Бреусова Татьяна Александровна
Оренбургский государственный педагогический университет
Старший преподаватель кафедры
Художественно-эстетического воспитания
Методика формирования духовной культуры младшего
школьника посредством художественного общения
Философские, психолого-педагогические исследования доказывают, что основы
духовности как чувственно-интеллектуально-волевого выражения закономерности бытия
начинают развиваться в период обучения в начальной школе, когда у ребенка возникают
вопросы смысложизненного характера, появляется интерес к Другому как личности. <...> Между тем, переживаниям детей духовного (надличностного и надситуативного) характера уделяется недостаточно внимания в образовательных учреждениях. <...> Одним из универсальных средств духовного развития личности является искусство – до-теоретическая
этика – этика в действии, а не в назидании. <...> Обращаясь к душе человеческой, к духовной
жизни человека, искусство воплощает духовно-нравственное содержание образов материальных явлений, создает художественными средствами мир духовных ценностей как мир
высших смыслов и целей жизни (Вл. <...> Между тем, значительная часть программ эстетического цикла рассчитана на репродуктивную деятельность, не предусматривая развития индивидуальности, творческих способностей и обогащения духовного мира личности. <...> Следовательно, существует необходимость выявления
путей, средств и методов формирования духовной культуры младшего школьника в процессе общения с искусством. <...> Анализ научных исследований и собственный и профессионально-педагогический
опыт позволил нам определить духовную культуру младшего школьника как значимое
качество личности, интегрирующее духовные знания, направленность и опыт, которые
выступают внутренним ориентиром и регулятором действий и поступков и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном <...>
Методика_формирования_духовной_культуры_младшего_школьника__посредством_художественного_общения.pdf
Бреусова Татьяна Александровна
Оренбургский государственный педагогический университет
Старший преподаватель кафедры
Художественно-эстетического воспитания
Методика формирования духовной культуры младшего
школьника посредством художественного общения
Философские, психолого-педагогические исследования доказывают, что основы
духовности как чувственно-интеллектуально-волевого выражения закономерности бытия
начинают развиваться в период обучения в начальной школе, когда у ребенка возникают
вопросы смысложизненного характера, появляется интерес к Другому как личности.
Между тем, переживаниям детей духовного (надличностного и надситуативного) характера
уделяется недостаточно внимания в образовательных учреждениях. Одним из универсальных
средств духовного развития личности является искусство – до-теоретическая
этика – этика в действии, а не в назидании. Обращаясь к душе человеческой, к духовной
жизни человека, искусство воплощает духовно-нравственное содержание образов материальных
явлений, создает художественными средствами мир духовных ценностей как мир
высших смыслов и целей жизни (Вл. Соловьев). В процессе исторического развития искусство
выступает и как хранитель духовной культуры человечества. Между тем, значительная
часть программ эстетического цикла рассчитана на репродуктивную деятельность,
не предусматривая развития индивидуальности, творческих способностей и обогащения
духовного мира личности. Следовательно, существует необходимость выявления
путей, средств и методов формирования духовной культуры младшего школьника в процессе
общения с искусством.
Анализ научных исследований и собственный и профессионально-педагогический
опыт позволил нам определить духовную культуру младшего школьника как значимое
качество личности, интегрирующее духовные знания, направленность и опыт, которые
выступают внутренним ориентиром и регулятором действий и поступков и характеризующееся
ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном
взаимодействии.
Процесс формирования духовной культуры младшего школьника мы условно разделили
на три этапа, которые отражали последовательность восхождения от знания ду
Стр.1