ЕЛЬЦИНА
УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ
ОБЪЕДИНЕННЫЙ МУЗЕЙ ПИСАТЕЛЕЙ УРАЛА
ДЕРГАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2011
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Материалы Х Всероссийской научной конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Дергачева
Екатеринбург, 6–7 октября 2011 г.
В трех томах
Том 3
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Раздел I
ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА УРАЛА
ББК Ш5(2-р)-3
Д36
Составитель А. В. <...> И. А. Бужан
г. Тюмень
Восприятие творчества ненецкого писателя
Леонида Лапцуя в критике Тюменского региона
Леонид Васильевич Лапцуй (1932–1982) начал писать в 1950-е гг. <...> В 1960-е гг.
имя Л. В. Лапцуя становится известным широкому читателю. <...> Лапцуя на русский
язык присоединяются литераторы центра — Н. Грудинина <...> На тюменской земле не только выходят первые книги ненецкого писателя, но и его творчество получает первые критические оценки. <...> Лапцуя, называя при этом его сборник стихов «Цвети мой Ямал». <...> Лапцуя отметил литературный наставник многих ненецких писателей Иван Григорьевич Истомин: рассказы Л. <...> И. А. Бужан
г. Тюмень
Восприятие творчества ненецкого писателя
Леонида Лапцуя в критике Тюменского региона
Леонид Васильевич Лапцуй (1932–1982) начал писать в 1950-е гг. <...> Лапцуя получает
активное осмысление в региональной критике, особенно в работах
супруги поэта, ненецкого ученого и педагога Елены Григорьевны Сусой. <...> В региональной критике более основательно были рассмотрены
вопросы перевода произведений Л. <...> Региональная критика тяготеет к оценке творчества Л. <...> Региональная критика тяготеет к оценке творчества Л. <...> В. М. Ванюшев
г. Ижевск
Создание национальной литературы как задача
государственной важности (о литературноорганизаторской деятельности Т. К. Борисова)*
Трофим Кузьмич Борисов (1891–1943) — писатель, публицист, этно
граф, фольклорист, лингвист, общественный и политический деятель,
один из создателей государственности <...>
Дергачевские_чтения-2011._Русская_литература_национальное_развитие_и_региональные_особенности._Т._3.pdf
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ
ОБЪЕДИНЕННЫЙ МУЗЕЙ ПИСАТЕЛЕЙ УРАЛА
ДЕРГАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2011
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Материалы Х Всероссийской научной конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Дергачева
Екатеринбург, 6–7 октября 2011 г.
В трех томах
Том 3
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
ББК Ш5(2-р)-3
Д36
Составитель А. В. Подчиненов
Д36
Дергачевские чтения – 2011. Русская литература: национальное
развитие и региональные особенности : материалы X Всерос.
науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. И. А. Дергачева, Екатеринбург,
6–7 окт. 2011 г. : в 3 т. [сост. А. В. Подчиненов]. — Екатеринбург
: Изд-во Урал. ун-та, 2012. Т. 3. — 360 с.
ISBN 978-5-7996-0778-4 (т. 3)
ISBN 978-5-7996-0775-3
Третий том содержит три раздела: «Фольклор и литература Урала»,
«Литературный музей и регион: стратегии развития» и «Феномен театральности
в зарубежной литературе». В первом разделе акцент сделан
на проблемах, связанных с региональным литературным ландшафтом. Во
втором разделе вопросы регионального литературного развития рассмотрены
с позиций современного музееведения. Завершающий раздел посвящен
исследованию специфических аспектов, создающих художественный
эффект театральности и театрализации.
Для литературоведов и всех, кто любит литературу, интересуется ее
теорией, историей и современностью.
