Лямин А. Н., Пак М. Гуманитарное обновление обучения
химии в современной школе // Концепт. –
2012. – № 7 (июль). – ART 12081. – 1,1 п. л. – URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12081.htm.
Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
–
ART 12081
УДК 37.02:372.854
Лямин Алексей Николаевич,
кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, доцент
кафедры естественнонаучного и математического образования, заведующий
центром мониторинговых исследований и прогноза в области образования
КОГОАУ ДПО (ПК) «Институт развития образования Кировской области», г. Киров
enimo@kirovipk.ru
Пак Мария,
доктор педагогических наук, Почетный работник высшего профессионального образования
РФ, профессор кафедры химического и экологического образования, Почетный
профессор ФГБОУ ВПО Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
mspak@herzen.spb.ru
Гуманитарное обновление обучения химии в современной школе
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме качества общего химического
образования посредством интеграции естественнонаучных и гуманитарных
знаний. Решение поставленной проблемы обусловлено ведущими идеями, отражёнными
в документах ЮНЕСКО и Концепции долгосрочного социальноэкономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года, определяющими
качество общего образования как уровень социальной зрелости школьника,
достаточный для обеспечения автономии и самостоятельности в различных
сферах жизнедеятельности.
Ключевые слова: интегративно-гуманитарное обучение, интегративногуманитарный
подход, интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний
при обучении химии в современной школе.
...Мир задан человеку не вещно-натуралистически,
а духовно-смысловым образом как ценностная сущность,
подлежащая пониманию и истолкованию.
М. Хайдеггер
Ведущая тенденция развития современной цивилизации – интеграция разнообразных
научных и философских воззрений на основе идеи гуманизации, человеколюбия.
Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники, информатики,
нанотехнологии и биотехнологии, которые в корне преобразуют производство.
Новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна
соответствовать новая, более высокая ступень развития общества и самого Человека
в их взаимодействии с Природой.
Актуальность проблемы качества образования
Наиболее актуальной проблемой современности, по данным ЮНЕСКО, является
проблема качества образования.
Главная проблема образования в России заключается в неэффективности системы
общего образования: «…Это ощущается всеми участниками образовательного
процесса. Учителя говорят, что изменились дети, и учить стало труднее.
Ученики говорят, что не испытывают интереса к школьному учению. Родители
готовы платить, и платят большие деньги за дополнительные образовательные
услуги для своих детей, а управленцы который уже год пытаются реформировать
школу. Неэффективность проявляется в том, что не видно результата, значимо~
1 ~
Стр.1
Лямин А. Н., Пак М. Гуманитарное обновление обучения
химии в современной школе // Концепт. –
2012. – № 7 (июль). – ART 12081. – 1,1 п. л. – URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12081.htm.
Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
–
ART 12081
УДК 37.02:372.854
го вне самой системы образования. Образование замкнулось само на себя, наплодило
множество искусственных форм, не существующих нигде, кроме самой сферы
образования, и то, что было изначально средством, превратилось в цель. Иными
словами, то, чему я учусь в школе, только там и востребовано. Общее образование
стало напоминать изучение мертвых языков, которые, кроме как в самом образовательном
учреждении, нигде больше не нужны» [1, с. 4].
В современном общем химическом образовании, по мнению многих учёных
(Н. С. Ахметов, Е. В. Береснева, А. А. Журин, О. С. Зайцев, А. А. Карцова, М. С. Пак,
Г. И. Шелинский и др.) и практикующих учителей, существует проблема формализации
знаний учащихся и, как следствие, заниженный мотив изучения химии школьниками.
Например, среднее общее химическое образование зачастую трактуется и реализуется
как банальное «натаскивание» школьников на выполнение не всегда
удачных контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, и педагог вынужден это делать,
т. к. рейтинговый балл ЕГЭ имеет юридическую силу.
Большинство школьников видит смысл получения химических знаний в субъективной
оценке педагога и успешной аттестации для возможности получения престижного
профессионального «настоящего» образования и дальнейшей активной
преуспевающей жизни.
Таким образом, возникает противоречие между активизацией методических
средств и форм обучения школьников естественным дисциплинам, в т. ч. химии, совершенствованием
дидактических и информационно-коммуникационных средств
обучения и угнетением внутренних мотивов учащихся к изучению данных дисциплин
на почве формализации получаемых знаний.
