Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Концепт

Концепт №12 2012 (190,00 руб.)

0   0
Страниц176
ID209551
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Концепт .— 2012 .— №12 .— 176 с. — URL: https://rucont.ru/efd/209551 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного потенциала занятий по математике в 5-х классах // Концепт. <...> ART 12165 УДК 372.8:51 Кушова Светлана Владимировна, учитель математики первой квалификационной категории МОАУ «Лицей № 21», <...> г. Киров s.kushova@mail.ru Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного потенциала занятий по математике в 5-х классах Аннотация. <...> Представители этого движения утверждали, что основой их ~1~ Кушова С. В. <...> Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного потенциала занятий по математике в 5-х классах // Концепт. <...> ART 12165 УДК 372.8:51 философии являются мысли гениальных предшественников, представителей человечества: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ, Пиаже, Нейла, Баттельхейма – всех тех, для кого изменение методов воспитания и преподавания является важнейшей задачей цивилизации. <...> Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного потенциала занятий по математике в 5-х классах // Концепт. <...> Технологическая карта занятия приведена в таблице (табл. <...> Первый этап мастерской Деятельность Учителя Ученика Организует учащихся Проверяют готовна занятие ность рабочего места Предлагает выполЗаполняют бланк с нить тест и заполнить вопросами и таблицу бланки для устного для устного счёта счёта <...> Второй этап мастерской Организует работу в группах. <...> Технологическая карта занятия приведена в таблице (табл. <...> Технологическая карта занятия приведена в таблице (табл. <...> Первый этап мастерской Предлагает заполнить таблицу для устного счёта, организует проверку таблицы. <...> Интегративный подход к реализации школьниками учебных проектов по математике и естественнонаучным дисциплинам // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». <...> Ситуации как средство развития креативности на уроках математики // Концепт: научно-методический электронный <...>
Концепт_№12_2012.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№12_2012.pdf
ART 12165 s.kushova@mail.ru Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного потенциала занятий по математике в 5-х классах Аннотация. В статье вкратце представлены история развития и теоретические аспекты педагогической технологии «мастерской». В качестве примера использования этой технологии в обучении школьников математике приводятся конспекты интегрированных внеурочных занятий по математике для учащихся пятых классов в форме мастерской, на которых прослеживается тесная взаимосвязь содержательной математической части с воспитательным потенциалом обучения. Ключевые слова: педагогическая технология, мастерская, форма работы, развитие творческих способностей, развитие интереса к математике. Математическое образование в стране переживает серьезные изменения. Следуя необходимости всесторонне развивать личность ученика, способствовать не только формированию у нее крепких знаний по предмету, но и прививать навыки мыслить творчески, ориентироваться в современном мире, учитель должен искать и находить новые формы обучения и воспитания, наиболее эффективно направленные на решение задач современной школы. Поиск таких форм и методов обучения непрерывно ведется в Лицее № 21 г. Кирова, о чем уже не раз сообщалось на страницах журнала «Концепт» [1–3]. Мы считаем, что одной из таких форм, позволяющих эффективно вовлечь учеников в совместную деятельность, обучить их математике, способствовать формированию развитой и воспитанной личности, является «мастерская» (традиционно такую форму работы называют технологией). Своё название технология «мастерской» получила оттого, что в ней есть мастер. Мастер – это не всегда учитель, мастер – это тот, кто создаёт алгоритм действий, разворачивающий творческий процесс, в котором участвуют все. Технология мастерских относится к альтернативным технологиям [4]. В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей составляющей: целью, содержанием, формой, методами или отношением и позицией участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии. Проследим историю развития педагогической технологии мастерской. В 1920-х годах у научно-педагогической общественности проявилось стремление к избавлению от всего, что мешает человеку быть свободным, счастливым. В центр внимания была поставлена личность. Педагоги, врачи, психологи активно изучали личность ребенка, искали пути ее развития. В середине 1920-х годов во Франции возникла «Французская группа нового образования» (GFEN). В нее вошли знаменитые в то время психологи и педагоги – Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. В своем манифесте «Французская группа нового образования» заявила, что ее цель – воспитание свободно и критически мыслящей личности. Представители этого движения утверждали, что основой их ~ 1 ~ УДК 372.8:51 Кушова С. В. Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного потенциала занятий по математике в 5-х классах // Концепт. – 2012. – № 12 (декабрь). – ART 12165. – 0,8 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12165.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. – Кушова Светлана Владимировна, учитель математики первой квалификационной категории МОАУ «Лицей № 21», г. Киров
Стр.1