ББК Ш5(2-р)-3
ISBN 978-5-7996-0778-4 (т. 3)
ISBN 978-5-7996-0775-3
© Уральский федеральный университет, 2012
© Подчиненов А. В., составление, 2012
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА УРАЛА
Арсенова Т. А. Ситуация «поэт у окна» в лирике Бориса Рыжего ..........................3
Бужан И. А. Восприятие творчества ненецкого писателя
Леонида Лапцуя в критике Тюменского региона ...........................................10
Ванюшев В. М. Создание национальной литературы как задача
государственной важности (о литературно-организаторской
деятельности Т. К. Борисова) ...........................................................................21
Васильев И. Е. Лирическое творчество Ашальчи Оки ..........................................27
Вытушняк А. Н. Языковые средства в формировании основных
смысловых сфер в лирике Бориса Рыжего .....................................................32
Граматчикова Н. Б. Северный край России в этнографических
очерках С. В. Максимова ..................................................................................43
Григорьев Г. А. Депутатская переписка П. П. Бажова (на материале
фондов Объединенного музея писателей Урала) ...........................................51
Достовалова П. Д. Литературные объединения
Уральского университета в 1950-е гг. ..............................................................56
Драчева С. О. Хоррор по-тюменски: сборник «Сибирская готика»
Олега Архипова .................................................................................................64
Елтышев С. А., Королева С. Ю. «Надя, поплачь…»: заметки
о современном бытовании похоронно-поминальных причитаний
в Чердынском районе Пермского края ............................................................70
Журавлева Н. С. Первый съезд писателей Урала 1934 г. .......................................80
Зайцева Т. И. Мифологическое начало в повести удмуртского прозаика
Никвлада Самсонова «Рок» ..............................................................................85
Запорожцева Н. С. «Сарапульский Чехов»: писатель
С. Н. Миловский-Елеонский (к 150-летию со дня рождения) ......................88
Исхаков Р. Л. Идеологема «Идель-Урал» в свете концепции
«культурного гнезда» (К вопросу о перерастании культурного
гнезда в культурный центр) ..............................................................................91
Кубасов А. В. Очерк А. П. Гайдара «3 000 вольт» в смысловом пространстве
газеты «Уральский рабочий» ...........................................................................99
356
Стр.357
Кузнецова Т. Л. Короткий рассказ — одна из малых форм
коми прозы рубежа XX–XXI в.: особенности жанра ...................................106
Курочкина М. В. Устные истории прикамских сел и деревень в системе
локального и семейного фольклора (на материале
современных записей) .................................................................................... 111
Лебединский В. К. Новая культурная география в аспектах литературного
краеведения и гуманитарного градоведения ................................................121
Литовская М. А. Кедра Митрей: образ классика-основоположника
в современной словесности ...........................................................................132
Меньщикова А. М. Поэзия П. И. Заякина-Уральского: к вопросу
о существовании модернизма на Урале ........................................................142
Наконечная О. Л. «Несказки» седого Урала .........................................................147
Подлубнова Ю. С. Уральская драматургия 1920–1930-х гг.:
общий обзор .....................................................................................................153
Рявина Н. О. «Были Ирбита» И. Я. Антропова:
жанровое своеобразие текстов .......................................................................157
Санникова Т. О. Деревянное зодчество в русском фольклоре Удмуртии ..........161
Смирнова Е. В. Сюжетно-мотивная организация текстов городских легенд
о снежном человеке в современном интернет-пространстве ......................166
Снигирева Т. А. Двуязычный журнал «Комi Му — Зырянский край»:
проблемы национального позиционирования ..............................................178
Созина Е. К. Северные нарративы начала ХХ в.
