УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ
ОБЪЕДИНЕННЫЙ МУЗЕЙ ПИСАТЕЛЕЙ УРАЛА
ДЕРГАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2011
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Материалы Х Всероссийской научной конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Дергачева
Екатеринбург, 6–7 октября 2011 г.
В трех томах
Том 1
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
ББК Ш5(2-р)-3
Д36
Составитель А. В. Подчиненов
Д36
Дергачевские чтения – 2011. Русская литература: национальное
развитие и региональные особенности : материалы X Всерос.
науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. И. А. Дергачева,
Екатеринбург, 6–7 окт. 2011 г. : в 3 т. [сост. А. В. Подчиненов]. —
Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. Т. 1. — 352 с.
ISBN 978-5-7996-0776-0 (т. 1)
ISBN 978-5-7996-0775-3
Первый том содержит три раздела: «In memoriam», «Стратегии творческого
поведения» и «Художественное мышление Ф. М. Достоевского».
В первом разделе помещены неопубликованные тексты И. А. Дергачева и
материалы, посвященные его архиву, родословной, а также становлению
уральской школы жанрологии. Во втором разделе поэтика литературного
произведения рассматривается сквозь призму стратегий творческого поведения.
В завершающем разделе акцент сделан на метафизических, мифологических
и фольклорных особенностях мышления великого писателя.
Для литературоведов и всех, кто любит литературу, интересуется ее
теорией, историей и современностью.
ББК Ш5(2-р)-3
ISBN 978-5-7996-0776-0 (т. 1)
ISBN 978-5-7996-0775-3
© Уральский федеральный университет, 2012
© Подчиненов А. В., составление, 2012
Стр.3
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Настоящее издание содержит материалы X Всероссийской научной
конференции «Дергачевские чтения». Чтения проводятся на филологическом
факультете (ныне департамент «Филологический факультет»)
Уральского государственного университета (ныне Уральский федеральный
университет) с 1992 г. Конференция 2011 г. имела три ярких отличия:
во-первых, она проводилась в период активной реорганизации университета
и создания Института гуманитарных наук и искусств, во-вторых, она
стала юбилейной, десятой по счету, наконец, она совпала со столетием
И. А. Дергачева, одного из основателей литературоведческой школы на
Урале. В связи с этим оргкомитет принял решение главной темой конференции
сделать memoria, память не только об Иване Алексеевиче, но
и других наших учителях: профессорах А. С. Субботине, В. П. Кругляшовой,
Г. К. Щенникове, В. М. Павермане, Н. Л. Лейдермане, тем более что
реальное содержание конференции давно вышло за рамки темы, когда-то
сформулированной И. А. Дергачевым: «Русская литература: национальное
развитие и региональные особенности».
Собственно, это решение определило не только структуру самой
конференции, но и сборника статей, составленного по ее материалам.
Традиционный раздел, включающий неопубликованные работы
и письма И. А. Дергачева, на этот раз расширен за счет материалов, освещающих
его архив, родословную, а также становление уральской школы
жанрологии, существенную роль в котором сыграли все вышеперечисленные
ученые. Профессор О. В. Зырянов в своей статье убедительно
доказывает не только состоятельность подобной школы, но и ее единство.
Несмотря на то, что жанровые концепции выстраивались, казалось бы,
на разных основаниях: исторической или теоретической поэтики, структурно-поэтического
или генетического принципа, — тем не менее очевидно
прослеживается общее стремление к систематизации, безусловный
интерес к историческим судьбам отдельных жанров и жанровых систем,
а также феноменологической перспективе жанрологии.
«Стратегии творческого поведения» – раздел, повторяющий название
ведущей научной школы, начало которой положил профессор А. С. Субботин.
Практически во всех статьях предлагаются свои трактовки
Стр.4
поведения художника, критика, режиссера в отношении текста, читателя
и собственно бытия, которые создают стратегию письма, рецепции, эстетического
воздействия и художественной рефлексии.
В разделе «Художественное мышление Ф. М. Достоевского»
собраны статьи, которые развивают одну из главных тем, волновавших
профессора Г. К. Щенникова, но акцент в данном случае перенесен на
художественную метафизику писателя, которая обнаруживает себя как
в мировоззрении (философских взглядах, почвенничестве), поэтике
(эмблематике, категории времени, имени, природы), так и интертекстуальном
контенте (связи с Ив. Буниным, А. Платоновым, В. Распутиным).