ART 12165 УДК 372.8:51 Кушова С. В. Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного потенциала занятий по математике в 5-х классах // Концепт. – 2012. – № 12 (декабрь). – ART 12165. – 0,8 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12165.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. – философии являются мысли гениальных предшественников, представителей человечества: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ, Пиаже, Нейла, Баттельхейма – всех тех, для кого изменение методов воспитания и преподавания является важнейшей задачей цивилизации. Основатели GFEN отрицали традиционные атрибуты процесса образования: позволили ученику слушать не учителя, а одноклассника, позволили ошибаться, петь фальшиво, не бояться писать плохо, выдвигать самые на первый взгляд безрассудные гипотезы и отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые. Они предложили тезис о том, что знание – это созидание и поиск в противостоянии с ранее приобретенными знаниями, с критической оценкой того, что может быть давно принято всеми. При этом педагоги GFEN настаивали на наличии природных способностей всех людей к творчеству. В конце ХХ века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы – представителей «Французской группы нового образования». На этой встрече были сформулированы основные положения предложенной группой новой технологии – «мастерской» [5]. Вот некоторые положения, на которых базируется эта технология. 1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание. 2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность. 3. «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле. 4. Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления. 5. Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному. 6. Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль. Рассмотрим основные элементы технологии – методические приёмы [6].  Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.  Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.  Социоконструкция. Групповая работа. Мастер может корректировать состав группы, разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.  Социализация – это выступление ребёнка в группе, выступление от группы.  Афиширование – это вывешивание работ учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.  Разрыв – это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. ~ 2 ~
Стр.2
ART 12165 УДК 372.8:51 Кушова С. В. Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного потенциала занятий по математике в 5-х классах // Концепт. – 2012. – № 12 (декабрь). – ART 12165. – 0,8 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12165.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. –  Рефлексия – это отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Использование этих технологических приемов позволяет не только вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность, но и дает возможность для широкого применения воспитательного потенциала уроков математики. Позиция ведущего мастера – позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребёнка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство работой ребят. Технология мастерских может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности по математике, где ее потенциал можно значительно повысить за счет интеграции с воспитательными аспектами в обучении. Ниже мы приводим несколько примеров занятий по математике для 5-го класса, разработанных по технологии мастерских с реализацией тесной взаимосвязи образовательного и воспитательного аспектов обучения. Все эти занятия были представлены нами на открытых мероприятиях в рамках реализации программы развития Лицея № 21 г. Кирова [7], а также в пришкольном математическом лагере [8]. 1. Кружок по теме «Натуральные числа» (интегрированное занятие по математике и основам безопасности жизнедеятельности). Система целей к занятию кружка. 1) Общая дидактическая цель: создать условия для закрепления знаний и формирования умений и навыков. 2) Триединая дидактическая цель: а) образовательный аспект: закрепить и проверить уровень знаний, умений и навыков выполнения арифметических действий с натуральными числами; усовершенствовать навыки решения текстовых задач, использующих операции над числами, навыки решений простейших уравнений; б) развивающий аспект: создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся и познавательного интереса; создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий; развивать интерес у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями; в) воспитательный аспект: создать условия для воспитания у учащихся чувства удовлетворения от возможности показать на занятии свои знания не только по математике, но и в других областях школьных знаний, развивать умения работать в группе; развивать культуру речи, художественную культуру оформительской деятельности; обучать детей правилам пожарной безопасности и бережного обращения с огнем. Технология проведения – мастерская по изготовлению листовок «Берегись пожара!». Для занятия потребуется следующее оформление и реквизит: интерактивная доска, у детей – фломастеры, клей-карандаш, картинки на пожарную тематику, листы формата А3 для оформления информации на каждую группу, листы формата А4. Будут использоваться индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации познавательной деятельности. Технологическая карта занятия приведена в таблице (табл. 1). Приложение 1. Тест. 1. Как ты поступишь, если случится пожар? а) позвонишь по телефону; б) позовешь на помощь; в) убежишь, никому ничего не сказав. 2. Как ты поступишь, если комната начала заполняться дымом? ~ 3 ~
Стр.3