Центральное звено обозначенного противоречия мы видим:
в неоптимальном использовании методических средств и приёмов обучения
школьников химии относительно целей современного общего образования;
в формальном подходе к содержанию химического образования в школе и
формально-логическом изложении учебного материала; преобладание формальной
знаниевой парадигмы образования в ущерб реальной деятельностной парадигме
приводит к доминированию репродуктивной деятельности обучаемого, отвечающего
на вопрос «Как?», и угнетению творческой деятельности ученика с постановкой вопроса
«Зачем?», «Почему?»;
в несовершенстве оценки результатов обучения химии в школе и не востребованности
результатов школьного химического образования современным обществом;
в неразрешённости проблем интеграции естественнонаучных и гуманитарных
знаний при обучении химии в современной школе (присвоено может быть только то,
что осмыслено и оценено! Природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем).
В итоге учащиеся чаще прибегают к запоминанию определённых алгоритмов
(штампов), мнемонических правил и т. д., позволяющих, в определённых случаях
(тех же штампах), получить удовлетворяющий контролёра ответ (зачастую далеко
не всегда разумный).
В России обозначенная проблема возведена в ранг государственной (Приоритетный
национальный проект «Образование», Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 г., п. III. 4
Развитие образования, Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа») и определены основные направления модернизации среднего общего образования,
а именно: реструктуризация, профилизация, открытость, информатизация и
качество (компетенции).
~ 2 ~
Стр.2
Лямин А. Н., Пак М. Гуманитарное обновление обучения
химии в современной школе // Концепт. –
2012. – № 7 (июль). – ART 12081. – 1,1 п. л. – URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12081.htm.
Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
–
ART 12081
УДК 37.02:372.854
Концепция Петербургской школы (О. Е. Лебедев, А. П. Тряпицына, Н. И. Роговцева
и др.) трактует образование как специально организованный процесс освоения социального
опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта учащихся по
решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение
обучаемыми определенного уровня образованности. Следовательно, образование
рассматривается так же как процесс развития ребенка, обогащения его индивидуального
опыта, раскрытия его творческих способностей.
Целями образования провозглашаются [2]:
достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу обучаемого
и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности и возможности продолжения
образования;
формирование у каждого учащегося опыта индивидуальных достижений в
реализации своих способностей;
формирование и развитие у школьников опыта общения, основанного на
взаимном уважении.
Воспитание, образование, формирование культуры поколений – задача и обязанность
современной школы. Сегодня проблемы культуры, культурной технологии,
культурного обеспечения социального развития стали первостепенными в решении
многих задач. Не случайно образование до сих пор несёт на себе следы дефицита
культуры, который можно ликвидировать только в условиях последовательного и
целенаправленного приоритетного развития обновленной культуры в целом.
Таким образом, можно сформулировать противоречие между необходимостью
разработки и реализации инновационной парадигмы естественнонаучного, в частности
химического, образования и отсутствием научно-практических рекомендаций по
достижению качества образования школьников посредством интеграции естественнонаучных
и гуманитарных знаний при обучении, например химии.
Отсюда вытекает задача целостного развития духовных и материальных сил
человека, и выдвигаются новые требования к научной и мировоззренческой подготовке
учащихся.
«Целое мира призван постичь целостный человек и сделать это может целостным
способом мышления, в котором научный (дискретный, дифференцирующий,
аналитический) ко всему подход сопряжен с художественно-образным, синкретичным,
или синтезирующим» [3].
Устранение обозначенного выше противоречия базируется на важном понимании
того, что изучение в школе химии как науки не самоцель ради самой химической
науки, а важность, прежде всего, как составной часть целого – культуры. Научное
знание может существовать только в определённой культурной среде. Сделав его
предметом и содержанием образования, его нельзя вырвать из этой среды. Любое
знание, входящее в структуру мировоззрения, вначале осмысливается, очеловечивается,
т. е. становится гуманитарным. Кроме того, дробное (не интегративное)
восприятие мира в годы учёбы в школе накладывает отпечаток на всю жизнь и может
навсегда лишить человека как реальной оценки своего места в обществе, так и
перспективы развития самого общества. Решить противоречия, сложившиеся в химическом
образовательном пространстве, можно и, наверное, нужно посредством
гуманитарного обновления обучения химии в современной школе.
Различия обучения химии в так называемой традиционной и инновационной
школах можно отразить в таблице (табл. 1).
~ 3 ~
Стр.3