Весь второй том занимают статьи, обращенные к проблемам художественных
систем и жанров, о чем постоянно размышлял в своих трудах
профессор Н. Л. Лейдерман. Здесь подвергаются анализу как классические,
так и модернистские и постмодернистские художественные парадигмы
в отношении к сюжету и жанру, механизмы повествовательной
стратегии в организации пространственных образов, хронотопа и композиции,
вариативность и динамика жанровых форм, их стилевые законы.
Третий том открывает один из важнейших разделов, посвященный
фольклору и литературе Урала (признанными основоположниками этих
научных направлений были профессора В. П. Кругляшова и И. А. Дергачев).
В статьях сборника рассматриваются многочисленные проблемы,
связанные с региональным литературным ландшафтом, что можно расценивать
как значительный этап в работе над академической историей литературы
Урала. Во втором разделе тома «Литературный музей и регион:
стратегии развития» вопросы регионального литературного становления
рассмотрены с позиций современного музееведения и социокультурной
роли музеев в духовной жизни общества. Завершает издание материалов
конференции раздел «Феномен театральности в зарубежной литературе»,
посвященный памяти профессора В. М. Павермана, где исследуются специфические
аспекты, создающие художественный эффект театральности
и театрализации.
В заключение традиционно хочу выразить благодарность всем
участникам конференции, сумевшим приехать в Екатеринбург, и тем, кто
принял участие в конференции заочно, прислав статьи в сборник, оргкомитету
конференции, «усиленному» магистрантами и аспирантами, взвалившими
на себя бремя черновой подготовительной работы, и, конечно
же, всем сотрудникам Объединенного музея писателей Урала, без которых
сама идея проведения «Дергачевских чтений» просто немыслима.
А. В. Подчиненов
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя .............................................................................................................3
Раздел I
IN MEMORIAM
Дергачев И. А. Предварительные соображения о задачах библиографии
русской литературы на Урале, ее границах и путях работы над ней .............5
Дергачев И. А. Письмо профессору Г. В. Краснову .................................................8
Зырянов О. В. Уральская школа жанрологии: итоги и перспективы развития ......9
Соболева Л. С. Родословие профессора Уральского университета
Ивана Алексеевича Дергачева в формате «3D» (Дерновы,
Дергачевы, Дрягины) ........................................................................................21
Дергачева М. И. Архив профессора И. А. Дергачева:
структура и исследовательский потенциал .....................................................33
Зашихин Е. C. «Важен угол зрения на мир…» А. С. Субботин
и жанровый подход ...........................................................................................49
Раздел II
СТРАТЕГИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Бреева Т. Н. Перформативный дискурс в контексте новой драмы рубежа
ХХ–XXI вв. (на материале пьесы В. Леванова «Роман с Онегиным») ........58
Валитова В. А. Психология женского творчества
в жанре русского фэнтези .................................................................................66
Гордович К. Д. Дневник писателя как документ эпохи
и художественный текст ...................................................................................71
Ершова А. А. А. П. Чехов и провинция: стратегии творческого
поведения в отношении читателя ....................................................................78
Комаров К. М. Владимир Маяковский: тип творческой личности .......................84
Комаров С. А. Языковые стратегии русской драмы (введение в экографию) ......89
Крылов В. Н. Стратегии творческого поведения в русской критике ....................93
Митрофанова А. А. Стереотипы творческого поведения писателя
в современной историко-культурной ситуации (Эдуард Лимонов) ...........102
Пинженина Е. И. Типология героев И. А. Гончарова как способ
отражения авторских стратегий бытия («срединный» герой
в романной трилогии) ..................................................................................... 110
347
Стр.348
Подчиненов А. В., Снигирева Т. А. Энергия незавершенного ............................ 115
Попова А. В. Поэтика интермедиальности в романе
А. Кима «Сбор грибов под музыку Баха» ..................................................... 119
Приказчикова Е. Е. Репрезентация образов «женщин Фортуны»
в русской литературе XVIII в. ........................................................................123
Саханчук О. В. Элементы перформанса в визуальной поэзии 1910-х гг. ..........132
Сверчкова А. В. Принцип «сдвига» как стилевая доминанта рассказов
В. Набокова: к вопросу о структурном основании
