ART 12165
s.kushova@mail.ru
Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного
потенциала занятий по математике в 5-х классах
Аннотация. В статье вкратце представлены история развития и теоретические
аспекты педагогической технологии «мастерской». В качестве примера использования
этой технологии в обучении школьников математике приводятся
конспекты интегрированных внеурочных занятий по математике для учащихся
пятых классов в форме мастерской, на которых прослеживается тесная взаимосвязь
содержательной математической части с воспитательным потенциалом
обучения.
Ключевые слова: педагогическая технология, мастерская, форма работы, развитие
творческих способностей, развитие интереса к математике.
Математическое образование в стране переживает серьезные изменения. Следуя
необходимости всесторонне развивать личность ученика, способствовать не
только формированию у нее крепких знаний по предмету, но и прививать навыки
мыслить творчески, ориентироваться в современном мире, учитель должен искать и
находить новые формы обучения и воспитания, наиболее эффективно направленные
на решение задач современной школы.
Поиск таких форм и методов обучения непрерывно ведется в Лицее № 21
г. Кирова, о чем уже не раз сообщалось на страницах журнала «Концепт» [1–3]. Мы
считаем, что одной из таких форм, позволяющих эффективно вовлечь учеников в
совместную деятельность, обучить их математике, способствовать формированию
развитой и воспитанной личности, является «мастерская» (традиционно такую форму
работы называют технологией).
Своё название технология «мастерской» получила оттого, что в ней есть мастер.
Мастер – это не всегда учитель, мастер – это тот, кто создаёт алгоритм действий,
разворачивающий творческий процесс, в котором участвуют все.
Технология мастерских относится к альтернативным технологиям [4]. В широком
смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые
противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей составляющей: целью,
содержанием, формой, методами или отношением и позицией участников педагогического
процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на
статус альтернативной технологии.
Проследим историю развития педагогической технологии мастерской. В 1920-х
годах у научно-педагогической общественности проявилось стремление к избавлению
от всего, что мешает человеку быть свободным, счастливым. В центр внимания
была поставлена личность. Педагоги, врачи, психологи активно изучали личность
ребенка, искали пути ее развития.
В середине 1920-х годов во Франции возникла «Французская группа нового образования»
(GFEN). В нее вошли знаменитые в то время психологи и педагоги –
Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. В своем манифесте «Французская группа
нового образования» заявила, что ее цель – воспитание свободно и критически
мыслящей личности. Представители этого движения утверждали, что основой их
~ 1 ~
УДК 372.8:51
Кушова С. В. Мастерская как форма интеграции воспитательного
и образовательного потенциала занятий
по математике в 5-х классах // Концепт. – 2012. –
№ 12 (декабрь). – ART 12165. – 0,8 п. л. – URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12165.htm.
Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
–
Кушова Светлана Владимировна,
учитель математики первой квалификационной категории МОАУ «Лицей № 21»,
г. Киров
Стр.1
ART 12165
УДК 372.8:51
Кушова С. В. Мастерская как форма интеграции воспитательного
и образовательного потенциала занятий
по математике в 5-х классах // Концепт. – 2012. –
№ 12 (декабрь). – ART 12165. – 0,8 п. л. – URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12165.htm.
Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
–
философии являются мысли гениальных предшественников, представителей человечества:
Руссо, Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле,
Фрэнэ, Пиаже, Нейла, Баттельхейма – всех тех, для кого изменение методов воспитания
и преподавания является важнейшей задачей цивилизации.
Основатели GFEN отрицали традиционные атрибуты процесса образования:
позволили ученику слушать не учителя, а одноклассника, позволили ошибаться,
петь фальшиво, не бояться писать плохо, выдвигать самые на первый взгляд безрассудные
гипотезы и отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые. Они
предложили тезис о том, что знание – это созидание и поиск в противостоянии с ранее
приобретенными знаниями, с критической оценкой того, что может быть давно
принято всеми. При этом педагоги GFEN настаивали на наличии природных способностей
всех людей к творчеству.
