Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Рефлексивная культура педагога (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКунаковская Людмила Александровна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц80
ID208874
АннотацияНастоящее пособие посвящено раскрытию конструктивной рефлексии педагога (т. е. способствующей профессионально-личностному росту, более совершенному витку развития самосознания и деятельности), её содержания, структуры, критериям, уровням её развития, условиям и факторам её развития.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов факультетов педагогического профиля.
Кунаковская, Л. А. Рефлексивная культура педагога / Л. А. Кунаковская .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 80 с. — 80 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208874 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л.А. Кунаковская РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 29 декабря 2011 г., протокол № 1400 Рецензент кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ВГУ О. П. <...> Сохраняется потребность рефлексивного сопровождения педагогической деятельности в учителе (преподавателе), ориентированном на рефлексивный способ ее осуществления и преобразования. <...> Методологически и методически важно осветить профессионально-педагогическую рефлексию, рефлексивную культуру в ее специфике и динамике развития. <...> Настоящее пособие посвящено раскрытию конструктивной рефлексии педагога (т.е. способствующей профессионально-личностному росту, более совершенному витку развития самосознания и деятельности), ее содержания, структуры, критериям, уровням ее развития, условиям и факторам ее развития. <...> Теоретический анализ и экспериментальные исследования показали, что педагоги не владеют навыками рефлексивного анализа профессионального опыта, деятельности, испытывают дефицит рефлексивного сопровождения процесса самосовершенствования в профессии, наблюдается зависимость от внешних требований и предписаний. <...> Проведенный научно-прикладной анализ позволил выделить ряд противоречий: – между профессиональными и личностными качествами педагога; – между уровнем профессионального развития и стремлением учителя (преподавателя) к дальнейшему росту, то есть достигнутыми результатами и потенциально возможным, более высоким уровнем профессионального развития («зона ближайшего развития»); – между необходимыми административными установками и внутренней позицией, то есть внешним побуждением и потребностью педагога в 4 профессиональном и личностном самосовершенствовании, достижении «акме»; – между потребностью <...>
Рефлексивная_культура_педагога.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Рефлексивная_культура_педагога.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л.А. Кунаковская РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
Содержание Предисловие ..........................................................................................................4 Раздел 1. Сущность и содержание профессионально-педагогической рефлексии...............................................................................................................6 Раздел 2. Структура, функции и уровни сформированности педагогической рефлексии.................................................................................23 Раздел 3. Рефлексивная культура педагога и ее составляющие.....................28 Раздел 4. Концептуальная интерпретация рефлексивной деятельности педагога в процессе его профессионального самосовершенствования ........35 Список литературы .............................................................................................48 Приложения.........................................................................................................64 3
Стр.3
Раздел 1. Сущность и содержание профессионально-педагогической рефлексии Новая образовательная парадигма требует не только обогащения профессиональной компетентности, но и осознания каждым своей субъектности, выхода учителя в рефлексивную позицию, позволяющую анализировать различные педагогические ситуации, самостоятельно вырабатывать концептуальные и конструктивно-авторские схемы действия. «Главное в динамике функционирования учителя – выявление и использование своего личностного потенциала, как системообразующего фактора авторской педагогической системы, восхождение от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от типовых педагогических технологий к креативным, личностно ориентированным», – пишет В.