УДК 304.4
ББК 71.41(2)
П48
Российского научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д. С. Лихачёва
Публикуется по решению Учёного совета
Рецензенты:
Агапов Олег Дмитриевич, профессор, директор НИИ социальной философии Казанского
инновационного университета имени В. Г. Тимирясова, доктор философских наук
Поляков Леонид Владимирович, профессор департамента политики
и управления НИУ ВШЭ, доктор философских наук;
канд. филос. наук П. А. Шашкин — разд. 1.2 (в соавт.), 1.3, 1.4, 2.2, 3.1 (в соавт.),
3.2, 3.3. канд. ист. наук А. Б. Рудаков — разд. 1.1 (в соавт.), 2.1 (в соавт.), 2.3 (в соавт.),
3.1 (в соавт.) С .Г. Волобуев — разд. 1.1 (в соавт.), 1.2 (в соавт.), 2.1 (в соавт.), 2.3 (в соавт.)
Коллектив авторов:
П48
Показатели эффективности государственной политики
в области защиты традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, культуры и исторической памяти
[Электронное сетевое издание] / Шашкин П. А., Рудаков А. Б.,
Волобуев С. Г. — М. : Институт Наследия, 2023. — 368 с. —
DOI 10.34685/HI.2023.60.26.001. — ISBN 978-5-86443-427-7.
В 2022 году сотрудниками Российского научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д. С. Лихачёва была выполнена научно-исследовательская
работа на тему «Показатели эффективности государственной политики в области
защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической
памяти».
В настоящем издании представлены её основные результаты, в том числе: анализ
эффективности действующего целеполагания и связанных с ним критериев и показателей,
используемых в процессе мониторинга и контроля хода и результатов стратегического
планирования в социокультурной сфере, с точки зрения необходимости нейтрализации
социокультурных угроз; новые качественные межотраслевые показатели эффективности
государственной политики в области защиты традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, культуры и исторической памяти: «Сохранение национальной и культурной
идентичности российских граждан, самобытности многонационального народа
Российской Федерации (российской нации)», «Соответствие управленческих решений,
принимаемых в рамках стратегического планирования, целям и задачам государственной
культурной политики, задачам защиты традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, культуры и исторической памяти», «Соответствие уровня культурного развития
граждан задачам защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
культуры и исторической памяти».
УДК 304.4
ББК 71.41(2)
ISBN 978-5-86443-427-7
© Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия
имени Д. С. Лихачёва, 2023
Стр.3
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
6
1. Взаимосвязь государственной культурной политики
и государственной политики в области обеспечения
национальной безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.1. Проблематика критериев эффективности
государственной культурной политики
в современной российской экспертной
и научной дискуссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.2. Доктринальные основания государственной политики
в области защиты культурного суверенитета
и общероссийской культурной идентичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.3. Нейтрализация социокультурных угроз обществу
и государству как общий критерий эффективности
государственной политики в сфере защиты традиционных
российских духовно-нравственных ценностей,
культуры и исторической памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
1.3.1. Культура как направление стратегического
планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
1.3.2. Социокультурные угрозы и приоритетные задачи
Стратегии национальной безопасности России
в сфере защиты традиционных российских
духовно-нравственных ценностей,
культуры и исторической памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1.3.3. Приоритетные цели и стратегические задачи
Основ государственной культурной политики
в области обеспечения национальной безопасности . . . . 75
1.4. Анализ эффективности действующего целеполагания
и связанных с ним критериев и показателей
стратегического планирования в сфере
государственной культурной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Стр.4
2. Показатели нейтрализации социокультурных угроз . . . . . . . . . . . . . . . 168
2.1. Показатель «Сохранение национальной
и культурной идентичности российских граждан,
самобытности многонационального народа
Российской Федерации (российской нации)» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
2.2 Показатель «Соответствие управленческих решений,
принимаемых в рамках стратегического планирования,
целям и задачам государственной культурной политики,
задачам защиты традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, культуры
и исторической памяти» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
2.3. Показатель «Соответствие уровня культурного
развития граждан задачам защиты традиционных
российских духовно-нравственных ценностей,
культуры и исторической памяти» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
3. Предложения по совершенствованию управленческих
инструментов и механизмов в области защиты
традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
культуры и исторической памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
3.1. Координационный орган в сфере общенациональной
государственной культурной политики и политики
в области обеспечения национальной безопасности . . . . . . . . . . 216
3.2. Аспекты реализации общенациональной
государственной культурной политики в рамках
государственной политики в области
социально-экономического развития, определяющей
национальные цели развития Российской Федерации . . . . . . . . 228
3.3. Предложения по корректировке приоритетности
реализации целей, задач, направлений, мер в различных
областях государственной культурной политики,
по применению разработанных в ходе исследования
дополнительных межотраслевых показателей
в целях защиты базового национального интереса
«Укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного
и исторического наследия народа России» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
4
Стр.5
Показатели эффективности государственной политики...
3.3.1. Развитие гуманитарных и общественных наук
как направление социально-экономического
и научно-технологического развития
и государственной культурной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
3.3.2. Образование, воспитание и самовоспитание граждан,
просвещение как направления
социально-экономического развития
и государственной культурной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
3.3.3. Политика в области межнациональных отношений
как направление государственной культурной
политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
3.3.4. Гуманитарная политика за рубежом
как направление государственной
культурной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
5
Стр.6