В конце ХХ века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350
педагогов Франции и других стран Европы – представителей «Французской группы
нового образования». На этой встрече были сформулированы основные положения
предложенной группой новой технологии – «мастерской» [5].
Вот некоторые положения, на которых базируется эта технология.
1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции,
раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание.
2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная,
творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность.
3. «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности,
вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования
и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.
4. Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний
как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода
критического мышления.
5. Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый
скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному.
6. Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность
разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему
с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль.
Рассмотрим основные элементы технологии – методические приёмы [6].
Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная
ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста,
рисунка, проекта.
Социоконструкция. Групповая работа. Мастер может корректировать состав
группы, разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ
их решения. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация – это выступление ребёнка в группе, выступление от группы.
Афиширование – это вывешивание работ учеников и мастера в аудитории и
ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.
Разрыв – это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или
несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий
к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным
источником.
~ 2 ~
Стр.2
ART 12165
УДК 372.8:51
Кушова С. В. Мастерская как форма интеграции воспитательного
и образовательного потенциала занятий
по математике в 5-х классах // Концепт. – 2012. –
№ 12 (декабрь). – ART 12165. – 0,8 п. л. – URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12165.htm.
Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
–
Рефлексия – это отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе
мастерской.
Использование этих технологических приемов позволяет не только вовлекать
учащихся в активную познавательную деятельность, но и дает возможность для широкого
применения воспитательного потенциала уроков математики.
Позиция ведущего мастера – позиция консультанта и советника, помогающего организовать
учебную работу. Все задания мастера и его действия направлены на то,
чтобы подключить воображение ребёнка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил
себя как творец. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство работой ребят.
Технология мастерских может использоваться как в урочной, так и во внеурочной
деятельности по математике, где ее потенциал можно значительно повысить за
счет интеграции с воспитательными аспектами в обучении.
Ниже мы приводим несколько примеров занятий по математике для 5-го класса,
разработанных по технологии мастерских с реализацией тесной взаимосвязи образовательного
и воспитательного аспектов обучения. Все эти занятия были представлены
нами на открытых мероприятиях в рамках реализации программы развития Лицея № 21
г. Кирова [7], а также в пришкольном математическом лагере [8].
1. Кружок по теме «Натуральные числа» (интегрированное занятие по математике
и основам безопасности жизнедеятельности).
Система целей к занятию кружка.
1) Общая дидактическая цель: создать условия для закрепления знаний и формирования
умений и навыков.
2) Триединая дидактическая цель:
а) образовательный аспект: закрепить и проверить уровень знаний, умений и
навыков выполнения арифметических действий с натуральными числами; усовершенствовать
навыки решения текстовых задач, использующих операции над числами,
навыки решений простейших уравнений;
б) развивающий аспект: создать условия для развития интеллектуальных умений
учащихся и познавательного интереса; создать у школьников положительную
мотивацию к выполнению умственных и практических действий; развивать интерес у
учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями;
в) воспитательный аспект: создать условия для воспитания у учащихся чувства
удовлетворения от возможности показать на занятии свои знания не только по математике,
но и в других областях школьных знаний, развивать умения работать в группе;
развивать культуру речи, художественную культуру оформительской деятельности;
обучать детей правилам пожарной безопасности и бережного обращения с огнем.
Технология проведения – мастерская по изготовлению листовок «Берегись
пожара!». Для занятия потребуется следующее оформление и реквизит: интерактивная
доска, у детей – фломастеры, клей-карандаш, картинки на пожарную тематику,
листы формата А3 для оформления информации на каждую группу, листы формата
А4. Будут использоваться индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации
познавательной деятельности.
Технологическая карта занятия приведена в таблице (табл. 1).
Приложение 1.
Тест.
1. Как ты поступишь, если случится пожар?
а) позвонишь по телефону; б) позовешь на помощь; в) убежишь, никому ничего не сказав.
2. Как ты поступишь, если комната начала заполняться дымом?
~ 3 ~
Стр.3