«кинематографического» стиля писателя .....................................................137
Семьян Т. Ф. Поэтика сюрреализма в романе Генриха Сапгира «Сингапур» ...143
Снигирев А. В. Группа «Чайф»: стратегии творческого поведения ....................148
Ужегова С. О. Функционирование образов автора, повествователя
и рассказчика в художественной системе А. П. Чехова
1880–1890-х гг. . ...............................................................................................154
Уставщикова А. В. Иосиф Бродский: миф об идеальном поэте ........................160
Федорова Е. В. Принцип композиционного монтажа
в ритмической структуре прозы М. Цветаевой ............................................166
Фокина С. А. Коммуникативные стратегии М. Цветаевой в контексте
авангардной эстетики (на материале лирических циклов 1920-х гг.) ........171
Химич В. В. «Рассуждения о писателях» Вяч. Пьецуха:
тайна рождения и самоосуществления гения ...............................................180
Цыпуштанова М. А. Гоголевский текст в современном
культурном пространстве ...............................................................................186
Черкезова О. В. Стратегия режиссера: «Горе от ума» А. С. Грибоедова
в постановке О. Меньшикова .........................................................................192
Чигинцева Т. А. Концепты «жизнь» и «смерть» в творчестве Д. Осокина .......197
Чудновский В. В. «Брутальная» проза нулевых ...................................................201
Чурахина Е. В. Функции и роль литературного текста в кинотексте
(на материале фильма Андрея Тарковского «Зеркало») ..............................209
Ягодинцева Н. А. Поэтические технологии как инструмент социальной
реабилитации (опыт литературной студии «Амариллис», г. Златоуст) ......213
Раздел III
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Базилевская А. К. «Учиться, что есть человек и жизнь»
(«Записки из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского) ....................................216
Борисова В. В. Эмблематический код малой прозы Ф. М. Достоевского ..........229
Догнал Й. Парадоксалист Ф. М. Достоевского
и доктор Керженцев Л. Н. Андреева .............................................................233
348
Стр.349
Донских О. А. Достоевский о позитивной и негативной бесконечности ...........243
Загидуллина М. В. Преодоление Достоевского:
есть ли у мировой литературы шанс? ...........................................................256
Королева С. Ю. Между русской классикой и фольклором:
идейно-стилевая традиция Ф. Достоевского и фольклорный нарратив
в повести В. Распутина «Живи и помни» .....................................................260
Кристева И. Д. К вопросу о природе цвета в пятикнижии Достоевского ........271
Кузьминых Э. С. Роман Ж. Санд «Индиана» и повесть Ф. М. Достоевского
«Хозяйка»: опыт сравнительно-исторического анализа ..............................279
Лундблад Л. Д. Каторжный фольклор или фольклорная каторга: «Акулькин
муж. Рассказ» в «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского .........286
Молодкина О. В. Мифологема «умирания-воскресения»
у Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого .........................................................295
Овчинников А. Г. Художественная метафизика в романах
Ф. М. Достоевского в свете концепции времени..........................................298
Ребель Г. М. Булгаков и Достоевский: к вопросу
о художественной преемственности ..............................................................306
Фрайзер М. Экранизация Достоевского: «Карманник» Брессона ......................321
Шаулов С. С. «Записки сумасшедшего» Л. Н. Толстого в контексте
творчества Ф. М. Достоевского .....................................................................328
Щукин В. Г. Часы и чаи: заметки о событийном времени
в художественном мире Ф. М. Достоевского ................................................333
Стр.350
Научное издание
ДЕРГАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2011
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Материалы X Всероссийской научной конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Дергачева
Екатеринбург, 6–7 октября 2011 г.
В трех томах
Том 1
Составитель
Подчиненов Алексей Васильевич
Стр.351
Зав. редакцией М. А. Овечкина
Корректор Н. В. Чапаева
Компьютерная верстка Н. Ю. Михайлов
План выпуска 2012 г. Подписано в печать 15.11.2012.
Формат 60×84 1
Уч.-изд. л. 22,06. Усл. печ. л. 22,0. Тираж 200 экз. Заказ № 2408.
/16
Издательство Уральского университета
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ.
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13.
Факс: +7 (343) 358-93-06.
E-mail: press.info@usu.ru
. Бумага офсетная. Гарнитура Times.
Стр.352