Бреусова Татьяна Александровна
аспирант кафедры общей педагогики, Оренбургский государственный
педагогический университет, г. Оренбург. <...> tatyanabreusova@mail.ru
Художественное общение как фактор становления духовного
опыта младшего школьника
Вопросы поддержки становления духовного опыта в детском возрасте изучены
недостаточно. <...> Это
обусловлено
традиционным соотнесением характеристик
опыта с такими определениями, как «прошлый», «богатый» опыт человека, а
духовность традиционно рассматривается как результат длительной работы по
самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию. <...> Описание духовного
опыта ребенка младшего школьного возраста наиболее полно представлено в
художественной
литературе
–
у <...> Rizzuto) показывают, что младшие
школьники
обладают
острой
духовной
чувствительностью
к
идеалам
и
ценностям, к тому, что является правильным и неправильным, к основным
побудителям
чувств
и
мыслей
людей,
их
духовный
опыт
проявляется,
преимущественно, в стремлении постоянно задавать жизненно важные вопросы
и в «детском» творчестве. <...> Духовный опыт личности мы рассматриваем как совокупность ценностных
личностно-смысловых
образований,
имеющих
интенциональные
(ценностные
ориентации, направленность личности) фиксированные (знания), динамичные
(переживания,
чувства)
и
практические
(действия,
поведение)
формы
и
определяющих отношение личности к себе и окружающему миру, способы
взаимодействия с ним. <...> Духовный опыт ребенка можно рассматривать как совокупность личностносмысловых
образований,
включающих
ценностные
ориентации,
культурные
потребности, знания и представления о культурных и духовных ценностях и
стремление к нравственным поступкам [1], что позволяет выделить совокупность
его
компонентов:
ценностно-ориентационный,
гностический, поведенческий.
мотивационно-потребностный,
Показателями сформированности духовного опыта ребенка являются: <...> а) ориентация на позитивные примеры и образцы <...>
Художественное_общение_как_фактор_становления_духовного_опыта_младшего_школьника.pdf
Бреусова Татьяна Александровна
аспирант кафедры общей педагогики, Оренбургский государственный
педагогический университет, г. Оренбург.
tatyanabreusova@mail.ru
Художественное общение как фактор становления духовного
опыта младшего школьника
Вопросы поддержки становления духовного опыта в детском возрасте изучены
недостаточно. Это обусловлено традиционным соотнесением характеристик
опыта с такими определениями, как «прошлый», «богатый» опыт человека, а
духовность традиционно рассматривается как результат длительной работы по
самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию. Описание духовного
опыта ребенка младшего школьного возраста наиболее полно представлено в
художественной литературе – у Ф.Искандера, Л.Кассиля. Исследования
зарубежных психологов (R. Coles, A.-M. Rizzuto) показывают, что младшие
школьники обладают острой духовной чувствительностью к идеалам и
ценностям, к тому, что является правильным и неправильным, к основным
побудителям чувств и мыслей людей, их духовный опыт проявляется,
преимущественно, в стремлении постоянно задавать жизненно важные вопросы
и в «детском» творчестве.
Духовный опыт личности мы рассматриваем как совокупность ценностных
личностно-смысловых образований, имеющих интенциональные (ценностные
ориентации, направленность личности) фиксированные (знания), динамичные
(переживания, чувства) и практические (действия, поведение) формы и
определяющих отношение личности к себе и окружающему миру, способы
взаимодействия с ним.
Духовный опыт ребенка можно рассматривать как совокупность личностносмысловых
образований, включающих ценностные ориентации, культурные
потребности, знания и представления о культурных и духовных ценностях и
стремление к нравственным поступкам [1], что позволяет выделить совокупность
его компонентов: ценностно-ориентационный, мотивационно-потребностный,
гностический, поведенческий.
Стр.1