А. Сластенин [149, с. 3]. Учитель, способный к исследованию современных педагогических реалий и самодетерминации, выступает в качестве субъекта профессионально-педагогической рефлексии. Проанализируем исходные аргументы, позволяющие обозначить рефлексию в качестве фактора самосовершенствования учителя. Толковый словарь русского языка (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова) определяет фактор как «момент, существенное обстоятельство, способствующее какому-либо процессу, явлению». Его определяют также как активную силу, импульс, которые способны влиять и воздействовать в определенном направлении. Педагогический аспект рефлексии исследовался А. А. Бизяевой, К. В. Вербовой, К. Я. Вазиной, Б. З. Вульфовым, Т. М. Давыденко, И. Ф. Исаевым, И. И. Казимирской, М. М. Кашаповым, Б. П. Ковалевым, С. В. Кондратьевой, В. А. Кривошеевым, А. Н. Крыловым, Ю. Н. Кулюткиным, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. С. Подымовой, Л. М. Перминой, Е. Б. Петрушихиной, А. А. Реаном, В. А. Сластениным, И. Н. Семеновым, С. Ю. Степановым, Г. Н. Сухобской, В. Н. Харькиным, Л. В. Яковлевой и другими. В психолого-педагогической литературе используются различные определения педагогической рефлексии, раскрывающие объем и содержание этого понятия: «профессиональная философия, обобщенно-ценностное от6
Стр.6
ношение к профессии» (С.Г. Вершловский); «осмысление собственных психических процессов и решений» (Т.С. Сочень); «осмысление учителем целесообразности и эффективности своего действия относительно ученика» (К.О. Суарес Родригес); «способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения» (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров); «способность учителя наиболее полно отражать как объект педагогического взаимодействия, так и собственное «Я» в педагогической деятельности» (И.Г. Татур); «оценочный компонент профессионального мышления учителя, выполняющий критериально-целевую и контрольно-корректирующую функцию, находящий свое выражение в личностной позиции учителя, его целях, задачах, мотивах и интересах, побуждающих его к деятельности как участника и организатора педагогического процесса» (О.С. Цокур) и другие. Педагогическая рефлексия, по А.К. Марковой, обращенность сознания учителя на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности и представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность ученика. «Педагогическая рефлексия, – пишет А.К. Маркова, – это способность учителя мысленно представить себе сложившуюся у ученика картину ситуации и на этой основе уточнить представление о себе» [92, с. 24]. Автор указывает, что учителю важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными сомнениями и колебаниями. При этом А.К. Маркова подчеркивает, что педагогическая рефлексия – это самостоятельное обращение учителя к самоанализу без того, чтобы от него это потребовала администрация школы [там же, с. 25]. В.А. Якунин подчеркивает, что в формировании самосознания особую роль играют рефлексивные процессы, процессы анализа и прогнозирования эффективности действий учителя по отношению к учащимся и к самому себе. Профессиональное самосознание, по мнению автора, складывается из самооценки учителя своего актуального «Я», «ретроспективного Я», «идеального Я», и «рефлексивного Я». При этом «рефлексивное Я» трактуется как понимание учителем того, каким его видят другие [191]. Нам представляется, что понимание профессиональной рефлексии может быть расширено определением, данным М.М. Кашаповым, – «спо7
Стр.7
собность и потребность учителя осознавать свои состояния, сопоставлять свои задачи, свои действия и достигаемые результаты в реальных педагогических ситуациях с целью контроля, оценки, коррекции и совершенствования своей педагогической деятельности и педагогического общения» [64, с. 418]. Анализ учебных пособий «Педагогика» показал, что рефлексивная проблематика находит свое отражение в них только с конца 90-х годов. Педагогическая рефлексия в них раскрывается учеными в контексте профессионального развития, самосовершенствования педагога. Авторы В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов [114] признают рефлексию как специфическую форму теоретической деятельности. Рефлексивные умения учителя, как отмечается, связаны с самоанализом в профессии, осмыслением способов достижения поставленных целей, соотнесением наличных условий и поставленных задач, коррекцией действий на основе мнений о себе учащихся, родителей, коллег. В этом же пособии под рефлексией подразумевается не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Обратная связь как неотъемлемая составляющая педагогического процесса служит своеобразным индикатором целесообразности и соответствия полученных результатов поставленным задачам. На этой основе в пособии обосновывается выделение в структуре педагогической деятельности контрольно-оценочного (рефлексивного) компонента. В «Основах педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках» В.З. Вульфов и В.Д. Иванов подчеркивают, что суть гуманной педагогики в том, что ее средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности через рефлексию. «Она представляет собой нравственную деятельность, труд души – “мыслящего сердца” (Гегель), реализуемую способность анализировать себя, свои чувства или поступки, горюя и радуясь, сомневаться, проверяя жизнь свою по критериям совести» [28, с. 26]. По мнению Б.З. Вульфова [27] под рефлексивными способностями следует понимать умение человека осуществлять поиск основания собственной деятельности и изменение себя в них на основе своих психолого8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