Основная тема второго исследования — сознание как первичный опыт различений. <...> Методологическое различие между анализом и интерпретацией служит основным ориентиром при выявлении различия между феноменологической дескрипцией и основными принципами в феноменологии Гуссерля. <...> Различение рассматривается как неагрессивное сознание, в отличие от синтеза
и идентификации, а деформации опыта, в том числе кризис и агрессия, — как нехватка
различений.
isbn 5 – 91129 – 041 – 3
© Издательский дом «Территория будущего», 2007
Опыт и коммуникация. <...> Сообщества, как известно, не вечны, и, понимая феноменологию как способ мышления, Хайдеггер отмечал, что ее время как
школы прошло. <...> Вопрос Хайдеггера, обращенный к Гуссерлю: «Как возможна непонятность сущего?» — ставил под
вопрос универсальный характер конституирования и смыслообразующих функций сознания. <...> Еще до Хайдеггера аналогичные возражения Гуссерлю выдвигал Г. Шпет: смысл
предмета должен быть понят из его предназначения, из его социальной функции, благодаря герменевтическим актам, а не только
из эмпирической или идеальной интуиции. <...> Гуссерль как бы придумал для своих учеников игру: найти неподвластные рефлексии конституенты мира и попытаться их эксплицировать. <...> В «погоне за смыслом» я штудировал Канта, Гуссерля, Хайдеггера,
и формальное сходство было налицо: в схематизме чистых рассудочных понятий и схемах времени речь шла о приобретении предметного смысла, в хайдеггеровской интерпретации Канта время
и чистое воображение практически отождествлялись, у Гуссерля
темпоральные фазы представляли собой конститутивные фазы восприятия; абсолютный поток сознания открывал, как казалось, то,
что наиболее глубокий предельный слой сознания — это временность,
темпоральность. <...> Наконец, у Хайдеггера смысл бытия должен раскрываться в горизонте времени, и «забота» — смысл бытия Dasein —
истолковывалась как взаимопроникновение трех модусов времени. <...> В предисловии редактора <...>
Избранные_работы.pdf
ББК 87
М 75
:
В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский
- :
В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин, В. А. Куренной
А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
М 75
Молчанов В. И. Исследования по феноменологии сознания. — М.: Издательский
дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека
Александра Погорельского»). — 456 с.
Книгу составляют два исследования: 1. Время и сознание; 2. Различение и опыт.
В первом исследовании рассматривается взаимосвязь сознания, времени и рефлексии
в феноменологической философии. Проводится сравнительный анализ учений
И. Канта, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера.
Основная тема второго исследования — сознание как первичный опыт различений.
Дилемма ментализма и редукционизма находит свое разрешение в новом понимании
корреляции сознания, предметности и мира как различения, различенного и иерархии
различенностей. Методологическое различие между анализом и интерпретацией служит
основным ориентиром при выявлении различия между феноменологической дескрипцией
и основными принципами в феноменологии Гуссерля.
Различение рассматривается как неагрессивное сознание, в отличие от синтеза
и идентификации, а деформации опыта, в том числе кризис и агрессия, — как нехватка
различений.
isbn 5 – 91129 – 041 – 3
© Издательский дом «Территория будущего», 2007
Стр.2
Опыт и коммуникация. (Вместо предисловия) · · · · · · · · · · · 7
:
Введение · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· 29
Глава i. Концепция времени и сознания в трансцендентальной
философии И. Канта · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 35
§ 1. Рефлексия и трансцендентальная философия · · · · · · · · 35
§ 2. Время и субъективная дедукция · · · · · · · · · · · · · · 41
§ 3. Время и рефлексия. Различия между первым и вторым
изданиями «Критики чистого разума» · · · · · · · · · · · · · 51
§ 4. Время и сознание. Единство основных функций времени · · · · 59
Глава ii. Критический анализ понятий времени, сознания
и рефлексии в феноменологии Э. Гуссерля
·
·
§ 2. Сознание времени и временность сознания.
Рефлексия и структура внутреннего времени
·
·
·
·
·
·
·
·
· 73
§ 1. Рефлексия и интенциональность. Феноменологическая
постановка проблемы времени · · · · · · · · · · · · · · · 73
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 93
§ 3. Проблема единства сознания. Память и рефлексия · · · · · 104
§ 4. Границы феноменологического метода: конституирование
объективного времени и понятие абсолютной субъективности · · 117
Глава iii. Критический анализ концепций времени
и онтологии в философии М. Хайдеггера · · · · · · · · · · · 129
§ 1. Постановка вопроса о бытии в контексте
феноменологической и критической тенденций
хайдеггеровской философии. Время и трансценденция
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
§ 2. Хайдеггер и Кант. Проблема сознания и проблема
человека. Анализ хайдеггеровской интерпретации «Критики
чистого разума»
·
·
·
·
·
· 129
· 150
§ 3. Проблема обоснования феноменологии у Э. Гуссерля
и М. Хайдеггера · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 168
Заключение · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 188
Стр.3
:
Предисловие · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 197
Введение · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 202
I. Парадигмы сознания и структуры опыта · · · · · · · · · · · 215
1. Можно ли избавиться от сознания с помощью самого сознания? · · 217
2. Сознание как опыт различия. Apriori distinctionis · · · · · · 233
II. Cogito. Синтез. Субъективизм
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 255
1. Релятивизм, субъект, суждение · · · · · · · · · · · · · · 255
2. Хайдеггер и Декарт: критика субъективизма · · · · · · · · 258
3. Сомнение, предположение, cogito · · · · · · · · · · · · 262
4. Суждение и синтез · · · · · · · · · · · · · · · · · · 266
III. Беспредпосылочность и очевидность · · · · · · · · · · · · 271
1. Свобода от предпосылок и предпосылка свободы · · · · · · 271
2. Границы очевидности и очевидность границ · · · · · · · · 281
IV. Аналитика опыта и интерпретация текста · · · · · · · · · · 290
V. Число и различие · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 307
VI. Значение и предмет · · · · · · · · · · · · · · · · · · 320
VII. Знак, монолог, коммуникация · · · · · · · · · · · · · · 338
VIII. Дескрипция и метод · · · · · · · · · · · · · · · · · · 354
1. Первое и второе издания Логических исследований
и Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии
2. Редукция и опыт
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
3. Чистое Я и переживание · · · · · · · · · · · · · · · · 367
IX. Абстрагирование и тождество · · · · · · · · · · · · · · · 386
X. Тождество и интенциональность · · · · · · · · · · · · · · 406
1. Субъективное и объективное как функции знания · · · · · · 407
2. Самотождественность предмета и тематизация сознания
в феноменологии · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 411
3. Различение и структура · · · · · · · · · · · · · · · · 423
XI. Различение и иерархия опыта · · · · · · · · · · · · · · · 426
1. Опыт и сознание · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 428
2. Сознание, различение, мир · · · · · · · · · · · · · · · 435
XII. Дескрипция и деформация опыта (вместо заключения) · · · · · 441
1. Дескрипция, трансцендентальная наивность
и оперативные понятия
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 441
2. Опыт, кризис, агрессия · · · · · · · · · · · · · · · · 447
· 354
· 358
Стр.4