(М. Пришвин, К. Жаков) .................................................................................184
Феоктистова И. К. Неомифология Урала и Сибири:
сравнительный аспект .....................................................................................189
Харитонова Е. В. Образ мира в удмуртской детской литературе ......................194
Шаяхметов Р. А. Мифологический образ станции Раевка
в одноименной песне Ильдара Хайруллина .................................................198
Шибанов В. Л. Жанровое своеобразие удмуртской поэзии 1920-х гг.:
к постановке проблемы ..................................................................................203
Раздел II
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ И РЕГИОН:
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Каменецкая Т. Я. Роль музея Ф. М. Решетникова в создании единого
литературного пространства (Н. А. Некрасов и Ф. М. Решетников) .........209
Королёва В. Б. Использование литературно-культурного потенциала
в развитии территории региона .....................................................................220
357
Стр.358
Майбурова И. Б. Электронная экспозиция «Книги как цветы»
(по уральской детской литературе) ................................................................225
Чеснова Л. А. Проблемы создания литературной экспозиции
и способы ее трансляции музейной аудитории ............................................230
Яркова О. В., Антипина З. С. Дом-музей В. В. Каменского в социокультурном
пространстве с. Троица ...................................................................................234
РАЗДЕЛ ���
ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛЬНОСТИ
В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Александрова Н. К. «Космический театр» К. Бечи ..............................................237
Аликова Т. А. Театральность как стилевой принцип постмодернизма
в романе Дж. Барнса «История мира в 10� главах» ....................................239
Арестова Д. В. Миф в творчестве Анджея Сапковского .....................................244
Бабичева Ю. Г. Театральный код романа Айрис Мердок «Сон Бруно».............251
Белова А. О. Мотив игры в повести Ф. Х. Бернетт
«Маленькая принцесса. Приключения Сары Кру» ......................................255
Бортников В. И. О соотносимости мотивных структур Песни
первой поэмы Дж. Мильтона «Потерянный Рай»
и греческой повести Д. Фонвизина «Каллисфен» ........................................260
Васютинская А. Г. Рецепция ведического учения в индийской
мифологии и в культурном сознании европейцев
XIX–XX вв.: к постановке проблемы ............................................................267
Доценко Е. Г. Специфика драматической условности:
театральность в тексте и на сцене .................................................................275
Казанкова К. В. Особенности фольклоризма
рассказов Г. Г. Маркеса 1960-х гг. ..................................................................284
Киричук Е. В. Образ шута в живописи П. Брейгеля
и драматургии М. де Гельдерода....................................................................290
Косарева А. А. Маски комедии дель арте как прототипы главных героев
в романе Кена Кизи «Порою блажь великая»...............................................293
Маркин А. В. Модернизм и постмодернизм в концепции
исторической поэтики С. Н. Бройтмана ........................................................305
Назарова Л. А. Изучение драматического произведения в вузе:
из опыта работы .............................................................................................. 311
Орлова И. В. Театрализация новеллы в творчестве Марселя Эме ......................315
Пращерук Н. В. Театрально-драматургическое начало
в романе Г. К. Честертона «Шар и крест» .....................................................318
358
Стр.359
Пургина Е. С. Театральность как тип художественного мировосприятия
в романе Д. Лоджа «Терапия» ........................................................................323
Седова Е. С. Роман У. С. Моэма «Узорный покров»:
к вопросу о театральности «нетеатрального» текста ..................................327
Спиридонов Д. В. Драматическое действие в контексте
нарративной типологии (к постановке проблемы) .....................................332
Турышева О. Н. Театрализация истории в романе
Г. Грасса «Ei� weite� �el�» ..............................................................................338
Устинова Т. И. Одежда как знак социальной роли: читаем
«Короля Лира» У. Шекспира ..........................................................................341
Хабибуллина Л. Ф. Образ Китая в творчестве С. Моэма ....................................346
Чернышов М. Р. О функции рифмы в трагедии Шекспира
«Ромео и Джульетта» ......................................................................................352
Стр.360
Научное издание
ДЕРГАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2011
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Материалы X Всероссийской научной конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Дергачева
Екатеринбург, 6–7 октября 2011 г.
В трех томах
Том 3
Составитель
Подчиненов Алексей Васильевич
Зав. редакцией М. А. Овечкина
Корректор Н. В. Чапаева
Компьютерная верстка Н. Ю. Михайлов
План выпуска 2012 г. Подписано в печать 15.11.2012.
Формат 60×84 1
Уч.-изд. л. 23,7. Усл. печ. л. 20,9. Тираж 200 экз. Заказ № 2410.
/16
Издательство Уральского университета
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ.
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13.
Факс: +7 (343) 358-93-06.
E-mail: �re��.i�fo@u�u.ru
. Бумага офсетная. Гарнитура Time�.
Стр.361