.е. адаптивная двигательная рекреация.
Являясь разновидностью адаптивной физической культуры и
спорта, адаптивная двигательная рекреация средствами туризма
позитивно влияет на здоровье и общее психофизическое состояние
лиц с ограниченными возможностями.
В связи с этим исключительную остроту приобретает проблема
подготовки и повышения квалификации профессиональных
кадров и специалистов в сфере туристской деятельности в интересах
лиц с ограниченными возможностями, создания соответствующей
научной и учебно-методической базы.
Целями подготовки специалистов в области адаптивной двигательной
рекреации средствами туризма являются формирование
у студентов целостного представления о роли туризма для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья, о содержании туристско-спортивной
и оздоровительной деятельности, где осуществляется туристский
технологический процесс в адаптивной двигательной рек7
Стр.7